МГУ–2003: Факультет психологии
Юбилеи. 5 февраля исполнилось 100 лет со дня рождения основателя и первого декана факультета психологии Алексея Николаевича Леонтьева (1903–1979). Организована мемориальная психологическая школа «Школа А.Н.Леонтьева: вчера, сегодня, завтра» (2–5 февр.). Среди выступавших - профессора А.А.Леонтьев и Д.А.Леонтьев. В своих выступлениях они коснулись отдельных периодов жизни А.Н.Леонтьева, осветив мало известные ее страницы. Выступления сопровождались показом уникальных архивных материалов – фотографий и документов. Была проведена также международная конференция «Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика» (28–30 мая). Издана биография А.Н.Леонтьева, написанная А.А.Леонтьевым.
15 октября исполнилось 100 лет со дня рождения Котеловой Юлии Владимировны (1903–1980) – специалиста в области психологии труда, доцента факультета, кандидата биологических наук. Ю.В.Котелова участвовала в организации факультета и была первым зам. декана по учебной работе (1966–1973). В течение 20-ти лет она читала курс «Психология труда», руководила научной работой студентов и аспирантов по данной тематике, и являлась, по сути, основателем данного научного направления в университете. Была в числе первых руководителей общего психологического практикума, читала курс описательной статистики для студентов-психологов. Состоялось мемориальное заседание кафедры психологии труда и инженерной психологии, посвященное этой памятной дате (25 нояб.).
Новое в структуре. Создана кафедра психогенетики (зав. д.п.н. М.С.Егорова, приказ №607, 608, 11.09.2003). Задачей кафедры является знакомство студентов с системой научных дисциплин, изучающих природу индивидуальных различий в психологических особенностях человека, что предполагает: разработку системы курсов лекций по психогенетике и дифференциальной психологии для студентов высшей школы; разработку курсов лекций, рассчитанных на повышение квалификации преподавателей психогенетики и дифференциальной психологии; подготовку и издание учебных пособий по психогенетике и дифференциальной психологии, рассчитанных на студентов и аспирантов психологических факультетов; проведение фундаментальных исследований, направленных на оценку роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий и на определение возрастной динамики генотип-средовых соотношений.
Создана кафедра методологии психологии (зав. д.п.н. Ю.П.Зинченко, приказ №647 от 18.09.2003).
Проводимые на кафедре фундаментальные исследования направлены на изучение методологических оснований психологической науки и анализ метода как способа работы с психологической реальностью. Прикладные исследования кафедры охватывают разработку методического обеспечения научно-исследовательской деятельности психолога и практическое применение конкретных методов и методик в различных областях психологической практики (психоаналитическое консультирование, консультирование по проблемам семьи и брака, психодиагностика личности и межличностных отношений, психокоррекция и психическое здоровье, оценка персонала и др.). Научно-исследовательская работа кафедры тесно связана с её педагогической деятельностью, направленной на освоение студентами методологических принципов построения психической науки и практики. Кафедра обеспечивает проведение занятий в общем психологическом практикуме, на которых студенты получают опыт самостоятельных исследований, знакомятся с различными методами психологии: процедурами наблюдения, экспериментирования, тестирования, компьютерной обработки и анализа данных, различными психотехниками и психотехнологиями (регуляции функциональных состояний, отбора кадров, диагностики эффективности групп и др.).
Наука. Научно-исследовательская работа велась по 10 приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, утвержденных Учеными советами университета и факультета, в рамках 34 научных тем.
Методология, теория и история психологии
По теме «Научные школы российской психологии ХХ столетия в соотношении с мировой наукой» исследовались различные аспекты творчества Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, а также представителей Ленинградской психологической школы. Проводился сопоставительный анализ деятельностных концепций Леонтьева и Рубинштейна, культурно-исторической психологии Выготского и деятельностного подхода Леонтьева, анализировались некоторые аспекты теории сознания в трудах Выготского и Рубинштейна, Леонтьева и Я.Морено. Расширена источниковая база в области изучения творчества А.Н.Леонтьева.
