Ломоносовская премия - 1980: Л.Г.Андреев

– «Сто лет бельгийской литературы» – история бельгийской национальной литературы в период её становления (XIX в.), обретения собственного голоса, создания национальной художественной классики (де Костер, Верхарн, Метерлинк). Вместе с тем это не только историко-литературный труд: в монографии ставится и решается актуальнейшая проблема национального своеобразия, национальной самостоятельности художественного опыта. Доказывается факт существования такого феномена как бельгийская литература, что по традиции обычно ставится под сомнение, а франкоязычная культура Бельгии ассимилируется с французской. Национальная культура и национальный язык – вопрос исследования.

– «Сюрреализм» – одна из самых влиятельных художественных школ XX столетия, открытия которой глубоко проникли в современное искусство. Сюрреализм прежде всего предстал перед читателем в переводе текстов, описаний произведений живописи, критических характеристик проявлений сюрреализма в поэзии, прозе, драматургии, анализе важнейших теоретических выступлений ведущих сюрреалистов. Художественная школа предстаёт как целостное явление, анализируется и оценивается творческий опыт сюрреалистов не только Франции, но и других стран в его динамике, трансформации в условиях бурной эпохи 10–40-х гг. XX в.

– Постановкой и решением самых актуальных проблем отличается монография «Современная литература Франции. 60-е гг.», в которой впервые был изучен и систематизирован новейший материал, современное состояние культуры в переломный момент от «модернистского» периода первой половины XX в. к периоду «постмодернистскому». В центре – место и значение «экспрессионистской» фазы в творчестве Л.Арагона, а также процесс перехода «нового романа» к постмодернистскому «новому роману», формирование постструктуралистской эстетики.