Московский университет впервые обсудил возможность для женщины получить высшее образование в 1861 г. в связи запросом Министерства народного просвещения. ОТВЕТ был ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ и НЕ ПЕРЕСМАТРИВАЛСЯ 40 ЛЕТ.
1861 год
Из вопросов Министерства народного просвещения советам университетов
|
«1. Могут ли вообще лица женского пола быть допускаемы к слушанию университетских лекций совместно со студентами?
2. Какие условия должны быть постановлены при таком допущении?
3. Могут ли такие лица быть допускаемы к испытанию на учёные степени, и каким правом, в случае выдержания испытания, они должны пользоваться?»
|
ДА, ДА, ДА
|
НЕТ, НЕТ, НЕТ
|
Санкт-Петербургский
Казанский
Харьковский
св. Владимира
|
|
|
Совет Московского университета обсуждал вопрос о совместном со студентами слушании профессорских лекций лицами женского пола, и БОЛЬШИНСТВОМ ГОЛОСОВ, 23 ПРОТИВ 2, постановил:
«НЕ ДОПУСКАТЬ этого совместного слушания ни под каким предлогом потому, что оно может иметь ВРЕДНОЕ ВЛИЯНИЕ НА УСПЕШНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЙ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, обучающихся в университете»
|
|
«В сущности, женщина оказывается не менее способною к большей части учёных упражнений, как и мужчина, а потому не менее имеет и права на них.
У нас во время оно считалось неуместным обучать девиц даже грамоте; теперь мы дошли до учреждения женских гимназий; НЕУЖЕЛИ ЖЕ НЕ ПОЙДЕМ ДАЛЕЕ.
Дело о высших учёных упражнениях женщины, оставаясь in status quo, даёт повод думать, будто женщина не имеет на них и права. Между тем, какие бы ПОЛЕЗНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ могли выйти ОТ ПОЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЖЕНЩИН В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ; какое бы значение имела, например, врач-женщина. Врач-мужчина для больной женщины можно сказать в нередких случаях врач не вполне. Врач-женщина, по самой природе своей, более приняла бы участия в страданиях больного того или другого пола, на которые врач-мужчина смотрит слишком равнодушно, особенно, если имеет большую практику. Все эти выгоды общества теряются в настоящее время»
|
|
|
«Я ПРОВЕРИЛ, и не в первый раз, свои гинекологические сведения, останавливая всё свое внимание на тех особенностях, которые всего разительнее отличают женщину от мужчины в физиологическом и психологическом отношении и всего яснее показывают, почему натура не воплотила идеи человека в одном каком-либо поле, а разделила это высшее из своих произведений на две половины, равно дополняющие одна другую, равно необходимые, следственно и равноправные.
Я ПРИПОМНИЛ результаты наблюдений своих и чужих над бесконечным различием природных сил, склонностей и способностей в индивидуальных женских натурах.
Я НЕ ЗАБЫЛ ни специального назначения женщины как супруги, матери и домохозяйки, ни тех ограничений, которым подчиняет её это назначение, ни тех затруднений и препятствий, которые встречает умственное развитие её в слабой, односторонней подготовке, в нынешних отношениях её к жизни общественной и гражданской, в наших нравах и привычках и, можно прибавить, в наших традиционных предрассудках.
Я нашёл много причин полагать, что число учёных женщин всегда будет [менее] числа учёных мужчин, что юстиция и администрация, академические кафедры и высшее искусство гораздо чаще будут избирать своих служителей из лиц мужского, чем женского пола, НО РЕШИТЕЛЬНО НЕ НАШЁЛ ни в организации женщины вообще, ни в устройстве её мозга в особенности, ничего такого, ЧТО БЫ НЕ ДОЗВОЛЯЛО ЕЙ ПОМЫШЛЯТЬ О ВОЗМОЖНОМ РАЗВИТИИ ВСЕХ ДАННЫХ ЕЙ БОГОМ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ; ничего, что бы воспрещало ей, пока не обременена она чрезмерными заботами семейными и хозяйственными, стремиться к высшему научному образованию и удовлетворять этому стремлению всеми позволительными средствами.»
|
|
Во многом, поддержка решения о допуске женщин к высшему образованию диктовалась у обоих профессоров семейной ситуацией. Оба имели дочерей «на выданье».
Но если про дочерей профессора Зёрнова ничего не известно, кроме того что они были, то дочери профессора Армфельда след в истории России оставили. Их судьбы с одной стороны – полярны, с другой – напрямую отражают ситуацию с женским образованием. Наиболее талантливые и активные либо самостоятельно пробивали себе дорогу, либо пополняли ряды бунтарей, отстаивающих всеобщие гражданские права.
