ЭС: О.К.Тихомиров

ТИХОМИРОВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ (4.04.1933, Пенза – 22.03.2001, Москва), психолог.
 
Окончил философский факультет МГУ (1956). Кандидат педагогических наук (1959, «Роль речи в регуляции движений у детей дошкольного возраста»). Доктор педагогических наук (1967, «Структура мыслительной деятельности человека: опыт теоретических и экспериментальных исследований»).
 
Профессор (1970–2001), заведующий кафедрой общей психологии (1990–1999) факультета психологии.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов методология психологической науки, системный подход в психологии; психология и информатика; психология и философия; соотношение искусственного и человеческого интеллекта.
Разработал смысловую теорию мышления, в рамках которой мышление изучалось как познавательная деятельность, детерминируемая потребностями, мотивами и целями субъекта, уровневой структурой регуляции со стороны эмоций, смысловых образований, личностных характеристик. Необходимость пересмотра накопленного ранее материала диктовалось развитием таких научных направлений, как кибернетика, нейрокибернетика, бионика, теория информации, теория систем, эвристика и эвристическое программирование, робототехника, искусственный интеллект. На основе представления о человеке как устройстве по приёму и переработке информации возникло новое направление – когнитивная психология.
Под руководством О.К. Тихомирова впервые в нашей стране было организовано систематическое изучение опосредствованной Интернетом деятельности человека. Было показано, что употребление «не просто знаковых средств, но специальных информационных технологий, опосредствующих это употребление» ведёт к дальнейшему усложнению строения психических функций. Учёный предложил выделять два вида высших психических функций: первый – характеризующийся употреблением знаков; второй – дополнительным включением технологии работы с этими знаками.
На значительном экспериментальном материале было показано, что изменяется традиционное для некомпьютеризированной мыслительной деятельности соотношение творческих и рутинных компонентов; модифицируются содержательная, структурная и процессуально-динамическая стороны процессов целеобразования; развиваются познавательные потребности пользователей компьютеров; в диалоге с системами, оперирующими знаниями, видоизменяются традиционные формы понимания; проявляются защитные механизмы личности и трансформируются процессы контроля и критичности; претерпевают изменения методы и процедуры психологического исследования.
Заслуженный профессор Московского университета (1998).
 
Основные труды: «Психологические исследования творческой деятельности» (соавт., 1975), «Искусственный интеллект и психология» (соавт., 1976), «Психологические механизмы целеобразования» (соавт., 1977), «Эмоции и мышление» (соавт., 1980), «Психология мышления» (1984), «Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером» (соавт., 1990).
 
Литература: Бабаева Ю.Д., Березанская Н.Б., Васильев И.А. и др. Школа Тихомирова: фундаментальные проблемы психологии. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. №2. С. 26–56.