В рамках темы «Развитие психологической теории деятельности» совместно с сотрудниками факультета вычислительной математики и кибернетики разработан новый компьютерный тахистоскоп ТХ 3.07 с минимальным временем экспозиции зрительных стимулов (8 мс), синхронизированной звуковой стимуляцией и регистрацией времени реакции. Начаты исследования имплицитной (неявной) памяти и её проявлений в функционировании перцептивного внимания человека. Ведётся подготовка экспериментального исследования уровней неосознаваемого прайминга и эффекта превосходства слова на базе разрабатываемого тахистоскопа.
По теме «Основные этапы и факторы развития психики животных» продолжалось сравнительное исследование феноменологии и функций игры у экзоантропной формы домовой мыши (курганчиковой мыши) в условиях, близких к естественным – в обстановке «жилой комнаты». Показано, что в отличие от синантропной домовой мыши, у курганчиковой в ювенильном периоде онтогенеза при создании особой «игровой» обстановки отсутствуют столь характерные для домовой мыши разнообразные по форме и продолжительные игровые взаимодействия с предметами антропогенного происхождения. Наблюдаются лишь проявления ориентировочно-исследовательской деятельности и перемещения игровых объектов в гнездо (зачатки гнездостроительной деятельности).
Разработка методического аппарата современной психологии, в том числе на базе информационных технологий
По теме «Развитие и функционирование психики в условиях информационной культуры» выполнено изучение гендерных аспектов применения информационных технологий. Проведены адаптация методических средств и психосемантическое исследование, результаты которого демонстрируют как общность представлений женщин и мужчин об особенностях применения Интернета, так и существенные различия между ними.
По теме «Психология сознания и самосознания» продолжены исследования по измененным состояниям сознания (ИСС), подтверждена гипотеза Г.Ханта о возможности применения методов кратковременной редукции сенсорной стимуляции и классической интроспекции для индукции ИСС, завершён процесс сбора материала об ИСС при сенсорной депривации, выделены объективные и субъективные критерии ИСС. На этой основе экспериментально проверены возможности ряда психологических методик (объективных и методов самоотчета) в плане диагностики момента выхода за пределы т.н. «обыденного состояния сознания» и начала движения в сторону измененного состояния сознания.
В рамках темы «Ценностно-смысловая сфера человека: строение, развитие, кризисы» продолжалась разработка методических оснований общей психологии и исследовались проблемы перехода от естественнонаучной к гуманитарной парадигме в психологии, принципы возобновления диалога психологии, философии и теологии. Завершён первый этап изучения соотношения самооценки и уровня притязаний. Показана функция и место самооценки в структуре самосознания, ее возрастная динамика, влияние на продуктивность деятельности субъекта, соотношение с уровнем притязаний, отражающим тактику целевого выбора.
Общие закономерности и индивидуальные особенности психического развития и обучения детей, подростков и молодёжи в изменяющемся мире
По теме «Разработка целей, содержания, методов, форм и средств общего и профессионального обучения на базе деятельностного подхода» создана методика усвоения метода системного анализа учащимися как инструментария организации своей познавательной деятельности при освоении новых объектов изучаемой учебной дисциплины, что открывает возможность самостоятельно учиться и осуществлять самообразование. В результате было показано, что при изучении курса биологии (в средней школе) имел место выход на формирование широкого экологического сознания с новой социальной позицией к окружающей природе и человеческой деятельности, нарушающей ее равновесие. При анализе художественного произведения живописи формируемая ориентировочная основа деятельности формирует художественное мышление, существенно продвигающее студента (художественного училища) в его эстетическом развитии.
По теме «Изучение структуры, свойств и факторов учебной деятельности, закономерностей познавательного развития и формирования общих учебных умений» исследовалась связь уровня типовой дифференциации познавательных функций с личностными качествами. В констатирующих и формирующих экспериментах было установлено, что при чрезмерно высоком различии в уровнях развития ведущей для типа и подчиненной функции имеют место тревожность, акцентуации, конфликтность, конформизм, профессиональная и социальная дезадаптированность. При оптимальном уровне дифференциации функций указанные личностные характеристики отсутствуют. Исследовались особенности художественного мышления. Выявлено, что формирование художественного мышления предполагает учет возрастных особенностей и, следовательно, разработки методик, адекватных этим особенностям. Также установлено, что метафоры строятся не на существенных признаках понятий, а на второстепенных. Изучалась проблема экзаменационной тревожности и её связи с успешностью деятельности. Показано, что экзаменационная тревожность школьников растет от средних классов к старшим и имеет гендерную специфику (более выражена у девочек). Также показано, что выраженность экзаменационной тревожности зависит от социокультурного контекста и специфики системы образования.
