ЭС: А.И.Подольский

ПОДОЛЬСКИЙ АНДРЕЙ ИЛЬИЧ (р. 20.07.1947, Москва), психолог.
 
Окончил факультет психологии МГУ (1970). Ученик П.Я. Гальперина.
Кандидат психологических наук (1973, «Становление сокращённых форм зрительного опознания: экспериментальное исследование»). Доктор психологических наук (1987, «Функциональное развитие познавательной деятельности в условиях её планомерного формирования»). Профессор (1991).
 
Заведующий кафедрой психологии образования и педагогики (2012–2017); заведующий кафедрой возрастной психологии (1989–2012) факультета психологии. Работал в МГУ с 1972 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов общая и прикладная психология развития, возрастная и педагогическая психология, формирование и развитие умственной деятельности.
Разработал новый подход к пониманию функционального развития познавательной деятельности человека. Раскрыл закономерности механизмов становления сокращённых (симультанных) форм познавательной деятельности, описал варианты формирования и функционирования гетерархической структуры ориентировочной деятельности человека. Разработал более 30 оригинальных исследовательских и прикладных методик формирования различных видов и форм познания человека в условиях учебной и трудовой деятельности. Сформулировал научно-прикладную концепцию, обеспечивающую переход от фундаментальных функционально-генетических знаний к непосредственному применению этих знаний в практике общего и профессионального обучения.
Изучил специфику формирования моральных действий детей и подростков, проанализировал возрастную специфику формирования умственных действий, разработал принципы изучения психоэмоционального неблагополучия подростков и его коррекции. Руководил разработкой и осуществлением широкомасштабных международных проектов по исследованию социоморального и эмоционального развития современных подростков.
 
Лауреат премии Президента РФ в области образования «Теория и практика формирования умственной деятельности» для системы непрерывного образования (1998, соавт.).
Заслуженный профессор Московского университета (2002). Почётный работник высшего профессионального образования России.
 
Основные труды: «Психологическое благополучие современных подростков: актуальный уровень и пути его повышения» (соавт., 2012), «Наука для образования» (соавт., 2015), «Делинквентный подросток: методологические подходы к изучению и эмпирические данные» (соавт., 2017), «Подростки и молодёжь во взаимодействии с интернет-контентом: междисциплинарное исследование с использованием больших данных» (соавт., 2021), учебное пособие «Современная американская психология развития» (соавт., 1986); «Психология развития: полвека пути: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ» (соавт., 2021).