ЭС: К.П.Аржеников

АРЖЕНИКОВ КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ (17(29).11.1862, Москва – 22.03.1933, Кострома), математик.
 
Окончил физико-математический факультет Московского университета (1885).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов методика начального математического образования.
Работал преподавателем математики в различных учительских семинариях и гимназиях. Педагогическую службу сочетал с усиленной работой над программами и над разработкой вопросов методики преподавания арифметики в начальной школе.
В 1896 г. выпустил первую большую методическую работу «Уроки начальной арифметики: Методическое руководство для учителей начальных народных училищ и воспитанников учительских семинарий», а самым известным его трудом стала книга «Методика начальной арифметики» (1899–1900). Характерной особенностью этой методики и её выгодные отличия от других методик заключались в большой конкретности, в обилии практических указаний и хорошо разработанных уроков. К.П. Аржеников считал, что образовательная цель решения задач может считаться достигнутой лишь в том случае, если ученики, сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно научаться решать задачи, формулировки которых определяются потребностями обиходной жизни. Он установил и обосновал 6 ступеней обучения/концентров в преподавании начальной арифметики: 1) первый десяток; 2) первые два десятка; 3) круглые десятки до ста; 4) первая сотня; 5) первая тысяча; 6) числа любой величины.
С 1897 г. К.П. Аржеников активно участвовал в организуемых земством летних педагогических курсах для учителей начальных школ в качестве руководителя по математике, проводимых в разных городах России. После Октябрьской революции 1917 г. преподавал на кафедре математики Костромского университета и Костромского рабочего факультета.
«Наша учащаяся молодёжь не всегда серьёзно относится к своей учебной работе: не явился преподаватель на урок, некоторые и рады этому. Совершенно другое отношение к уроку своей работой воспитывает К.П. Аржеников. Иной раз вьюга, дождь или болезнь вызывают незначительное опоздание на урок К.П., и весь класс уже об этом говорит, выделяет “вожатых”, которые буквально провожают или, в особые моменты, собирают на извозчика, чтобы привезти К.П. Такую любовь – искреннюю, наивную и честную, которой дарит К.П. пролетарская молодёжь, можно заслужить не только знанием дела, преданностью ему, но и высокими качествами человека».
 
Государственные награды: Герой Труда (1932). Ордена – св. Станислава (II ст. – 1902, III ст. – 1891) св. Анны (II ст. – 1906, III ст. – 1896).
 
Основные труды: «Сборник арифметических задач и примеров для начальных народных училищ» (1898), «Ответы к Сборнику арифметических задач и примеров для начальных народных училищ» (1898, 1915), «Сборник упражнений по геометрии. Пособие для начальных училищ» (1904, 1910), «Метрические меры» (1911).
 
Литература: Пчелко А.С. Хрестоматия по методике начальной арифметики. С. 75–81; Сморчков В.К. Первый костромской вуз: время, люди, судьбы. Кострома, 2013. С. 105–112.