По теме «Диагностика познавательного и личностного развития» сформулированы и апробированы методологические основы построения диагностических методик направленных на выявление ценностно-смысловых образований. Суть методики – все явления (мотивы, самооценки, притязания, личностные смыслы и др.) рассматриваются как явления одного порядка, но различаются по функциям; одни выполняют функцию ориентации, оценки, а другие – выбора способов поведения. Оказалось, что мотивационный компонент (учебная мотивация) меняется в зависимости от формы обучения. Так, в условиях экзамена исчезают или подавляются мотивы, направленные на самоутверждение и саморазвитие, и на первый план выступают мотивы достижения цели, тогда как в других условиях мотивы саморазвития являются преобладающими.
В рамках темы «Психологические закономерности и педагогические условия личностного развития» изучалось влияние актуализации житейских знаний на активность процесса усвоения научного материала. В обучающих экспериментах на материале обучения психологии было получено значительное повышение активности и мотивированности студентов к учебе при актуализации и рефлексивном анализе личных житейских представлений по изучаемой теме. Продолжалось изучение развития образа Я и формирование мировоззрения. Определены функции обоих явлений в структуре психики, мировоззрение выступает как продукт отражательной функции, образ Я выступает как источник активности. В мировоззрении представлен опыт, накопленный личностью и другими людьми, с тем, чтобы осуществлять выбор способов поведения.
В рамках темы «Возрастно-психологические особенности формирования личности» продолжена научно-исследовательская и практическая работа (в рамках психологической консультации по проблемам развития и воспитания детей и подростков) по изучению закономерностей развития и функционирования детско-родительских отношений и семьи в целом. Была представлена Программа специализации в области семейного консультирования для студентов спецотделения факультета, получающих второе высшее образование. В рамках направления исследований, касающихся проблемы вариативности конкретных форм осуществления нормативного развития детей в онтогенезе, изучались типы эмоциональной привязанности к матери у детей младшего школьного возраста и особенности их самооценки. Был разработан и апробирован надежный и валидный опросник, направленный на оценку типа привязанности ребенка к матери.
По теме «Общие и специальные закономерности формирования основных видов познавательной деятельности» продолжаются исследования по развитию социального интеллекта в детском возрасте. Изучались представления дошкольников о социальной причинности.
По теме «Принципы и система психолого-педагогической подготовки» проведена теоретико-аналитическая работа по оценке психологических факторов (прежде всего индивидуальных психофизиологических и психологических особенностей), влияющих на успешность обучения студентов в вузе. К ним относятся – свойства нервной системы, темперамент, характер, общие и специальные способности, мотивация, черты личности. При анализе общих способностей был сделан акцент на относительной независимости и самостоятельном значении для успешного обучения таких компонентов общих способностей как предметный интеллект, социальный интеллект, креативность, исследовательское поведение и вероятностное прогнозирование.
Психическое здоровье: норма, отклонения, диагностика, коррекция
По теме «Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия в норме и патологии» выявлена связь распределения типов ПЛО с успеваемостью: более половины «отличников-математиков» составили амбидекстры и левши. Установленная связь позволяет прогнозировать успешность математической подготовки учащихся по профилю межполушарной организации мозга. У больных с опухолевыми поражениями мозга разработана методика исследования речевых функций во время нейрохирургических операций на открытом мозге. Разработаны новые подходы к классификации афазий.
По теме «Нейропсихологический анализ психических функций на разных этапах возрастного развития человека» установлены нормативы состояния и развития памяти у детей различных возрастных групп. Завершено не имеющее аналогов в мировой науке исследование роли мозжечка в когнитивных процессах. Выявлен специфический для этой структуры нейропсихологический фактор в виде интегративной динамической организации отдельных действий и операций в целостные программы. В отношении контингентов, относящихся к пожилому и старческому возрасту, установлены особенности скоростных и темповых характеристик памяти и мышления.
