ЭС: Н.Х.Розов

РОЗОВ НИКОЛАЙ ХРИСТОВИЧ (20.02.1938, Москва – 2.11.2020, Москва), математик.
 
Кандидат физико-математических наук (1964, «Некоторые вопросы асимптотической теории релаксационных колебаний»). Доктор физико-математических наук (1983, «Асимптотическая теория двумерных релаксационных автоколебательных систем»). Профессор (1992).
Член-корреспондент отделения философии образования и теоретической педагогики РАО (2004).
 
Декан (1997–2020); заведующий кафедрой образовательных технологий (1999–2020) факультета педагогического образования. Профессор кафедры дифференциальных уравнений механико-математического факультета (1989–2020). Работал в МГУ с 1961 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов дифференциальные уравнения и их приложения, математическая теория систем управления, история и методология математики, проблемы преподавания математики в средней и высшей школе, проблемы педагогики и образования, педагогическое образование в непедагогических вузах.
Внёс заметный вклад в общую асимптотическую теорию периодических решений дифференциальных уравнений, содержащих участки и плавных, и близких к разрывным изменений (релаксационные колебания). Исследовал периодические движения и процессы ветвления решений в дифференциальных уравнениях с частными производными. Теоретически обосновал новый феномен буферности, связанный с сосуществованием любого фиксированного числа однотипных аттракторов (состояний равновесия, циклов, торов и т.д.) в фазовом пространстве некоторой динамической системы при подходящем выборе параметров (соавтор). Явления буферности наблюдается во многих математических моделях естествознания и техники, описываемых уравнениями гиперболического и параболического типов.
Получил важные результаты в общей и качественной теории обыкновенных дифференциальных уравнений (распределение показателей Ляпунова), в теории управляемых систем (стабилизация неустойчивых нестационарных систем), в теории оптимального управления и дифференциальных игр (исследование альтернированного интеграла Понтрягина), в теории дифференциальных уравнений в частных производных (асимптотическое решение сингулярно возмущённых уравнений смешанного типа). Соруководитель научно-исследовательского семинара по качественной теории дифференциальных уравнений на механико-математическом факультете (1978).
 
Уделял большое внимание вопросам школьного, в том числе математического образования. Развивал направление деятельностной педагогики, исходящей из принципа определяющего влияния собственной деятельности обучаемого на любые педагогически обусловленные изменения в его мышлении, сознании и психике («Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика», 2010, соавт.; «Педагогика высшей школы», 2016, соавт.). Принимал активное участие в создании специализированной физико-математической школы-интерната/ФМШ №18/СУНЦ имени А.Н. Колмогорова (1963), Всесоюзной заочной математической школы/ВЗМШ (1964).
Автор многих пособий по элементарной математике, в том числе «Пособия по математике для поступающих в вузы» (1967, соавторы Г.В. Доpофеев, М.К. Потапов), выдержавшего свыше 20 переизданий; «Геометрия узлов и их практическое применение. Развитие пространственного мышления школьников» (соавт., 2016). Автор и соавтор большого количества очерков, посвящённых выдающимся учёным нашей страны, в том числе «Явление чрезвычайное. Книга о Колмогорове» (1999), «Ломоносов: патриот, творец, просветитель» (2011).
 
Лауреат премии Правительства РФ в области образования за создание научно-практической разработки «Оптимизация педагогического процесса в классическом университете» (2009, соавт.).
Заслуженный профессор Московского университета (2004). Заслуженный работник высшей школы РФ (2003).
 
Административная деятельность. Имел опыт административной работы как заместитель декана по обучению иностранных учащихся и международным связям механико-математического факультета (1966–1970). Декан-организатор факультета педагогического образования, необходимость создания которого диктовалась катастрофической ситуацией, сложившейся в отечественном среднем и высшем образовании в 1990-е гг. Под его руководством была определена структура факультета, разработаны уникальные учебные планы образовательных программ, предусматривающие изучение общетеоретических и прикладных аспектов психологии, актуальных проблем педагогики средней и высшей школы, освоение дидактических вопросов по конкретным учебным предметам, соответствующих базовой научной специальности, овладение современными образовательными и информационными технологиями и основами преподавательского мастерства, а также общекультурную и специальную подготовку. К педагогическому процессу привлечены крупные специалисты в области педагогики и психологии, работающие на различных факультетах МГУ, члены РАО, школьные учителя и методисты. С 2000 г. на факультете работает научно-исследовательский семинар по педагогике, методике преподавания и вопросам образования. Н.Х. Розов являлся организатором журнала «Вестник Московского университета. Серия 20. “Педагогическое образование”» и его главным редактором (2002–2020).
 
Награды иностранных государств: Национальный орден Мадагаскара/Ordre national de Madagascar (Республика Мадагаскар, 1998).
 
Основные труды: «Асимптотические методы исследования периодических решений нелинейных гиперболических уравнений» (соавт., 1998), «Явление буферности в резонансных системах нелинейных гиперболических уравнений» (соавт., 2000), «Явление буферности в распределённых механических системах» (соавт., 2001), «Инвариантные торы нелинейных эволюционных уравнений» (соавт., 2004), «Автоволновые процессы в нелинейных средах с диффузией» (соавт., 2005), «Явление буферности в системах с полутора степенями свободы» (соавт., 2006), «Многоликий хаос» (соавт., 2012), учебные пособия «Французско-русский математический словарь. Около 13 тыс. терминов» (соавт., 1970); «Заочная математическая школа при МГУ» (соавт., 1973); «Судьба урока: к 425-летию со дня рождения Я.А.Коменского» (2017).
 
Литература: Н.Х.Розов. Факультет педагогического образования МГУ; Н.Х.Розов. Math-Net.Ru.