ЭС: А.Н.Леонтьев

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (5.02.1903, Москва – 21.01.1979, Москва), психолог.
 
Кандидат биологических наук (1936, без защиты диссертации). Доктор педагогических наук (1941, «Развитие психики»). Профессор (1932).
Академик отделения психологии АПН РСФСР (1950, член-корреспондент с 1945). Академик отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968).
 
Декан (1966–1979); заведующий кафедрой общей и прикладной психологии/общей психологии (1966–1979) факультета психологии. Профессор (1943), заведующий кафедрой психологии (1951–1965) философского факультета. Заведующий общеуниверситетской кафедрой педагогики (1943–1944).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов экспериментальные исследования структуры и развития процессов произвольного и опосредствованного запоминания, проблемы соотношения деятельности и сознания, психологическая теория деятельности.
Разрабатывал неклассическую концепцию сознания Л.С. Выготского, недостатками которой считал чрезмерную интеллектуализированность сознания, отсутствие связей субъекта с реальным предметным миром и пренебрежение аффективно-потребностной сферой человека. В основу своего подхода положил категорию деятельности (понимаемую как предметно-практическая деятельность), заложив основы нового научного направления. Именно в деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается переход деятельности в её объективные результаты, в её продукты. Таким образом деятельность представляет собой реальную связь объекта и субъекта. Образ мира субъекта не определяется автоматически окружающими условиями среды и заданными генетическими программами, а обусловлен жизнью субъекта в среде, его деятельностью в ней.
Учёный рассмотрел различные типы деятельности (практическую, познавательную, эстетическую), выделив в каждом типе – виды по различению их предметов (мотивов).
На основе предложенной А.Н. Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг высших психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности.
Сознание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. В его структуре учёный выделял три основных составляющих: чувственную ткань, служащую материалом для построения субъективного образа мира; значение, связывающее индивидуальное сознание с общественным опытом или социальной памятью; и личностный смысл, связывающий сознание с реальной жизнью субъекта. Концепция деятельности получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших её новыми данными.
Президент Общества психологов СССР (1963–1968).
 
Лауреат Ленинской премии за научный труд «Проблемы развития психики» (1963).
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за монографию «Деятельность. Сознание. Личность» (1976).
 
Административная деятельность. А.Н. Леонтьев начал работу в МГУ как сотрудник Психологического института, временно находившегося в составе университета (1941–1944). Научную деятельность он сочетал с преподавательской на кафедре психологии философского факультета. К концу 1940-х гг. многообразие кафедральных курсов, охватывавших такие разные направления, как физиология высшей нервной деятельности, детская педагогическая психология, экспериментальная психология, поставило перед заведующим на повестку дня преобразование кафедры и психологического отделения в самостоятельный факультет. Положительно вопрос был решён только в 1966 г., и А.Н. Леонтьев стал первым деканом первого в стране факультета психологии. В этом же году Московский университет организовал и провёл крупнейший научный форум – XVIII международный конгресс психологов. В его работе участвовали около 4000 человек, в том числе 2500 зарубежных представителей. Президентом конгресса был избран А.Н. Леонтьев, открывший его докладом «Проблема отражения и её значение для психологии».
Факультет был создан в составе трёх кафедр: общей и прикладной психологии; психофизиологии и нейропсихологии; педагогики и педагогической психологии. Постепенно сформировалась его структура, сохранившая актуальность до настоящего времени: появились кафедры психологии труда и инженерной психологии (1970), психофизиологии (1970), детской психологии (1970), социальной психологии (1972).
В 1970 г. философский факультет переехал в новый 1-й учебный корпус гуманитарных факультетов на Ленинских горах, и всё здание на Моховой (д. 11, стр. 9) перешло факультету психологии.
 
Великая Отечественная война. В июне 1941 г. записался добровольцем в составе 8-ой Краснопресненской дивизии народного ополчения. 19 июля 1941 г. группа психологов вместе с А.Н. Леонтьевым была отозвана в Москву.
Вместе с МГУ был эвакуирован в Ашхабад, а затем в Свердловск. Под Свердловском, в Кисегаче и Кауровске, были созданы два экспериментальных госпиталя. Первым, занимающимся черепно-мозговыми травмами, в качестве научного консультанта руководил А.Р. Лурия, вторым, исследующим повреждения верхних конечностей, – А.Н. Леонтьев.
«В годы 1942–1944 я переключился на работу, которая была подсказана требованиями войны: организовал опытный восстановительный госпиталь под Свердловском (ЭГ 4008), был назначен его руководителем и развернул по заданию ГКО исследовательскую работу по психофизиологическим и психологическим проблемам восстановления функций после ранения».
 
Исследования были организованы в два цикла. Первый, основной, проводился в самом госпитале, второй – в психофизиологической лаборатории при кафедре психологии. В первом случае изучению подверглись случаи миогенных контрактур, контрактур, осложнённых грубыми анатомическими дефектами, немногочисленные случаи неполного выпадения функций периферических нервов. Второй цикл был посвящён восстановлению функций после частичной ампутации одной или обеих рук либо пластических операций, в том числе по Крукенбергу (из предплечья формируется двупалая рука-клешня). Под руководством А.Н. Леонтьева в исследованиях принимали участие А.В. Запорожец и П.Я. Гальперин. Основным методом реабилитации была признана трудотерапия. В госпитале было налажено производство оконных рам и фурнитуры для разрушенного Сталинграда.
 
Государственные награды: ордена – Ленина (1951), «Знак Почёта» (1967), Трудового Красного Знамени (1978), медаль «За оборону Москвы».
 
Основные труды: «Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения» (1945), «Проблемы развития психики» (1959), «Человек и культура» (1961), «Психология человека и технический прогресс» (соавт., 1962), учебное пособие «Потребности, мотивы и эмоции» (1971).
 
Память. На факультете психологии открыта аудитория имени А.Н. Леонтьева.
 
Литература: Соколова Е.Е. Введение в психологию. Общая психология. Т. 1. – М., 2008. С. 163–184; Кулина Д.Г., Патрушев К.В. А.Н.Леонтьев как организатор психологической науки в годы Великой Отечественной войны. Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». 2015. №2.
***