При работе над темой «Закономерности формирования расстройств личности, методы их психологической коррекции и психотерапии» дан синдромный анализ двух вариантов нарушения самоидентичности (диффузии и грандиозности), их связи с типом и качеством эффективности защитных процессов, копинговых стратегий и паттерном объектных отношений. Получены данные о специфике объектных отношений при расстройствах личности невротического, пограничного и психотического уровней и об их динамике в ходе структурного интервью и в процессе психотерапии.
В рамках темы «Культурно-исторический подход к психосоматической проблеме» создан методический комплекс для регистрации и психологической квалификации феноменологии стрессовых переживаний у младших школьников в процессе их адаптации к школе и для определения групп риска возникновения и хронизации психосоматических и нервно-психических заболеваний. С целью изучения взаимосвязи телесного опыта и эмоциональных переживаний у беременных женщин разработаны методики психосоматического анализа телесного опыта и эмоционально-ценностного отношения к будущему ребенку. Разработан опросник уровня контроля влечений и эмоций у больных опийной наркоманией. Предложена модель психологического механизма синдромов отчуждения и психического автоматизма при шизофрении. Разработан метод семантического анализа феноменов самосознания. Разработаны и внедрены рекомендации в работу Школ сахарного диабета при Эндокринологическом центре РАМН.
При разработке темы «Аномалии психического развития» создана методика многофакторной диагностики эмоциональных расстройств в детском возрасте. Выявлены паттерны агрессивного поведения у дошкольника в норме и патологии, динамика их формирования и механизмы социализации. Проведено экспериментальное исследование готовности к школе слабовидящих детей, разработаны критерии готовности к обучению для слабослышащих детей, даны рекомендации по подготовке к школьному обучению детей с сенсорной дефицитарностью.
По теме «Когнитивная нейропсихология и коррекционно-развивающее обучение» закончено исследование внутренней картины болезни и изучение взаимодействия когнитивных и эмоционально-личностных нарушений при Паркинсонизме, создана установка по кинематическому анализу ходьбы, объективизирующая фазы и параметры шагового цикла и их динамику в реабилитации.
Психология формирования, функционирования и развития человека как профессионала
По теме «Психологические условия функционирования и формирования человека как субъекта труда» завершён большой цикл работ по разработке теоретических основ и практического инструментария для психологического описания профессии. Продолжалась работа по составлению профориентационных описаний профессий, которые можно получить, обучаясь в Московском университете. Был организован сбор дополнительного материала по 15-ти специальностям и специализациям МГУ. В рамках программы «Обучение методам психологической саморегуляции (ПСР) состояния» закончен цикл исследований по выявлению динамики функционального состояния в течение учебных часов. Проводился анализ феноменов, связанных с особенностями вытекающих из ориентировочно-исследовательской деятельности таких ее соматических проявлений в процессе освоения рабочего пространства как фиксированная соматическая и сенсорная ориентация и феномен локализации субъекта труда на рабочем месте. В рамках темы формирования и развития карьеры в отчётном году проводилось пилотажное исследование профессиональных устремлений молодых работающих женщин. Выявлены основные составляющие их профессиональных устремлений.
Продолжалось исследование временной структуры профессиональной деятельности. Был проведен теоретический анализ с привлечением эмпирических данных, структуры временного опыта. Дано описание содержания и формы временного опыта. Рассмотрено также содержание фактора времени в деятельностном подходе, что имеет не только теоретическое значение, но и позволяет рассмотреть психологические аспекты системы рационального планирования и учета временного резерва – тайм-менеджмента.
Продолжались исследования ценностного компонента организационной культуры с применением разработанной на кафедре методики для выявления специфики ценностных регуляторов организационного поведения (Методика «ЦРОП»). Продолжались исследование содержания психологического обеспечения управления человеческими ресурсами.
