ЭС: Е.В.Брызгалина

БРЫЗГАЛИНА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА (р. 23.03.1969, Рязань), философ.
 
Окончила философский факультет МГУ (1992). Кандидат философских наук (1994, «Проблема синтеза медико-биологического и философского знания в учении об индивидуальности»).
 
Заведующий кафедрой философии образования (2008–н.вр.); доцент кафедры философии и методологии науки (1999–2009) философского факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов философия образования (проблемы управления образованием, парадигмы образования, образовательная политика государства, социальный облик студенчества); философские проблемы биологии и медицины (биоэтика, биополитика, биобезопасность человека).
На основе анализа проблем современной биомедицинской науки сделала вывод о том, что её достижения следует осмысливать сквозь призму антропологического концепта «индивидуальность». Выявила причины повышенного интереса современной науки к исследованию индивидуальности, обусловленные как внешними по отношению к науке факторами, так и внутренними условиями развития: возрастание власти исследователя, вооружённого новейшей техникой и технологией, над телом и психикой индивида. Современное учение об индивидуальности характеризуется многоплановостью и многообразием. Существование разнообразных, альтернативных стратегий исследования индивидуальности (аддитивный, комплексный, субъектно-деятельностный, интегральный, специально-целостный, структурно-функциональный, эволюционно-системный, факторный подходы) говорит о том, что формой существования человеческой индивидуальности является полиморфность её проявления. Предложила оригинальный подход к рассмотрению таких актуальных проблем, как соотношение биологического и социального в антропосоциогенезе, проблем внутривидовой вариативности. Описала и интерпретировала влияние, оказываемое теоретическими парадигмами, на решение конкретных вопросов становления индивидуальности в филогенезе вида Homo sapiens и онтогенезе человека. Определила специфику современных проблем, возникающих в рамках биоэтики, биотехнологии, генной инженерии как проблем, выводящих человека на грань своих бытийных качеств, для разрешения которых понятие «индивидуальность» выступает концептуальной методологической основой.
Показала, что важной областью научного поиска являются проблемы философии образования, в том числе статус субъектов образования, методологические аспекты управления образованием, оценка качества образования в России и в мире. Исследовала роль государства в управлении образованием, в частности, способы разработки и введения системы стандартов в образовательный процесс. Раскрыв трудности, вызываемые переходом от знаниевой к компетентностной парадигме образования, предложила методы гармонического соединения фундаментальности и практической ориентированности современной системы образования.
 
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность (2016).
Лауреат премии имени И.И. Шувалова за монографию «Индивидуальность: стратегии поиска» (2003).
Почётный работник сферы образования РФ (2020).
 
Основные труды: «История биологии как смена парадигмального знания» (1998), «Индивидуальность человека» (2000), «Концептуализации общества в социально-философской и философско-исторической рефлексии» (соавт., 2017), учебники «Концепции современного естествознания» (2013), «Социальная философия и философия истории» (соавт., 2018), «Биобанкинг: социально-гуманитарные аспекты» (2018).