ЭС: П.Я.Гальперин

ГАЛЬПЕРИН ПЁТР ЯКОВЛЕВИЧ (2.10.1902, Тамбов – 25.03.1988, Москва), невропатолог, психолог.
 
Окончил Харьковский медицинский институт (1926). Доктор педагогических наук (1965, «Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”»). Профессор (1966).
 
Профессор (1965), заведующий кафедрой детской/возрастной психологии (1970–1983) факультета психологии. Работал в МГУ с 1943 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов психофизиология, поэтапное формирование умственных действий.
Создал оригинальную теорию планомерно-поэтапного формирования умственных действий, понятий и образов, в которой проанализировал становление основных компонентов психической деятельности; разработал систему условий превращения предметного действия в собственно психический феномен. Предложил новое понимание предмета психологии как учения об ориентировочной деятельности. Представил все проявления психики (восприятие, память, мышление, внимание, волю) как разные формы ориентировочной деятельности субъекта. Наметил решение таких трудных вопросов психологии, как вопрос об объективных критериях психики и об отличии психики человека от животных, психофизическая проблема.
П.Я.Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий: формирование мотивационной основы действия; предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения; формирование действия в материальном (или материализованном) виде с развёртыванием всех входящих в него операций; отработка действия во внешнем плане как внешнеречевого; проговаривание действия «про себя», во внутренней речи; превращение действия во внутренний процесс мышления, осуществление его «в уме».
Теория П.Я. Гальперина опирается на принцип социально-исторической природы человеческой психики, деятельностный подход к её изучению. Поэтапный тип обучения даёт ребёнку чёткие средства различения и оценки внутреннего строения и свойств объектов, позволяет по-новому подойти к проблеме возрастных возможностей детей, в частности, дошкольников. Он позволяет управлять процессом усвоения новых знаний и не утратил своего значения до настоящего времени.
 
Лауреат премии Президента РФ в области образования за создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности» для системы непрерывного образования (1998, соавт., посмертно).
Заслуженный деятель науки РСФСР (1980).
 
Великая Отечественная война. Работал в клинике под руководством А.Н. Леонтьева, где как военный врач и психолог занимался восстановлением двигательных функций руки после пулевых ранений (1943, Свердловск). Установил, что эффективность движения, то есть его диапазон, плавность и координированность зависит не только от анатомо-физиологического состояния раненой руки, но также и от того, какая задача стоит перед испытуемым (соавтор). Майор медицинской службы.
 
Основные труды: «Экспериментальное формирование внимания» (соавт., 1974), «Введение в психологию» (1976), «Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалы к курсу лекций» (соавт., 1978), «Методы обучения и умственное развитие ребёнка» (1985).
 
Память. На факультете психологии открыта аудитория имени П.Я. Гальперина.