В рамках темы «Выбор, становление и формирование профессиональной карьеры: необходимые условия, типичные конфликты и способы их преодоления» была выявлена специфика динамики профессионализации у студентов психологов; показаны некоторые причины данного явления. Сформулированы предложения к программе психологической поддержки профессионального становления студентов на факультете психологии и предложения к организации психологической службы на факультете. Выявлены индивидуально-личностные особенности, способствующие (целенаправленная активность, целеустремленность, хорошая работоспособность, самостоятельность, решительность) и препятствующие (обидчивость, подозрительность, стремление занять обособленную позицию, самоуверенность, нетерпимость к критике и др.) успешному обучению. Так, среди условий профессионального становления психологов на раннем этапе процесса профессионализации выявлена определяющая роль непосредственного опыта совместного переживания, описываемого эллиптической моделью двухфокусного сознания. Другим решающим фактором является роль Наставника (Супервизора), оказывающего духовное влияние на личность становящегося профессионала. Адекватным для описания процесса профессионального становления признается дедуктивно-феноменологический подход.
В рамках темы «Психология профессионала в условиях технической инновации и организационных изменений» основное содержание состояло в разработке концептуальной базы и методического аппарата для проведения комплексных исследований по оценке и оптимизации деятельности профессионалов в современных организационных структурах. Подготовлены базы данных по комплексам психодиагностических, психокоррекционных и психопрофилактическим методик с выходом на компьютеризованные формы их реализации в прикладных условиях разработки обобщенной методологической схемы анализа профессионального стресса с выходом на индивидуализированный подбор психологических средств саморегуляции неблагоприятных функциональных состояний. Произведена комплектация психологических мультимедийных программ по профилактике стресса и снижения факторов повышенной напряжённости труда у персонала современных организаций.
Психология социальных групп и организаций
По теме «Активные формы социально-психологического воздействия» инициирован исследовательский проект «Политическая культура: представления о власти и патерналистские установки в ментальности россиян». Первые результаты свидетельствуют о том, что средний класс субъективно определяется как слой с определенным уровнем дохода, состоящий из нескольких групп, различающихся по характеру занятости и профессиональным признакам. Идентификация представителей среднего класса со своей группой достаточно высока и имеет положительную эмоциональную окраску. Кроме того, получены новые данные о возможностях социально-психологического тренинга как метода формирования коммуникативной компетентности. Разработан компетенциарный подход к социально-психологическому тренингу. По итогам специального исследования проанализованы основные социально-психологические механизмы функционирования фокус-группы. Обоснована адекватность фокус-групп как надежного и валидного методического инструмента для исследования широкого спектра психологических механизмов и феноменов, лежащих в основе отношений человека к социальной среде.
Психология когнитивных процессов: общепсихологический, психофизиологический, нейропсихологический и социально-психологический аспекты
Продолжались фундаментальные исследования по изучению психофизиологических механизмов когнитивных процессов. В основу психофизиологических исследований положена оригинальная стратегия – Человек-Нейрон-Модель, которая предполагает изучение механизмов психических процессов на клеточном, психофизиологическом и психологическом уровне.
По теме «Нейрофизиология психофизиология и моделирование когнитивных процессов: теоретические и экспериментальные подходы» продолжены исследования механизмов ахроматического зрения. Из данных моделирования ахроматического зрения человека следует, что восприятие интенсивности света реализуется на базе двух нейронных механизмов – B-типа (яркостного) и D-типа (темнового). Завершено создание экспериментальной установки для регистрации нейронной активности зрительной системы животных: откалиброван фотостимулятор и собран световой люминесцентный микроскоп. Впервые зарегистрированы аналоги «разностных» клеток зрительной системы позвоночных – ON-, OFF- и ON-OFF-нейроны. Эти типы клеток образуют, по-видимому, специальный механизм в системе зрительного восприятия – механизм «вычисления» (субъективных) разностных различий. Таким образом, полученные данные сравнительного исследования зрения позвоночных (карп, лягушка) и беспозвоночных (моллюск) свидетельствуют о единстве принципов нейронной организации механизмов кодирования информации о свете и цвете у представителей разного уровня эволюционного развития.
По теме «Механизмы профилактики стресса. Экопсихология» на основании полученных ранее данных был разработан комплексный тренинг, позволяющий снимать повышенное стрессовое напряжение у человека. Начата работа по выявлению объективных критериев стрессоустойчивости. С помощью метода биологической обратной связи (БОС) разработаны методы релаксации, способствующие снятию стрессового напряжения.
