Собинов Леонид Витальевич

(1872–1934) – оперный певец (лирический тенор). Народный артист Республики (1923).
 
«Голос необычайной гибкости и изящества, голос редчайшего серебристого тембра, голос, приносящий в зал радость», – писал о Собинове музыкальный критик Н.Д. Кашкин.
 
Окончил юридический факультет Московского университета (1894). К юридическим наукам Леонид Витальевич относился не формально. Занимался старательно и на всех экзаменах получал высшие отметки. «Я решил идти по адвокатской части, – говорил он, – это дело кажется мне более простым (по сравнению с судебной медициной) и интересным».
Студенты-юристы были обязаны посещать на историческом отделении историко-филологического факультета лекции по философии, логике, психологии, русской и всеобщей истории, по истории философских учений, по истории литературы.
«А.И. Чупров, считавшийся в начальственных кругах неблагонадёжным и потому, между прочим, пользовавшийся наибольшими симпатиями студентов. Он часто оставался в аудитории после звонка, беседовал со студентами, а также принимал их на дому и договаривал тогда то, на что с кафедры мог только намекать. Статистик И.И. Янжул собирал многолюдную аудиторию, сумев придать живой интерес своему предмету. Н.П. Боголепов был большим знатоком римского права, которое он излагал идеально. Студенты охотно посещали его лекции. В.О. Ключевский –  студенты любили его помимо того, что ценили в нём глубокое знание предмета, его остроумие. Лекции Ключевского были живее, интереснее его печатного курса. Историк В.И. Герье, большой знаток предмета, замечательно образно излагал события всемирной истории и давал богатый фактический материал, из которого студенты заключения выводили сами. Мастерское преподавание М.М. Троицким и Н.Я. Гротом философских наук возбуждало в слушателях интерес к этим дисциплинам. Но всего более любили студенты историка С.Ф.Фортунатова, фанатичного апологета всех революций, начиная с английской, которую он знал в совершенстве.
Научные дисциплины, преподававшиеся на юридическом и историко-филологическом факультетах, давали солидное общее образование. Леонид Витальевич счастливо попал в университет при наличии упомянутого состава профессоров до разгрома университетов при министре народного просвещения Кассо».
(И.Д.Ремезов, секретарь комитета Общества нуждающимся студентам)
 
Широко известны слова Л.В. Собинова о себе: «Я лучший певец среди юристов и лучший юрист среди певцов». Юридическое образование, однако, очень ему пригодилось. Железная логика и широкая эрудиция, несомненно, помогли Л.В.Собинову достичь исключительных высот в певческой карьере. Прочитайте его напутствие молодым певцам – это говорит юрист, более того адвокат-практик:

«В голосе каждого из нас заложена богатая палитра красок, нужно её тщательно разработать и умело ею пользоваться. Но этого мало...

Нужно чтобы до слушателя ясно доходило содержание того, что вы поёте. Работайте над дикцией, работайте не только над словом, но и над каждой буквой...

В третьих, если вы поёте в опере, нужно работать над созданием образа, работать не только музыкально, но изучать много литературы, создавая нужный тип психологически и, если понадобится, верный с исторической точки зрения.

Вот три кита, на которых стоит наше искусство».

По окончании университета он записался помощником к знаменитому присяжному поверенному Ф.Н. Плевако, но получал от него дела незначительные и малоинтересные. Вскоре бросил адвокатуру окончательно. Бросил, потому что призвание его было совсем другое – огромное желание петь:
 
«Кулисы для меня место священное, я дышу в них особенным воздухом, какого не даёт мне университет».
 
С 1898 г. он уже был артистом императорских театров и исполнял главные партии Ленского («Евгений Онегин», П.И.Чайковский), Фауста («Фауст», Ш.Гуно), Синодала («Демон», А.Г.Рубинштейн), Ионтека («Галька», С.Монюшко), Лоэнгрина («Лоэнгрин», Р.Вагнер), Берендея («Снегурочка», Н.А.Римский-Корсаков).
 