Совсем нелишне будет добавить, что двоюродной сестрой их была Софья Ковалевская – «светлая точка, к которой стремились желавшие учиться девушки».
Федченко Ольга Александровна
(урожд. Армфельд)
1845–1921
|
Ей исполнилось 16 лет, когда Московский университет отказал женщинам в приёме. Девушка получила хорошее домашнее воспитание и усиленно занималась ботаникой. Составила гербарий Можайского уезда (где проводила лето), которым пользовался проф. Н.Н. Кауфман для справочника «Московская флора».
Член-корреспондент физико-математического отделения (по разряду биологическому) Санкт-Петербургской АН с 1906 г. Первая в России женщина-ботаник, удостоенная этой высокой чести.
Почётный член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1874). В знак внимания и уважения к её научным трудам по исследованию Туркестана император Александр II прислал ей в подарок золотой браслет, украшенный рубинами и бриллиантами.
Именем – Olgaea, назван род среднеазиатских растений семейства Астровых.
Её сын Б.А. Федченко (1872–1947) окончил Московский университет под руководством проф. И.Н. Горожанкина и был приглашён преподавать в Ленинградский государственный университет.
|
Ей исполнилось 11 лет, когда Московский университет отказал её старшей сестре в приёме. Девушка получила хорошее домашнее воспитание. Училась на математическом факультете Гейдельбергского университета (влияние Софьи Ковалевской!), делая успехи.
Но скоро увлеклась социальными теориями, вернулась в Россию с намерением «идти в народ». Неоднократно арестовывалась за революционную пропаганду. Во время одной из вооружённых стычек с полицией был убит жандарм. На следствии пыталась взять вину на себя. Осуждена, приговорена к лишению прав и каторжным работам.
В 1879 г. сослана в Сибирь. Самоотверженно помогала нуждающимся и ухаживала за больными.
В судьбе Н.А. Армфельд принимал участие Л.Н. Толстой. Он несколько раз встречался с её матерью, ознакомившей его с процессом и письмами дочери с каторги. Имея высокопоставленную двоюродную тётку, писатель обращался к ней с просьбой о смягчении участи заключённой.
Правда, безрезультатно.
|
Комова Наталья Александровна
(урожд. Армфельд)
1850–1887
|
Л.О. Пастернак. Иллюстрации к роману «Воскресение»
|
Чертами характера Натальи Армфельд наделён образ М.П. Щетининой из романа Л.Н. Толстого «Воскресение».
«<Катюша Маслова> восхищалась всеми своими новыми сотоварищами; но больше всех она восхищалась Марьей Павловной, и не только восхищалась ей, но полюбила её особенной, почтительной и восторженной любовью. Её поражало то, что эта красивая девушка из богатого генеральского дома, говорившая на трёх языках, держала себя как самая простая работница, отдавала с себя другим всё, что присылал ей её богатый брат, и одевалась и обувалась не только просто, но бедно, не обращая никакого внимания на свою наружность…
Стала она революционеркой, как она рассказывала, потому, что с детства чувствовала отвращение к господской жизни, а любила жизнь простых людей, и её всегда бранили за то, что она в девичьей, в кухне, в конюшне, а не в гостиной…
Марья Павловна не рассказывала никогда этого сама, но Катюша узнала от других, что приговорена она была к каторге за то, что взяла на себя выстрел, который во время обыска был сделан в темноте одним из революционеров. С тех пор как Катюша узнала её, она видела, что где бы она ни была, при каких бы ни было условиях, она никогда не думала о себе, а всегда была озабочена только тем, как бы услужить, помочь кому-нибудь в большом или малом...».
|
|
В канун Первой русской революции, когда «студенческие беспорядки» стали выходить из под контроля администрации, профессорам пришлось ещё раз уделить своё внимание девушкам, рассматривая их, однако, опять как ПОМЕХУ УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ.
70 членов профессорско-преподавательского коллектива призвали ребят образумиться: «Люди, не причастные к интересам науки и университета, навязали вам новое несвойственное студенту слово и деяние “Забастовка”, т.е. заставили вас смотреть на университет как на учреждение фабричное, а не научное, чтобы таким образом стереть само название университета. Вдумайтесь в такое положение дел и скажите по совести, возможно ли подобное отношение к университету со стороны людей, посвятивших себя изучению науки?... В ВАШУ университетскую СРЕДУ ЗАВЛЕКАЮТ ДОВЕРЧИВЫХ И СОСТРАДАТЕЛЬНЫХ ЖЕНЩИН, НЕРВНОСТЬ И ВОЗБУДИМОСТЬ КОТОРЫХ ЕЩЕ БОЛЕЕ СМУЩАЕТ И ВОЛНУЕТ ВАС».
|