В рамках темы «Диагностика когнитивных состояний и процессов по сопряженному изменению ЭЭГ и сердечного ритма» исследовались центральные и периферические механизмы информационного стресса на основе комплексного изучения у человека взаимодействия осцилляторных свойств модуляторов сердечного ритма с ритмами ЭЭГ и важнейшими биологическими регуляторами – катехоламинами, оксидом азота и свободными радикалами. Во время информационного стресса, который идентифицируется по биохимическим показателям, выявлено усиление мощности гамма ритма в затылочных, височных и фронтальных отведениях ЭЭГ, которое развивается параллельно росту мощности дельта и тета ритмов и коррелирует с усилением влияний высокочастотного дыхательного и метаболического волновых модуляторов на вариабельность сердечного ритма. Наиболее сильно данный эффект представлен на 5 секунде, когда оборонительная реакция в виде учащения сердечного ритма наиболее выражена. Во время стресса это увеличение числа локализованных дипольных источников гамма активности коррелирует с возрастанием мощности гамма ритма, наблюдавшемся под всеми электродами в полосе частот от 30 до 45 Гц.
По теме «Психология социального познания» завершена исследовательская часть работы. Исследование проводилось в Московском областном суде. На основе полученных результатов разрабатываются программы социально-психологической подготовки судей к осуществлению судейской работы в условиях состязательного процесса с реальным соблюдением основных принципов правосудия (презумпции невиновности, равенства сторон в судебном процессе, разграничения полномочий между профессиональным судьей и присяжными заседателями).
По теме «Механизмы построения перцептивных образов и сенсомоторные координации» продолжены исследования влияния предметного содержания на чувственную основу образа. Написан пакет программ (Matlab) для предъявления цветовых стимулов на мониторе. На основе предыдущих исследований, посвященных восприятию поверхности была разработана модель восприятия поверхности, согласно которой основные параметры поверхности согласованы между собой. Были продолжены исследования, связанные с разработкой новых психометрических методов, основанных на анализе механизмов принятия решений испытуемым. Для этого предлагается дополнительно использовать оценку испытуемым степени его уверенности в правильности ответа. Собран, систематизирован и проанализирован материал по исследованиям явлений временных смещений за последние 200 лет и в особенности в современной когнитивной психологии, в том числе по систематическим ошибкам в суждениях о порядке событий, компликационным эффектам, эффектам «отставания/опережения» вспышки, ошибкам вторжения признаков во временном зрительном поиске и др. Разработаны экспериментальные планы и стимульный материал для ряда критических экспериментов. В качестве самостоятельной выделена проблема координации видимой скорости и видимого положения тестового объекта при переживании наблюдателем иллюзии автокинетического движения. Сформулирована гипотеза, согласно которой иллюзорное изменение положения объекта является следствием видимой иллюзорной скорости этого объекта, а не наоборот, как это предполагается всеми традиционными теориями данной иллюзии. Сформулированная гипотеза позволяет также объяснить существование эффекта Экснера и предсказать его зависимость от параметров стимуляции.
Человек в экстремальных условиях: диагностика, коррекция, психологическая помощь
Разрабатывались принципы психологической помощи в экстремальной ситуации. Выявлены основные закономерности, определяющие характер и специфику психологической помощи в экстремальной ситуации как психологической помощи уцелевшему:
1) контекст личности в оказании психологической помощи уцелевшему, в противовес физиологического или узко психологического подхода к стрессу или эмоциональному расстройству,
2) принцип трансформации психологической помощи по мере развития и изменения посттравматической ситуации,
3) особенности личности и личностной позиции терапевта, оказывающего психологическую помощь уцелевшему,
4) принцип учёта контртрансферентных реакций терапевта и расстройства защит терапевта, оказывающего психологическую помощь уцелевшему. Выделены стадии и формы краткой групповой психологической помощи уцелевшим. Описаны техники работы со сновидениями (кошмарными и сновидениями террора) у взрослых и детей при оказании краткой психологической помощи уцелевшим. Изучены феномены травматических реакций у детей и особенностей кратких процедур оказания психологической помощи детям в экстремальной ситуации. Выделены стадии оказания психологической помощи в ситуации психологического шока, острой паники, оцепенения, заторможенности, дереализации, деперсонализации. Выявлены первичные физиологические функциональные состояния обратимого характера и вторичные физиологические последствия экстремальной ситуации и предложены способы их учета на разных стадиях оказания психологической помощи.