«Рядом с нашей квартирой в Чернышевском переулке жил мой товарищ по гимназии и университету Николай Николаевич Архипов (впоследствии известный режиссер Арбатов). Семья Архиповых жила открыто и весело. Постоянно у них собирались гости – певцы, драматические артисты, пианисты. Как-то раз в 1891 г. Архипов позвал меня послушать замечательного тенора. «Чудо природы», как говорил он. Меня познакомили со стройным, красивым молодым человеком среднего роста, с круглой стриженой головой и с прелестными лучистыми глазами. Весь облик его и обращение были в высшей степени обаятельны. Когда он запел, я был поражён: такого приятного, сильного и в то же время мягкого голоса я давно не слыхал. Это был Леонид Витальевич Собинов. Он пропел несколько романсов и арию Ленского, – всё спел верно и с большим вкусом. На мой вопрос, у кого он учился, Собинов ответил, что скажет это тогда, когда из него выйдет что-нибудь серьёзное».
(С.Н.Василенко, композитор и дирижёр, выпускник юридического факультета Московского университета 1896)
 
Одновременно с обучением в университете в 1892 г. Собинов поступил в Филармоническое училище в класс известного тенора А.М. Додонова. «Зачем отрываете вы от занятий в университете молодого студента Собинова? Всё равно, из него, не выйдет певца – слишком слаб и дрожащ голос», – спрашивал инспектор училища. «А вот послушайте его через год», – отвечал ему А.М.Додонов, и действительно, Собинов сразу выделился из группы его учеников.
 
«Леонид Витальевич, заложив руки за спину, спрашивал мою мать: “А как вы думаете, Наталья Ивановна, кем мне быть: артистом или юристом?” И слышу мудрый ответ матери: “Ну конечно, артистом. Юристом вы всегда успеете быть”. Мать моя, серьёзная музыкантша, ученица Н.Г. Рубинштейна, аккомпанировала Собинову с особенной любовью и поражалась его способностям: бывали нередко случаи, когда он приносил утром новый романс и, пройдя его несколько раз с матерью, вечером уже пел его в концерте с большим успехом».
(Е.А.Додонова, дочь А.М.Додонова)
 
В студенческие годы Л.В. Собинов часто пел в хоре Московского университета. Программа концертов состояла из музыкальной и литературной классики. Весь сбор предназначался недостаточным студентам или шёл в пользу пострадавших от неурожая. И после окончания университета певец постоянно выступал на благотворительных концертах.
 
«В Москве существовал комитет по оказанию помощи студентам. Я помню, как скромным юношей появился в комитетской канцелярии студент Собинов. Он получил ссуду на взнос платы в университет от того самого комитета, для которого сделал впоследствии так много, как никто. Долг свой комитету Леонид Витальевич погасил при первой возможности.
Концерты в пользу студентов Собинов давал ежегодно в течение пятнадцати лет (с 1903 по 1918), не считая более ранних, в которых он участвовал. Сборы с его концертов достигали 10 тысяч. По контракту с театральной дирекцией он не мог дать в сезоне более одного концерта, а так как студенческие нужды не всегда укладывались в рамки одного концерта (даже десятитысячного), то он устраивал другой, в замаскированной форме (в виде вечера с приглашёнными гостями в каком-нибудь доме). Сборы с концертов шли главным образом на взнос платы за обучение в университете. Таким образом, множество студентов благодаря Леониду Витальевичу получили высшее образование. Никогда ни один артист не сделал столько для общественности, сколько сделал Собинов. И комитет высоко ценил как помощь ему со стороны Леонида Витальевича, так и его общественную деятельность: учредил стипендию его имени, избрал его в почётные члены, а студенты устраивали ему такие овации, как никому».
(И.Д.Ремезов, секретарь комитета Общества нуждающимся студентам)
 
Он участвовал и в концертах для нелегальных организаций, рабочих кружков. Во время войны собирал своим пением деньги на подарки воинам, для госпиталей, для раненых и больных солдат.
 
