ЭС: С.Ф.Анисимов

АНИСИМОВ СЕРГЕЙ ФЁДОРОВИЧ (20.06.1922, с. Кобзево Кайбицкого р-на Татарской АССР – 10.06.2005, Москва), философ.
 
Окончил философский факультет МГУ (1949). Кандидат философских наук (1954, «Объективная закономерность и законы науки»). Доктор философских наук (1966, «Христианская мораль в свете марксистской этики»).
 
Профессор (1970–2005), заведующий кафедрой марксистско-ленинской этики/этики (1968–1980); профессор кафедры исторического материализма (1980–1986) философского факультета. Работал в МГУ с 1958 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история философии, логика, философия науки, этика, аксиология, философия религии.
Концептуализировав моральное сознание как вершину эволюции человека, выдвинул идею морали в качестве фундаментального свойства человеческой деятельности. Вскрыл роль морали в структуре человеческого поведения. Осуществив сравнительный анализ систем норм морали в христианстве и в советском обществе, обосновал новаторский вывод о том, что основные моральные ценности и нормы в разных исторических ситуациях являются отражениями фундаментальных надысторических общечеловеческих требований общества к поведению людей.
Одним из первых приступил к исследованию проблемы ценностей в структуре морального сознания. Раскрыв соотношение ценностей с другими базовыми элементами человеческой деятельности, разработал целостную теорию ценностей. Поставил и разрешил проблему природы императивности моральных ценностей. Учебное пособие «Введение в аксиологию» (2001), посвящённое теории ценностей, стало первым в нашей стране.
 
Сыграл большую роль по созданию и утверждению этики как самостоятельной научно-философской дисциплины: «Насыщая этот благородный предмет историко-философским и жизненным содержанием, он поднял его на должный уровень преподавания и осмысления, что значительно повысило его авторитет среди студентов и аспирантов». Организатор создания кафедры этики на философском факультете – первой в СССР. Сам учёный, вспоминая об этом, рассказывал:
«Мне в разное время пришлось учиться и работать на четырёх кафедрах философского факультета. Главным делом и личным вкладом в его историю я считал активное своё участие в создании в конце 60-х годов специальной кафедры этики, которой заведовал первые 12 лет её существования… К началу 80-х годов кафедра стала важным центром развития преподавания этики в университетах и многих других вузах страны».
 
Заслуженный профессор Московского университета (1996).
 
Великая Отечественная война. Ушёл добровольцем в Красную армию в июле 1941 г., будучи студентом МИФЛИ. Участвовал в боевых действиях комсомольского истребительного батальона в прифронтовой зоне Смоленской области: выносил с поля боя раненых. Слушатель курсов военных переводчиков на военном факультете 2-го Московского института иностранных языков (сент. 1941 – март 1942). В звании лейтенанта был назначен инструктором батальона в 6-й бригаде воздушно-десантного корпуса на Северном Кавказе. Выполнял работу шифровальщика и военного переводчика в штабе 753-го стрелкового полка 192-й дивизии 62-й армии на Сталинградском фронте. Принимал участие в боях против частей 6-й немецкой армии фельдмаршала Паулюса. Раненым попал в плен, вывезен в Австрию, где работал в штольнях, на железной дороге, на лесоповале в горах. В апреле 1944 г. бежал из эшелона и три месяца скрывался в Словакии под видом гражданского лица, увезённого на работы с Украины. Подвергся новым арестам, заключению в различных штрафных лагерях Австрии. В начале мая 1945 г. был освобождён Красной армией. Пройдя проверку, продолжил прерванную службу в 1037-м Венском стрелковом полку, в составе которого совершил в июне 1945 г. марш Победы через Австрию, Венгрию и часть Румынии, затем по железным дорогам — до г. Канска, закончив военную службу в Красноярске.
 
Государственные награды: орден Отечественной войны (II ст. – 1985), медали – «За отвагу», «За оборону Сталинграда».
 
Основные труды: «Нравственный прогресс и религия» (1965), «Ценности реальные и мнимые. Критика христианского истолкования и использования ценностей жизни и культуры» (1970), «Социальная сущность, структура и функции морали» (1973), «Ленинские принципы нравственного воспитания личности» (1973), «Мораль и поведение» (1979), «Личность: этические проблемы» (соавт., 1979), «Методика преподавания этики в высшей школе» (соавт., 1980), «Проблема смысла жизни в религии и атеизме» (соавт., 1981), «Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности» (1981), «Духовные ценности: производство и потребление» (1988), «Личность в социалистическом обществе. Философские аспекты формирования» (соавт., 1988), «Моральные ценности и личность» (соавт., 1994).
 
Литература: Соколов В.В. Философские страдания и просветления в советской и постсоветской России // Философская оттепель и падение догматического марксизма в России. Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова в воспоминаниях его выпускников. – М.; СПб., 2017; Анисимов Сергей Фёдорович. Незабываемые имена // Философский факультет Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Очерки истории. – М., 2002.