ЭС: Н.Ф.Талызина

ТАЛЫЗИНА НИНА ФЁДОРОВНА (28.12.1923, с. Лучинское Ярославской обл. – 6.01.2018), психолог.
 
Окончила Ярославский педагогический институт имени К.Д. Ушинского (1945). Кандидат психологических наук (1950, «Умозаключения при решении геометрических задач»). Доктор психологических наук (1969, «Психологические основы управления усвоением знаний»). Доцент (1960). Профессор (1971).
Академик АПН СССР (1989). Академик отделения психологии и возрастной физиологии РАО (1993).
 
Заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии (1966–1995), руководитель Учебного центра по переподготовке работников вузов в области психолого-педагогических основ учебного процесса (1989–2018) факультета психологии. Заведующий кафедрой педагогики философского факультета (1963–1966). Работала в МГУ с 1950 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов педагогическая психология.
Внесла крупный вклад в разработку деятельностной теории учения. Деятельностная основа при диагностике интеллекта позволяет преодолеть традиционный количественный подход и получать данные о качественном состоянии интеллекта как по функциональной, так и стадиальной линиям его развития. Экспериментальные исследования в деятельностном ключе были выполнены Н.Ф. Талызиной на материале логики и математики и позволили выявить содержание интеллектуальной деятельности, обеспечивающей корректное использование логических и математических операций (сравнение, распознавание, выделение следствий, доказательство). Осуществила цикл исследований по формированию научных понятий, исследовала действия, приводящие к формированию понятий.
Проработала три аспекта приложения деятельностной теории учения: программированное обучение, психодиагностику интеллектуального развития и дидактику. Показала, что обучающие программы, построенные на данной основе, обеспечивают формирование таких видов познавательной деятельности, которые составляют содержание интеллектуальных способностей и позволяют обучаемому самостоятельно продвигаться в данной области.
 
Лауреат премии Президента РФ в области образования за создание психолого-педагогического комплекса «Теория и практика формирования умственной деятельности» для системы непрерывного образования (1998, соавт.).
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за цикл работ «Деятельностная теория учения и обучения» (2001).
Заслуженный профессор Московского университета (1997). Отличник высшего образования.
 
Основные труды: «Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе» (соавт., 1966), «Теоретические проблемы программированного обучения» (1969), «Управление процессом усвоения знаний» (1975), «Пути и возможности автоматизации учебного процесса» (1977), «Формирование познавательной деятельности учащихся» (1983), «Пути разработки профиля специалиста» (соавт., 1987), «Природа индивидуальных различий. Опыт исследования близнецовым методом» (соавт., 1991), учебники и учебные пособия «Педагогика высшей школы. Цикл лекций» (соавт., 1974), «Методика составления обучающих программ» (1980), «Системно-структурный подход к построению курса химии» (соавт., 1983), «Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта» (соавт., 1987), «Усвоение научных понятий в школе» (соавт., 1999), «Практикум по педагогической психологии» (2002).