В честь 25-летия артистической деятельности певца, в адресе Московского университета было написано:
«Университет наш имеет право гордиться тем, что в число его питомцев вписано и Ваше имя, озарённое блестящим ореолом не только национальной но и мировой славы. С чувством признательности вспоминает он и Ваши знаменитые концерты в пользу недостаточных студентов и курсисток, которые Вы сами, следуя благородным порывам Вашего сердца, организовали уже в начале Вашей деятельности. Тем самым Вы служили не только искусству, но и нашему просвещению».

 
«Я не знаю другого человека искусства, которого бы так любили, ценили, уважали все – и молодёжь, и старшее поколение».
(В.И.Качалов, актёр Художественного театра)
 
«Говоря о нём как о человеке, достаточно было бы отметить, что никогда у него не было врагов, завистников, недоброжелателей. Собинов всегда и везде привлекал к себе всеобщую любовь и уважение, так он был обаятелен, прост и одинаков в обращения со всеми – от министра до театрального плотника, настолько он был жизнерадостен и честен в отношении к людям.»
(М.Ф.Кириков, оперный антрепренёр)
 
«Леонида Витальевича я знал с его студенческих лет. В первый раз увидел я его на одной студенческой вечеринке, когда он всех присутствовавших поразил и очаровал своим необыкновенным голосом – нежным, прекрасного тембра и полным выразительности. Я помню восторженные отзывы коллег его не только как об удивительном певце, но и как о чудесном товарище, редком по отзывчивости – это была душа, “открытая для добра”. Очень умный, способный, начитанный, обладавший памятью исключительной, он легко усваивал как чисто юридические, так и остальные гуманитарные дисциплины курса. Своими знаниями он делился с более слабыми товарищами. Не мог он по своей редкой доброте отказать и в денежной помощи: будучи сам студентом нуждавшимся, он делился последним рублем с товарищами. Отзывчивость всегда была свойственна Л.В.Собинову, щедрость его была беспримерна».
(И.Д.Ремезов, секретарь комитета Общества нуждающимся студентам)
 
«Его щедрость была легендарной. Киевской школе слепых он прислал однажды в подарок рояль, как другие присылают цветы или коробку конфет. Кассе взаимопомощи московских студентов он дал своими концертами 45 тыс. рублей золотом. И то была едва ли десятая доля того, что роздал он за всю свою жизнь нуждающимся. В одном лишь 1902 г. он дал около 50 концертов в пользу студентов. И это гармонировало со всей его творческой личностью. Он не был бы великим артистом, дававшим столько счастья любому из нас, если бы ему не было свойственно такое благожелательство к людям. Стиль его искусства был так благороден, потому что был благороден он сам. Никакими ухищрениями артистической техники не мог бы он выработать в себе такого обаятельно-задушевного голоса, если бы этой задушевности не было у него самого. В созданного им Ленского верили, потому что он и сам был такой беспечный, любящий, простодушный, доверчивый. Оттого-то стоило ему появиться на сцене и произнести первую музыкальную фразу, как зрители тотчас же влюблялись в него, не только в его игру, в его голос, но главным образом в него самого.
Конечно, нельзя объяснить его колоссальный успех одним обаянием творческой личности. Была и другая причина – страстное трудолюбие, труженичество.
Его высокая культурность проявлялась во всем его облике. Он чудесно знал литературу на двух или трех языках, особенно стихи. И сам сочинял их во множестве».
(К.И.Чуковский, поэт, литературный критик)
 
«Когда он умер, скульптор Мухина, делавшая его памятник, изобразила на надгробной плите умершего лебедя. Я думала, что это в память Лоэнгрина, так как Собинова часто называли “лебедем русской сцены”. Но художница так объяснила свою мысль: “У русских людей лебедь всегда является символом чистоты, а чище человека чем Собинов, я не знала”».
(Т.Л.Щепкина-Куперник, писательница, поэтесса, переводчик)
 
30 сентября 2015 г. на юридическом факультете в конференц-зале 4-го учебного корпуса МГУ состоялся концерт, посвящённый памяти Леонида Собинова.