ЭС: А.А.Гусейнов
ГУСЕЙНОВ АБДУСАЛАМ АБДУЛКЕРИМОВИЧ (р. 8.03.1939, с. Алкадар Касумкентского р-на Дагестанской АССР), философ.
Окончил философский факультет МГУ (1961). Кандидат философских наук (1964, «Условия происхождения нравственности»). Доктор философских наук (1976, «Социальная природа нравственности»).
Академик отделения общественных наук (философия, политология, социология, психология и право) РАН (2003, член-корреспондент с 1997).
Профессор (2014–н.вр.), заведующий кафедрой этики (1996–2014) философского факультета. Работает в МГУ с 1965 г.
В Московском университете.
«Почему я выбрал философский факультет? Трудно сказать... Я пошёл на философский факультет, потому что решил пойти на него. Это было сугубо моё индивидуальное решение. Никто меня к нему не подталкивал, никаких привходящих, облегчающих такой выбор факторов не было. Было ещё вот что. Я прочитал брошюру общества “Знание” о законе единства и борьбы противоположностей, а может быть вообще о законах диалектики. На меня произвело живое и очень сильное впечатление, что всё развитие в мире происходит через борьбу противоположностей.
И у меня возник вопрос, а в чем же тогда тайна развития человека? Значит, должно быть тоже какое-то противоречие, которое движет человеком. А не является ли, подумал я тогда, таким противоречием и противоречие между сердцем и умом?...
Тогда у меня появилась мысль, что всё-таки философия – это то, чем бы я хотел заниматься. Я вырос в Дагестане, в те годы практиковалась бронь для национальных кадров в вузах. Мне предложили внеконкурсное место в инженерно-строительном институте.
Я отказался, сказал, что хочу в МГУ на философский факультет. А такой брони не было. Человек из обкома партии даже кричал на меня: что ты понимаешь! Это ж так хорошо – инженер, будешь строителем!.. Я не согласился. Поехал в Москву на свой страх и риск, и мне повезло».
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история философии, история и теория этики (в частности, «золотое правило нравственности», этика ненасилия); социальная философия; этические проблемы права; проблемы этики науки. Стажировался в Берлинском университете имени Гумбольдта (1970–1971).
Сформулировал гипотезу о стадиальном происхождении нравственности, взяв за критерий обособление индивида от родоплеменной общности в качестве самодеятельной личности.
Первым в отечественной философии в начале 1970-х гг. исследовал «золотое правило нравственности» – общее этическое правило, чаще всего формулируемое как «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе», способствуя его популяризации в обществе.
«При рассмотрении генезиса и первых свидетельств о золотом правиле нравственности три вещи вызывают удивление. Во-первых, разными, не ведавшими друг о друге мыслителями, оно формулируется схожим, практически одинаковым образом. Во-вторых, возникшее на заре цивилизации, в середине первого тысячелетия до нашей эры, оно характеризуется широким общечеловеческим кругозором, некой, можно сказать, гуманистической завершённостью, к которой нечего прибавить даже в нашу глобализирующуюся эпоху. В-третьих, оно возникает приблизительно в одно и то же время в разных культурах, связь между которыми на том этапе маловероятна и во всяком случае надёжно не удостоверена. Как объяснить эти странности?
Совпадение формулировок, на наш взгляд, связано с элементарностью золотого правила… и должно нас удивлять так же мало, как и тот факт, например, что 2 x 2 всегда, везде и кто бы это ни делал, даёт один и тот же результат. Что касается гуманистической завершённости золотого правила, то здесь можно предложить следующее объяснение. Общественные идеалы и гуманитарные стратегии конструируются по преимуществу и как правило от противного. Их историческая устойчивость, вдохновляющая сила и ценность определяются … тем, что они порывают с прошлым, точно обозначая линии разрыва с ним. Их сила не в прозорливости, а в революционности. Они задают общую критическую диспозицию по отношению к реальности. Золотое правило в свёрнутом виде содержит этическую стратегию поведения, сформулированную по контрасту и в противовес нравственным устоям первобытного, доцивилизационного (родоплеменного, кланового) строя жизни, который держался на двух фундаментальных принципах: а) изначальном, безусловном разделении людей на «своих» и «чужих»; б) коллективной ответственности индивидов в пределах родовой общности.
Золотое правило задаёт нравственную перспективу, в которой радикальным образом снимаются оба этих принципа. По контрасту с ними: а) формулируется равенство людей независимо от какой бы то ни было их групповой принадлежности и б) утверждается принцип индивидуальной ответственности поведения.
Золотое правило выносит за скобку, отвлекается от всех характеристик индивида за исключением одной – способности быть причиной своих собственных действий. Оно имеет дело с человеком в качестве субъекта, ответственного за то, что он делает».
Исключительно велика роль учёного в научно-исторической и философской разработке этики Аристотеля: именно ему принадлежит заслуга внесения в советскую и российскую науку проблематики этического аристотелизма. С его именем связана идея интерпретации классической европейской этики как различных опытов духовного преодоления противоречия между счастьем и добродетелью; обоснование того, что этика и моральное сознание образуют единый духовный комплекс, не укладывающийся в схему науки и её предмета; описание морализаторства как фетишистской формы сознания.
С конца 1980-х гг. разрабатывает концепцию этики ненасилия. В работах «Введение в этику» (1985) и «Краткая история этики» (соавт., 1987) предложил схему систематизации западноевропейской этики, рассматривающую её античный этап как учение о добродетелях, средневековый – как учение о благах, новое время – как синтез того и другого.
Исследования в сфере этики ненасилия вылились в создание и обоснование идейно-этического научного комплекса, названного им «негативной этикой», постулирующей абсолютный характер моральных императивов. В работе «Великие моралисты» (1995) обобщил результаты исследований по этике ненасилия, обосновал и утвердил принципиальную невозможность обоснования насилия с помощью моральных аргументов.
Директор Института философии РАН (2006–2015, 2021–н.вр.).
Лауреат Государственной премии РФ за разработку научной концепции и создание «Новой философской энциклопедии. В 4-х т.» (2004, соавт.). Это уникальное издание является самым полным в отечественной литературе сводом философских знаний на рубеже тысячелетий, содержит около 5000 статей, авторами которых являются более 400 известных специалистов в различных областях философии.
Основные труды: «Проблема происхождения нравственности: на материале развития института кровной мести» (1964), «”Золотое правило” нравственности» (1972), «Социальная природа нравственности» (1974), «Этика Аристотеля» (1984), «Ненасилие. Философия, этика, политика» (соавт., 1993), «Язык и совесть. Избранная социально-философская публицистика» (1996), «Сослагательное наклонение морали» (2001), «Философия, мораль, политика» (2002), «Античная этика» (2003), «Идея абсолютного в морали» (2004), «Негативная этика» (2007), «Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней» (2009), «Совесть: бесполезное свойство души?» (соавт., 2009), «Философия – мысль и поступок: Статьи, доклады, лекции, интервью» (2012), «Этика профессора, или исповедь на заданную тему» (2013), «Математические основы золотого правила нравственности: теория нового альтруистичного уравновешивания конфликтов в противоположность “эгоистичному” равновесию по Нэшу» (соавт., 2016), учебники «Этика» (соавт., 1998), «История этических учений» (2003); «Феномен Зиновьева» (сост., 2002), «История и философия науки» (соавт., 2018).
Литература: Когда философии было лучше? Московский университет. 2011. №30–31. Октябрь; Устная история. О золотом правиле нравственности...; А.А.Гусейнов. Философский факультет МГУ.