ЭС: Е.А.Климов

КЛИМОВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (11.06.1930, д. Вятские Поляны Кировской обл. – 31.05.2014, Москва), психолог.
 
Окончил Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина (1953). Ученик В.С. Мерлина.
Кандидат педагогических наук (1960, «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов»). Доктор психологических наук (1969, «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы»). Профессор (1970).
Академик АПН СССР (1985, член-корреспондент с 1974). Академик отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1993).
 
Декан (1986–2000); заведующий кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1983–2002), заведующий лабораторией психологии профессий и конфликта (1992–2014) факультета психологии. Работал в МГУ с 1980 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов взаимозависимость профессиональной деятельности и индивидуальных, типологических особенностей человека как субъекта труда; психологическая классификация профессий; специфика образа мира у представителей разнотипных профессий; отечественная история психологических знаний о труде и трудящемся.
Внёс фундаментальный вклад в изучение проблем индивидуального стиля трудовой деятельности, обосновав вывод о его непосредственной связи с творческим поиском работника, рационализирующего свой труд с максимальным учётом социально-профессиональных требований и собственных способностей и ограничений. Показал возможность управляемого формирования эффективного индивидуального стиля деятельности в труде, учении, спорте, разработал алгоритм исследования и формирования такого рода стиля в отношении тех её видов, для успеха которых важны психодинамические индивидуальные свойства субъекта.
В последние годы занимался проблемой становления профессионала, психологией профессионализма как феномена общекультурного и персонального значения. Разработал компактную шестнадцатипризнаковую четырёхъярусную классификацию профессий, получившую широкое распространение в нашей стране. Под его руководством была развёрнута работа по сбору и публикации описаний профессий, составленных по единой программе в целях профориентации школьников. Совместно с О.Г. Носковой им была создана антология «Профессии Московского университета. Вып. 1–3» (2000).
Президент Российского психологического общества (1994–2003).
 
Награждён премией имени С.Л. Рубинштейна за серию работ по единой тематике «Системно-генетические исследования профессиональной деятельности» (РАН, 2002, соавт.)
Заслуженный профессор Московского университета (2011). Заслуженный деятель науки Татарстана (2000). Отличник профтехобразования СССР (1979). Почётный работник высшего профессионального образования РФ (2001).
 
Административная деятельность. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. «эпоха Брежнева» завершилась, а «перестройка» М.С.Горбачёва и развал Советского Союза в декабре 1991 г. определили совершенно новое политико-экономическое состояние страны. Сложившаяся ситуация заставила серьёзно пересмотреть требования, предъявляемые к специалисту-психологу в обновляющемся обществе, проанализировать роль человеческого фактора в народном хозяйстве и его активизацию. Факультет психологии совместно с Институтом психологии АН СССР провёл VII Всесоюзный съезд Общества психологов СССР, наметивший направления развития психологии в эпоху перестройки (1989). В это время конкурс среди поступавших на гуманитарные факультеты был самым высоким у психологов (15,1 человека на место). Открылись отделения клинической психологии и индустриальной психологии (1992); созданы кафедра педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе (1990) и кафедра психологии личности (1997); перспективные, отвечающие запросам общества лаборатории: по изучению личности в экстремальной стрессовой жизненной ситуации (1990), психология профессий и конфликта (1992), нейропсихологии (1992), психологии труда (1992), прикладной социальной психологии (1992), политической психологии (1995). Под руководством Е.А. Климова началась разработка первых государственных образовательных стандартов подготовки специалистов-психологов. Для укрепления научной составляющей учебного процесса факультет начал активно сотрудничать с профильными отделениями и институтами АН СССР и АМН СССР, организуя в них филиалы своих кафедр.
 
Государственные награды: орден Почёта (2001), медаль «За освоение целинных земель» (1957).
 
Основные труды: «Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации» (1983), «Психологическое содержание труда и вопросы воспитания» (1986), «Основы производства. Выбор профессии. В 2-х ч.» (1988), «Психология профессионала» (2003), учебники и учебные пособия «Как выбирать профессию. Книга для учащихся» (1984), «Введение в психологию труда» (1988), «История психологии труда в России» (соавт., 1992), «Образ мира в разнотипных профессиях» (1995), «Основы психологии» (1997), «Психология: воспитание, обучение» (2000), «Общая психология» (2001), «Пути в профессионализм. Психологический взгляд» (2003), «Психология профессионального самоопределения» (2004), «К вопросу о становлении языковой картины психики у детей» (2011).
 
Литература: Носкова О.Г. Е.А.Климов в отечественной психологии труда: к 80-летию со дня рождения. Журнал «Человек. Сообщество. Управление». 2010. №272. С. 64–77.