Сакулин Павел Никитич

САКУЛИН ПАВЕЛ НИКИТИЧ (1(13).11.1868, с. Воскресенское Самарской губ. – 7.09.1930, Ленинград), литературовед.
 
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1891). Ученик Н.С. Тихонравова. Доктор (1913, «Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель-писатель»).
Академик отделения гуманитарных наук (история русской литературы) АН СССР (1929, член-корреспондент с 1923).
Председатель отделения языка и литературы (1923), профессор кафедры истории русской литературы (1921–1924) факультета общественных наук. Профессор кафедры русского языка и русской литературы историко-филологического факультета (1917–1921). Действительный член Института языковедения и истории литературы при факультете общественных наук (1921–1925).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история русской литературы.
Ввёл в практику литературоведения термин «стиль эпохи», понимаемый как сложный культурный процесс, определённая среда, которая неизменно сопровождает социальное развитие, борьбу противоположностей. Предложил периодизацию русской литературы с IX в. и выделял три эпохи: до середины XVII в.; до 40-х гг. XIX в.; неоконченную, включающую современную литературу. В каждом периоде, руководствуясь гегелевской диалектикой, видел тезис, антитезис и синтез. Рассматривал историю русской литературы как историю развития, смену литературных форм и жанров. Выделил три группы задач литературного исследования: имманентные, каузальные и конструктивные. Руководствуясь имманентными задачами, исследователь был обязан отвлечься от социальной обусловленности творчества, так как оно развивается автономно от социальных воздействий, и остановиться на анализе художественных форм и содержания произведения. Выявляя непосредственные причины появления данного произведения (внутренние и внешние), исследователь достигал решения каузальных задач. Конструктивные задачи подразумевали построение истории литературы на основе идеи «развития по природе». Изучил творчество Н.В. Гоголя, В.А. Жуковского, Н.А. Некрасова, Н.И. Новикова, А.Н. Плещеева, А.Н. Пыпина, И.С. Тургенева, считая, что их творчество имело наибольшее общественное значение. При этом для исследования привлекал произведения не только классиков, крупнейших представителей отечественной литературы, но и массовую, в том числе лубочную книжную продукцию.
В должности приват-доцента покинул Московский университет в 1911 г. в связи с реакционной политикой министра народного просвещения Л.А. Кассо. Директор Пушкинского Дома (1929–1930). Председатель Общества любителей российской словесности (1921–1930).
 
Основные труды: «Новое русское правописание» (1917), «Реформа русского правописания» (1917), «На грани двух культур. И.С.Тургенев» (1918), «Пушкин. Историко-литературные эскизы» (1920), «Пушкин и Радищев. Новое решение старого вопроса» (1920), «Некрасов» (1922), «Русская литература и социализм» (1922), «К вопросу о построении поэтики» (1923), учебные пособия «Новая русская литература. Александровская эпоха. Лекции» (1908), «Русская литература после Пушкина. Лекции» (1912), «История новой русской литературы. Эпоха классицизма. Курс лекций» (1918), «Русская литература 30–40-х гг. Лекции»; «Личность М.В.Ломоносова» (1912), «Великий сын народа. М.В.Ломоносов» (1919), «Академик В.М.Фриче. Некролог» (1930).
 
Литература: Поспелов Г. П.Н.Сакулин. Институт русской литературы “Пушкинский Дом” РАН; П.Н.Сакулин. Московский педагогический государственный университет.