Психология формирования установок толерантного сознания
Продолжена теоретическая, методическая и прикладная работа в рамках ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Фундаментальные и прикладные разработки в рамках программы осуществляются на основе историко-эволюционного подхода в психологии, выступающего как логическое развитие культурно-исторической психологии, и методологии неклассической психологии. Научные разработки осуществлялись по направлениям:
1) Психология аккультурации и адаптации мигрантов в новой социокультурной среде;
2) Формирование установок толерантного сознания как способа взаимной адаптации местного населения и вынужденных мигрантов.
Закончена работа по созданию комплексного инструментария по многопрофильной психодиагностике толерантности личности. Проведена систематизация подходов к исследованию психологических механизмов альтруистической мотивации личности. Разработаны методы диагностики альтруизма. Апробирован ряд психотехнических приемов усиления гуманных проявлений личности. Продолжена разработка теоретических и методологических основ методического инструментария и организационных механизмов психолингвистической экспертизы публикаций в средствах массовой информации. Осуществлен анализ существующих методических разработок и практического опыта в данной области. Главное внимание уделено изучению методических возможностей техник анализа текстов (контент-анализ, интент-анализ, фотосемантический анализ) для диагностики признаков толерантности/ксенофобии в текстах СМИ.
Культурно-историческая психология развития личности и сознания
Основные идеи подхода к неклассической психологии были осмыслены в рамках историко-методологического анализа наследия А.Н.Леонтьева. Практико-ориентированные разработки кафедры реализованы в программе «Вариативное образование – социальный институт развития возможностей личности в открытом обществе» и программе «Школа 2100».
Продолжена работа над темой «Психологический анализ проективных и опросниковых методик» по изучению защитных механизмов личности. С использованием перечня вопросов опросника ЗМЛ (защитных механизмов личности) изучались связи пунктов и шкал данного опросника с различными личностными характеристиками, диагносцируемыми методиками MMPI, 16 PF и МИС. Проведена содержательная интерпретация результатов факторного анализа пунктов ЗМЛ. На этой основе было уточнено содержание конструктов, лежащих в основе шкал опросника. В результате удалось выявить ряд тенденций функционирования защитных механизмов важных для уточнения интерпретации результатов психодиагностики по опроснику ЗМЛ:
1) Выявлен доминирующий защитный механизм, что дает возможность также сделать предположение о типе личности испытуемого, его основных проблемных зонах.
2) При одновременном доминировании двух защитных механизмов можно сделать вывод о наличии соответствующего невроза.
3) При одновременно напряженном функционировании 5–6 защитных механизмов из 8-ми выявляемых можно сделать вывод о наличии психической патологии, или психическом нездоровье испытуемого.
4) При слабом функционировании большинства защитных механизмов можно сделать вывод о нормально функционирующей психике и непатологическом уровне функционирования защит, и, следовательно – о хорошей способности адаптироваться к различным условиям среды.
