ЭС: А.А.Гусейнов

ГУСЕЙНОВ АБДУСАЛАМ АБДУЛКЕРИМОВИЧ (р. 8.03.1939, с. Алкадар Касумкентского р-на Дагестанской АССР), философ.
 
Окончил философский факультет МГУ (1961). Кандидат философских наук (1964, «Условия происхождения нравственности»). Доктор философских наук (1976, «Социальная природа нравственности»).
Академик отделения общественных наук (секция философии, политологии, социологии, психологии и права) АН СССР/РАН (2003, член-корреспондент с 1997).
 
Профессор (2014–н.вр.), заведующий кафедрой этики (1996–2014) философского факультета. Работает в МГУ с 1965 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история философии, история и теория этики (в частности, «золотое правило нравственности», этика ненасилия); социальная философия; этические проблемы права; проблемы этики науки. Стажировался в Берлинском университете имени Гумбольдта (1970–1971).
«Почему я выбрал философский факультет? Трудно сказать... Я пошёл на философский факультет, потому что решил пойти на него. Это было сугубо моё индивидуальное решение. Никто меня к нему не подталкивал, никаких привходящих, облегчающих такой выбор факторов не было. Было ещё вот что. Я прочитал брошюру общества “Знание” о законе единства и борьбы противоположностей, а может быть вообще о законах диалектики. На меня произвело живое и очень сильное впечатление, что всё развитие в мире происходит через борьбу противоположностей.
И у меня возник вопрос, а в чем же тогда тайна развития человека? Значит, должно быть тоже какое-то противоречие, которое движет человеком. А не является ли, подумал я тогда, таким противоречием и противоречие между сердцем и умом?...
Тогда у меня появилась мысль, что всё-таки философия – это то, чем бы я хотел заниматься. Я вырос в Дагестане, в те годы практиковалась бронь для национальных кадров в вузах. Мне предложили внеконкурсное место в инженерно-строительном институте.
Я отказался, сказал, что хочу в МГУ на философский факультет. А такой брони не было. Человек из обкома партии даже кричал на меня: что ты понимаешь! Это ж так хорошо – инженер, будешь строителем!.. Я не согласился. Поехал в Москву на свой страх и риск, и мне повезло».
 
Сформулировал гипотезу о стадиальном происхождении нравственности, взяв за критерий обособление индивида от родоплеменной общности в качестве самодеятельной личности.
Первым в отечественной философии в начале 1970-х гг. исследовал «золотое правило нравственности» – общее этическое правило, чаще всего формулируемое как «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе», способствуя его популяризации в обществе.
«При рассмотрении генезиса и первых свидетельств о золотом правиле нравственности три вещи вызывают удивление. Во-первых, разными, не ведавшими друг о друге мыслителями, оно формулируется схожим, практически одинаковым образом. Во-вторых, возникшее на заре цивилизации, в середине первого тысячелетия до нашей эры, оно характеризуется широким общечеловеческим кругозором, некой, можно сказать, гуманистической завершённостью, к которой нечего прибавить даже в нашу глобализирующуюся эпоху. В-третьих, оно возникает приблизительно в одно и то же время в разных культурах, связь между которыми на том этапе маловероятна и во всяком случае надёжно не удостоверена. Как объяснить эти странности?
Совпадение формулировок, на наш взгляд, связано с элементарностью золотого правила… и должно нас удивлять так же мало, как и тот факт, например, что 2 x 2 всегда, везде и кто бы это ни делал, даёт один и тот же результат. Что касается гуманистической завершённости золотого правила, то здесь можно предложить следующее объяснение. Общественные идеалы и гуманитарные стратегии конструируются по преимуществу и как правило от противного. Их историческая устойчивость, вдохновляющая сила и ценность определяются … тем, что они порывают с прошлым, точно обозначая линии разрыва с ним. Их сила не в прозорливости, а в революционности. Они задают общую критическую диспозицию по отношению к реальности. Золотое правило в свёрнутом виде содержит этическую стратегию поведения, сформулированную по контрасту и в противовес нравственным устоям первобытного, доцивилизационного (родоплеменного, кланового) строя жизни, который держался на двух фундаментальных принципах: а) изначальном, безусловном разделении людей на «своих» и «чужих»; б) коллективной ответственности индивидов в пределах родовой общности.
Золотое правило задаёт нравственную перспективу, в которой радикальным образом снимаются оба этих принципа. По контрасту с ними: а) формулируется равенство людей независимо от какой бы то ни было их групповой принадлежности и б) утверждается принцип индивидуальной ответственности поведения.
Золотое правило выносит за скобку, отвлекается от всех характеристик индивида за исключением одной – способности быть причиной своих собственных действий. Оно имеет дело с человеком в качестве субъекта, ответственного за то, что он делает».
 
Исключительно велика роль учёного в научно-исторической и философской разработке этики Аристотеля: именно ему принадлежит заслуга внесения в советскую и российскую науку проблематики этического аристотелизма. С его именем связана идея интерпретации классической европейской этики как различных опытов духовного преодоления противоречия между счастьем и добродетелью; обоснование того, что этика и моральное сознание образуют единый духовный комплекс, не укладывающийся в схему науки и её предмета; описание морализаторства как фетишистской формы сознания.
 
С конца 1980-х гг. разрабатывает концепцию этики ненасилия. В работах «Введение в этику» (1985) и «Краткая история этики» (соавт., 1987) предложил схему систематизации западноевропейской этики, рассматривающую её античный этап как учение о добродетелях, средневековый – как учение о благах, новое время – как синтез того и другого.
Исследования в сфере этики ненасилия вылились в создание и обоснование идейно-этического научного комплекса, названного им «негативной этикой», постулирующей абсолютный характер моральных императивов. В работе «Великие моралисты» (1995) обобщил результаты исследований по этике ненасилия, обосновал и утвердил принципиальную невозможность обоснования насилия с помощью моральных аргументов.
Директор Института философии РАН (2006–2015).
 
Лауреат Государственной премии РФ за разработку научной концепции и создание «Новой философской энциклопедии. В 4-х т.» (2004, соавт.). Это уникальное издание является самым полным в отечественной литературе сводом философских знаний на рубеже тысячелетий, содержит около 5000 статей, авторами которых являются более 400 известных специалистов в различных областях философии.
 
Основные труды: «Проблема происхождения нравственности: на материале развития института кровной мести» (1964), «”Золотое правило” нравственности» (1972), «Социальная природа нравственности» (1974), «Этика Аристотеля» (1984), «Ненасилие. Философия, этика, политика» (соавт., 1993), «Язык и совесть. Избранная социально-философская публицистика» (1996), «Сослагательное наклонение морали» (2001), «Философия, мораль, политика» (2002), «Античная этика» (2003), «Идея абсолютного в морали» (2004), «Негативная этика» (2007), «Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней» (2009), «Совесть: бесполезное свойство души?» (соавт., 2009), «Философия – мысль и поступок: Статьи, доклады, лекции, интервью» (2012), «Этика профессора, или исповедь на заданную тему» (2013), «Математические основы золотого правила нравственности: теория нового альтруистичного уравновешивания конфликтов в противоположность “эгоистичному” равновесию по Нэшу» (соавт., 2016), учебники «Этика» (соавт., 1998), «История этических учений» (2003); «Феномен Зиновьева» (сост., 2002), «История и философия науки» (соавт., 2018).
 
Литература: Когда философии было лучше? Московский университет. 2011. №30–31. Октябрь; Устная история. О золотом правиле нравственности...; А.А.Гусейнов. Философский факультет.