ЭС: П.Г.Тагер

ТАГЕР ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (18.09.(1.10.)1903, Москва – 30.06.1971, Москва), физик, изобретатель.
 
Окончил физико-математический факультет Московского университета (1926). Доктор технических наук (1940). Профессор (1937).
Сотрудник НИИ физики (1926–1928).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов звуковое кино, в том числе запись фонограмм переменной плотности и переменной ширины, природа звуковых искажений при оптическом методе записи, теоретические основы стереофонического кинематографа.
Разработка оригинальной системы звукового кино началась в стенах НИИ физики. Здесь, 26 ноября 1926 г., П.Г. Тагер выступил с докладом о «говорящем кино», а в марте 1928 г. провёл первую общественную демонстрацию «говорящей фильмы» по разработанной им системе «Тагефон».
«Система должна была удовлетворять трём условиям: во-первых, всегда, даже при обрыве киноленты, совершенно автоматически и полностью восстанавливать синхронность между звуком и изображением. Во-вторых, чтобы не было механического соприкосновения между звуконосителем и прибором, воспроизводящим звук, для износоустойчивости звукозаписей. В-третьих, чтобы простыми способами можно было получать нужное количество копий».
 
П.Г. Тагер получил более 15 авторских свидетельств и патентов за разработки в области записи звука (1927–1932). Успехи были настолько впечатляющими, что удостоились специального упоминания руководителей партии на XVI съезде ВКП(б): «В области звукового кино инженерами Шориным и Тагером закончена конструкция звукового кино. Конструкции эти вышли из стадии испытания и переданы сейчас на заводы». По системе Тагера были оборудованы два крупнейших звуковых кинотеатра («Колосс» в Москве и «Гигант» в Ленинграде). Кинотеатр «Колосс» был организован в здании Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. 1 июня 1931 г. в её Большом зале состоялась премьера первого советского звукового полнометражного игрового фильма «Путёвка в жизнь» режиссера Н.В. Экка – фонограмма фильма была записана по системе «Тагефон». В 1931 г. на заводе «Ленкинап» начался первый серийный выпуск звукозаписывающей аппаратуры «Тагефон СГК-7».
С появлением звука расширились эстетические и функциональные границы кино, а синхронизация изображения и звука усилила внимание, интерес и доверие публики к тому, что происходило на экране. Под руководством П.Г. Тагера в Научно-исследовательском кинофотоинституте была разработана аппаратура для съёмки и показа широкоэкранного стереофонического фильма с кашетированием кадра (1948–1949).
Член ЦК Союза кинофотоработников.
 
Лауреат Государственной премии СССР за разработку и внедрение нового метода звукозаписи фильмов (1950, соавт.).
Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1947).
 
Великая Отечественная война. Кроме вклада в развитие кинематографа П.Г. Тагер сделал несколько важных военных изобретений: участвовал в разработке новой формы снаряда с увеличенной пробивной силой.
 
Государственные награды: орден Ленина (1935).
 
Литература: П.Г.Тагер. Научно-исследовательский кинофотоинститут; Система звукового кинематографа П.Г.Тагера.
***
«Слушали в темноте и в абсолютной тишине, затаив дыхание... Затем режиссер сказал:
– Послушаем ещё раз!
Прослушали и включили свет… И четверо молодых и здоровых мужчин, не стесняясь, что их назовут сентиментальными, стали вынимать платки. Они плакали от счастья.
– Тагер плакал от сознания, что его изобретение пошло в производство и начнёт эру звукового художественного фильма <«Путёвка в жизнь»>.
– Оператор Нестеров – от того, что именно он будет первым звукооператором в истории, записавшим человеческий голос.
– Режиссёр Экк – от того, что благодаря своей настойчивости и воле он стал режиссёром и автором первого звукового фильма.
Отчего же плакал я, артист Жаров, первый певец в первом звуковом фильме? Я плакал от того, что совершенно не узнал своего голоса. Конечно, я не Шаляпин, да и не возлагал больших надежд на свое пение, но то, что я услышал, было выше всякой фантастики – с экрана раздавался глухой, как из бочки, звук, удивительно похожий на лай голодного пса».