Учебная работа. Начато чтение новых общих и специальных курсов лекций; специальных семинаров, практик и практикумов: Основы сексологии (С.Т.Агарков, с/к); Арттерапия и телесно ориентированные техники (А.М.Айламазян, с/п); Методы нейропсихологической диагностики (Е.Ю.Балашова, М.С.Ковязина, с/к); Соотношение уровней самооценки и притязаний в норме и патологии (Л.В.Бороздина, с/к); Психология характера – в новой редакции. Общая характерология (Л.В.Бороздина, с/к); Избранные главы общей психологии (Б.С.Братусь, с/с); Психология шахматного творчества (Е.Е.Васюкова, с/к); Новые информационные технологии в психологии (А.Н.Гусев, с/п); Самовыражение личности психолога в профессиональной деятельности (Л.В.Матвеева, видеотренинг); Смысловая теория мышления (А.А.Матюшкина, с/к, с/п); Прикладная зоопсихология (Н.Н.Мешкова, с/к); Автобиографический метод в психологическом консультировании (В.В.Нуркова, с/п); Психология универсальных познавательных процессов (В.Я.Романов, с/к); Школа А.Н.Леонтьева в контексте её оппонентного круга (Е.Е.Соколова, с/к); Влияние современных технологий на динамику границ нормы и патологии (К.Г.Сурнов, с/к); Актуальные проблемы когнитивной науки для слушателей ФПК факультета психологии (М.В.Фаликман, с/к); Психология религии (Г.П.Чистяков, с/к); Методы диагностики личностной сферы в младшем школьном и подростковом возрасте (С.М.Чурбанова, с/к, с/п); Биологическая обратная связь в коррекции психологических и психосоматических нарушений (практикум); Групповая психологическая помощь (курс); Мозговая локализация источников электрической активности (спецкурс); Основы нейронаук (спецкурс); Прикладная социопсихология (практикум); Психодиагностика личности в организации (с/п); Психодинамическая психотерапия (практикум); Психологическая помощь детям (курс); Психологическая помощь детям (практикум); Психологическая помощь: структура, процессы (курс); Психология самоопределения личности (с/к); Психотравматология (курс); Психофизиология индивидуальных различий (с/к); Семейная психологическая помощь (курс); Семейная психологическая помощь (практикум); Травмотерпия (практикум); Эволюционная биология и генетика (с/к).
Конференции. Организованы и проведены:
– международная конференция «Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика», посвящённая 100-летию со дня рождения А.Н.Леонтьева (28–30 мая). Участники конференции анализировали теоретические, методологические, экспериментальные и практические аспекты творчества А.Н.Леонтьева и созданной им школы, подчеркивая необходимость и возможность их развития в современной психологии – как отечественной, так и зарубежной. На пленарном заседании выступили А.Г.Асмолов («Неодеятельностная парадигма в психологии XXI в.: деятельность как существование»), В.Ф.Петренко («Методологические аспекты школы А.Н.Леонтьева в психологии»), Г.М.Андреева («Наследие А.Н.Леонтьева и проблемы социального познания»), Г.Рюкрим («Работы А.Н.Леонтьева 1930-х гг.: трудности понимания»), В.Ятцен («А.Н.Леонтьев и проблема пространства-времени в психических процессах»), А.Стеценко («Теория деятельности как новая парадигма: проблемы и перспективы в свете сегодняшних тенденций в мировой психологии»).
– конференция «Творческое наследие А.В.Брушлинского и О.К.Тихомирова и современная психология» (22–24 мая).
Доктора наук 2003 г. Ю.М.Жуков «Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности». Диссертационное исследование посвящено изучению места и роли коммуникативного тренинга в складывающейся системе формирования и развития профессиональной и социальной компетентности индивидов, групп и организаций в современном обществе. Были разработаны концептуальные модели коммуникативной компетентности; обосновано положение об определяющей роли внутригрупповой активности в производстве основных эффектов коммуникативного тренинга; создана и прошла проверку система внутреннего мониторинга тренинговых эффектов; выявлены и описаны новые функции обратной связи.
О.Т.Мельникова «Фокус-группы в социально-психологическом исследовании: методология и техники». Проанализированы основные социально-психологические механизмы функционирования фокус-группы в контексте феномена малой группы. Обоснована адекватность фокус-групп как надёжного и валидного методического инструмента для исследования широкого спектра психологических механизмов и феноменов, лежащих в основе отношений человека к социальной среде. Впервые в отечественной социальной психологии собраны, систематизированы и апробированы социально-психологические методы фокус-группового исследования, проделан исторический и методологический анализ развития фокус-групп как качественного метода, проработана и апробирована технология прикладного качественного исследования. Проанализированы и определены критерии валидности, надежности и репрезентативности качественных методов. Создано программно-методическое обеспечение подготовки модераторов-специалистов по ведению фокус-групп. Выявлена структура способностей и навыков, необходимых для модерирования, а также критерии отбора и оценки модераторов.