ЭС: А.С.Панарин

ПАНАРИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (26.12.1940, Горловка Донецкой обл. – 23.09.2003, Москва), философ, политолог.
 
Окончил философский факультет МГУ (1966). Кандидат философских наук (1974, «Критика социальной доктрины Жана Фурастье»). Доктор философских наук (1991, «Современный цивилизационный процесс и феномен неоконсерватизма»). Профессор (1992).
 
Заведующий кафедрой политологии/теоретической политологии философского факультета (1993–2003). Работал в МГУ с 1989 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов философия политики, история социальных и политических идей, история России, политология, философия истории, методология политического прогнозирования.
Один из пионеров исследований в сфере политической глобалистики в России, основатель оригинального направления политической философии, опирающийся на цивилизационный подход.
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за монографию «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI в.» (1999). Впервые в отечественной литературе предпринял попытку подвести итоги и наметить перспективы развития цивилизации в преддверии XXI в. Ключевые проблемы прошлого, настоящего и будущего России рассмотрены в контексте её противоречивых взаимоотношений с цивилизацией Запада. В противовес концепциям конца истории Ф. Фукуямы и борьбы цивилизаций О. Хантингтона выдвигается идея становления постиндустриального общества (как альтернативного существующему) гуманистического жизнеустройства. Доказывается, что самобытные культурные традиции России, выстраданный ею опыт модернизации позволяют нашей стране внести творческий новаторский вклад в решение мировых проблем.
 
В работах «Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности» (1999), «Искушение глобализмом» (2000), «Стратегическая нестабильность в XXI в.» (2003) провёл всесторонний анализ феномена глобализма и процесса глобализации, очертил тенденции развития глобализационных процессов в соотношении с принципами демократии и государственного суверенитета, раскрыл логику глобальной политической динамики мира и разработал методы сопротивления «однополярной диктатуре». Выступив как один из самых глубоких критиков глобализации, вскрыл её опасности, наметил инварианты глобального прогнозирования, создал стройную, аналитически выверенную и глубоко философски фундированную теорию глобального политического прогнозирования, предложил альтернативный глобализационный проект будущего полицентричного мира.
В области методологии долгосрочного политического прогнозирования выдвинул ряд новаторских концепций, дал немало конкретных политических прогнозов развития мировой политики, большинство из которых сбылись и продолжают сбываться. В частности, сбываются его глобальные прогнозы о движении мировой политики по пути преодоления «однополярности», о постепенном наращивании суверенитетов крупными государствами.
 
Создал целостное, глубоко оригинальное учение о цивилизациях и о мировом цивилизационном процессе, который должен быть построен на принципах диалога. Раскрыл логику становления общечеловеческой цивилизации и роль России в этом процессе. В работах «Россия в циклах мировой истории» (1999), «Православная цивилизация в глобальном мире» (2002), опираясь на принципы учения евразийства, выступил в защиту традиционного понимания специфики российской цивилизации. Сделав особый акцент на выработке собственного пути её развития, основанного на реализации традиций православия, разработал концепты «православная цивилизация», «глобальная миссия России», «цивилизационная идентичность России», «Россия в диалоге цивилизаций».
 
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл в речи на присуждении ему степени Почётного доктора Московского университета указал на необходимость глубокого и всестороннего изучения философского наследия учёного, особо отметив работу «Православная цивилизация в современном мире»:
«Как писал наш современник, а для многих из вас и коллега – замечательный философ, политолог и публицист Александр Сергеевич Панарин, идентичность русских людей скреплял православный идеал священного царства, основанный на высшей правде и жертвенном служении вере».
 
Основные труды: «Философия политики» (соавт.,1994), «Россия в цивилизованном процессе: между атлантизмом и евразийством» (1995), «Политическая антропология» (соавт., 1995), «Реформы и контрреформы в России. Циклы модернизационного процесса» (соавт., 1996), «”Вторая Европа” или “третий Рим”? Избранная социально-философская публицистика» (1996), «Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях ХХ в.» (1998), учебники «Политология» (1997), «Глобальное политическое прогнозирование» (2000), «Политология. Западная и Восточная традиции» (2000), учебные пособия «Введение в политологию» (1994), «Философия политики» (соавт., 1994), «Политология. О мире политики на Востоке и на Западе» (1999), «Философия истории» (соавт., 1999), «Политология» (2000), «Политология. Общий курс» (2003).
 
Память. С 2004 г. проводится всероссийская/международная научная конференция «Панаринские чтения», основной площадкой которой с 2008 г. является философский факультет.
 
Литература: Расторгуев В.Н. Пророк в своём отечестве. О прогностическом даре Александра Панарина» (2010).