ЭС: Ф.И.Гиренок

ГИРЕНОК ФЁДОР ИВАНОВИЧ (р. 17.03.1948, Алейск Алтайского края), философ, антрополог, культуролог.
 
Окончил философский факультет МГУ (1976). Кандидат философских наук (1980, «Теоретико-методологический статус концепции ноосферы в современной науке»). Доктор философских наук (1987, «Экология как феномен самосознания цивилизации»). Профессор (1991).
 
Профессор (1999), заведующий кафедрой философской антропологии проблем комплексного изучения человека (2015–н.вр.) философского факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов философская антропология, история русской философии, онтология, язык философии, философские проблемы экологии, постмодернизм, русская история.
Исследовал творчество русских мыслителей С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, В.В. Розанова, Г.П. Федотова.
Переосмысливая философское наследие В.И. Вернадского, впервые предложил концептуализацию «русского космизма» в качестве особого направления и духовно-теоретического феномена отечественной философии (1980-е гг.). Концепция русского космизма в целом была представлена в работе «Экология. Цивилизация. Ноосфера» (1987), а после выхода книги «Русские космисты» (1990) эта тема стала одной из магистральных в исследованиях по истории русской философии.
«Русский космизм включает в себя понятие о ноосфере. Я бы сейчас вообще не стал употреблять такие слова как ноосфера. Она была важна лишь в составе описательного естествознания в России. Существует классическое естествознание, математизированное естествознание. Все знают философские вопросы квантовой физики, проблема субъекта и т.д. А есть ещё очень важные философские проблемы, связанные с естествознанием, которые были зафиксированы в России и не только В.И.Вернадским, но и другими учёными в целом ряде понятий. Первое понятие: мир живой, но он не такой, каким его изображает естествознание. Он живой, в нём есть хаос. А рациональная его составляющая – это только небольшая плёнка. Такую мысль высказывал и Павел Флоренский. В этой концепции ноосферы как раз и фиксировалась живость мира, и, следовательно, нужно было вырабатывать понятия, в которых можно было бы схватить язык природы».
 
Поставив в качестве важнейшего вопроса современной философии проблему языка философии, выдвинул и разработал принципы археоавангарда как направления философии, обладающего благодаря особому вниманию к использованию «глубинных ресурсов языка» (в т.ч. метафорики, иронии и парадоксальности), наиболее релевантным концептуально-лингвистическим аппаратом для постановки и разрешения актуальных проблем современности.
«Современная философия принуждена быть литературой, чтобы расплавить, растопить ту кору понятий и концептов, которые образовались в ней за две с половиной тысячи лет. Эта остывшая лава давит и раздавливает всё, что есть живого в философии. История философии губит философию. Философии нужно лишить себя двойной непрозрачности, скинуть с себя шкуру метафизики и дотронуться до человека, прикоснуться к нему, задеть его. Философия должна радовать и печалить, веселить и огорчать. Её тексты не должны быть громоздкими, их надо делать компактными, обозримыми. В них должен доминировать естественный язык, а не терминологические отходы философской работы многих поколений. Философия – это публичный разговор с самим собой и о себе. Возникает вопрос об отношении человека к своим импульсам, аффектам, тревогам. Археоавангард в философии выбирает самопричинение, – нетождественность человека самому себе, которая позволяет ему воздействовать на самого себя».
 
На рубеже XX – XXI вв. впервые в отечественной науке разработал теорию «клипового мышления», констатирующую тенденцию к отказу современной культуры от линейного, понятийного мышления, и переход к «клиповому», нелинейному. Человек начинает мыслить дискретными, обрывочными конструкциями; образность замещает логику и анализ. Наука, подвергаясь воздействию «клиповости», теряет свойственный ей академизм.
 
По книге «Удовольствие мыслить иначе» режиссёр М.С. Дитковский снял одноимённый научно-популярный фильм, построенный в форме диалога между художником и философом. Философ говорит о своей концепции, а художник, пытаясь переосмыслить услышанную им идею, создаёт визуальный ряд (2009).
 
Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2016).
 
Основные труды: «Ускользающее бытие» (1994), «Метафизика пата» (1995), «Антропологические исследования: Кант и Гегель» (2001), «Философия минималистских форм» (2003), «Удовольствие мыслить иначе» (2008), «Аутография языка и сознания» (2010), «Абсурд и речь. Проблемы воображаемого» (2012), «Фигуры и складки» (2013), «Русская философия XXI в. Максимы» (соавт., 2014), «Клиповое сознание» (2016), «Философия русского авангарда» (cоавт., 2018), «Свобода и судьба. Что мы поняли благодаря пандемии?» (2021).
 
Литература: Гиренок Ф.И. Я называю это пространством бытовой свободы; Нилогов А., Шаргунов С. Интервью с Ф.Гиренком.