ЭС: В.С.Стёпин

СТЁПИН ВЯЧЕСЛАВ СЕМЁНОВИЧ (19.08.1934, пос. Навля Брянской обл. – 14.02.2018, Москва), философ.
 
Окончил Белорусский государственный университет (1956). Кандидат философских наук (1965, «Общеметодологические проблемы научного познания и современный позитивизм: критика некоторых основных идей неопозитивистской гносеологии и методологии в аспекте отношения позитивизма к специальным наукам»). Доктор философских наук (1976, «Проблемы структуры и генезиса физической теории: содержательные аспекты строения и эволюции теоретических знаний»). Профессор (1979).
Академик отделения философии, социологии, психологии и права (философия) АН СССР/РАН (1994, член-корреспондент с 1987).
 
Профессор (1988), заведующий кафедрой философской антропологии и проблем комплексного изучения человека (1992–2015) философского факультета. Профессор кафедры философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук (1998–2013). Профессор Высшей школы современных социальных наук (2007–2018).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история, теория и методология науки, теория познания, история и философия культуры, теоретические проблемы цивилизации, философская антропология.
Разработал целостное учение о науке, культуре и цивилизации. Критический анализ позитивизма позволил ему поставить проблему генезиса и исторического развития научного знания в аспекте стадиального развития естественнонаучных теорий. Для решения этой проблемы, выдвинув и доказав гипотезу разнотипности идеальных объектов в системе научного знания, предложил концепцию порождения нового знания в процессе трансляции идеальных объектов из одной системы знания в другую. В итоге была решена принципиально важная проблема генезиса «парадигмальных образцов» научной теории, поставленная, но не разрешённая Т. Куном. Проанализировал научную картину мира, идеалы и нормы научного исследования, проблемы социокультурной детерминации генезиса и развития научного знания, смену типов научной рациональности, место и роль науки в системе культуры.
Разрешил проблему порождения новых категориальных смыслов, выяснил роль философии как генератора картин мира и систематизатора «мировоззренческих универсалий». На этой основе была разработана концепция типов цивилизационного развития, представляющая собой синтез позитивных моментов формационной и цивилизационной парадигм анализа общества и истории, периодизацию типов научной рациональности – классического, неклассического и постнеклассического, ставшую общепринятой в отечественной гуманитарной мысли. Соавтор уникальной «Новой философской энциклопедии. В 4-х т.», ставшей самым полным в отечественной литературе сводом философских знаний на рубеже тысячелетий (около 5000 статей).
Директор Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова (1987–1988), Института философии РАН (1988–2006). Президент Российского философского общества (1999–2018).
 
Лауреат Государственной премии РФ за разработку научной концепции и создание «Новой философской энциклопедии. В 4-х т.» (2004, соавт.).
Заслуженный профессор Московского университета (1999).
 
Государственные награды: ордена – «За заслуги перед Отечеством» (IV ст. – 1999), Дружбы народов (1986), Благодарность президента РФ (2004).
 
Основные труды: «Становление научной теории» (1976), «Философская антропология и философия науки» (1992), «Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации» (соавт., 1994), «Эпоха перемен и сценарии будущего. Избранная социально-философская публицистика» (1996), «Ценностные основы и перспективы техногенной цивилизации» (1999), «Теоретическое знание: структура, историческая эволюция» (2000), «Цивилизация и культура» (2011), «Человеческое познание и культура» (2013), учебники и учебные пособия «Философия науки и техники» (соавт., 1995), «Философия науки: общие проблемы» (2006).
 
Литература: В.С.Стёпин. Серия «РАН. Материалы к биобиблиографии учёных». Вып. 7. Философия. – М., 2013.