ЭС: Е.А.Климов
КЛИМОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (11.06.1930, д. Вятские Поляны Кировской обл. – 31.05.2014, Москва), психолог.
Окончил Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина (1953). Ученик В.С. Мерлина.
Кандидат педагогических наук (1960, «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов»). Доктор психологических наук (1969, «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы»). Профессор (1970).
Академик АПН СССР (1985, член-корреспондент с 1974). Академик отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1993).
Декан (1986–2000); заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1983–2002), заведующий лабораторией психологии профессий и конфликта (1992–2014) факультета психологии. Работал в МГУ с 1980 г.
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов взаимозависимость профессиональной деятельности и индивидуальных, типологических особенностей человека как субъекта труда; психологическая классификация профессий; специфика образа мира у представителей разнотипных профессий; отечественная история психологических знаний о труде и трудящемся.
Внёс фундаментальный вклад в изучение проблем индивидуального стиля трудовой деятельности, обосновав вывод о его непосредственной связи с творческим поиском работника, рационализирующего свой труд с максимальным учётом социально-профессиональных требований и собственных способностей и ограничений. Показал возможность управляемого формирования эффективного индивидуального стиля деятельности в труде, учении, спорте, разработал алгоритм исследования и формирования такого рода стиля в отношении тех её видов, для успеха которых важны психодинамические индивидуальные свойства субъекта.
В последние годы занимался проблемой становления профессионала, психологией профессионализма как феномена общекультурного и персонального значения. Разработал компактную шестнадцатипризнаковую четырёхъярусную классификацию профессий, получившую широкое распространение в нашей стране. Под его руководством была развёрнута работа по сбору и публикации описаний профессий, составленных по единой программе в целях профориентации школьников. Совместно с О.Г. Носковой им была создана антология «Профессии Московского университета. Вып. 1–3» (2000).
Президент Российского психологического общества (1994–2003).
Награждён премией имени С.Л. Рубинштейна за серию работ по единой тематике «Системно-генетические исследования профессиональной деятельности» (РАН, 2002, соавт.)
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за педагогическую деятельность (1999).
Заслуженный профессор Московского университета (2011). Заслуженный деятель науки Татарстана (2000). Отличник профтехобразования СССР (1979). Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2001).
Административная деятельность. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. «эпоха Брежнева» завершилась, а «перестройка» М.С.Горбачёва и развал Советского Союза в декабре 1991 г. определили совершенно новое политико-экономическое состояние страны. Сложившаяся ситуация заставила серьёзно пересмотреть требования, предъявляемые к специалисту-психологу в обновляющемся обществе, проанализировать роль человеческого фактора в народном хозяйстве и его активизацию. Факультет психологии совместно с Институтом психологии АН СССР провёл VII Всесоюзный съезд Общества психологов СССР, наметивший направления развития психологии в эпоху перестройки (1989). В это время конкурс среди поступавших на гуманитарные факультеты был самым высоким у психологов (15,1 человека на место). Открылись отделения клинической психологии и индустриальной психологии (1992); созданы кафедра педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе (1990) и кафедра психологии личности (1997); перспективные, отвечающие запросам общества лаборатории: по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации (1990), психология профессий и конфликта (1992), нейропсихологии (1992), психологии труда (1992), прикладной социальной психологии (1992), политической психологии (1995). Под руководством Е.А. Климова началась разработка первых государственных образовательных стандартов подготовки специалистов-психологов. Для укрепления научной составляющей учебного процесса факультет начал активно сотрудничать с профильными отделениями и институтами АН СССР и АМН СССР, организуя в них филиалы своих кафедр.
Государственные награды: орден Почёта (2001), медаль «За освоение целинных земель» (1957).
Основные труды: «Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации» (1983), «Психологическое содержание труда и вопросы воспитания» (1986), «Основы производства. Выбор профессии. В 2-х ч.» (1988), «Психология профессионала» (2003), учебники и учебные пособия «Как выбирать профессию. Книга для учащихся» (1984), «Введение в психологию труда» (1988), «История психологии труда в России» (соавт., 1992), «Образ мира в разнотипных профессиях» (1995), «Основы психологии» (1997), «Психология: воспитание, обучение» (2000), «Общая психология» (2001), «Пути в профессионализм. Психологический взгляд» (2003), «Психология профессионального самоопределения» (2004), «К вопросу о становлении языковой картины психики у детей» (2011).
Литература: Носкова О.Г. Е.А.Климов в отечественной психологии труда: к 80-летию со дня рождения. Журнал «Человек. Сообщество. Управление». 2010. №272. С. 64–77.