Слово о Московском университете: 1996

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: ПОКОЛЕНИЯ И ИДЕАЛЫ

Слово о Московском университете, произнесённое в Татьянин день на торжественном заседании Совета Учёных советов – Конференции МГУ. 25 января 1996 г.

Сегодня Татьянин день. В этот день мы не просто вспоминаем о про житом, о наших друзьях и коллегах, посвятивших себя служению Московскому университету. В этот день, обращаясь к памяти одних и подвижнической деятельности других, мы совершаем свой собственный обряд очищения, спрашивая себя, что сделали из невозможного, а чего не сделали из возможного во имя университета и России?

Слово о Московском университете особый жанр, в котором, как мне кажется, следует говорить о вечном и незыблемом. Так, по крайней мере, поступали в Татьянин день многие мои предшественники. Вечное и незыблемое Московского университета не есть что-то мистическое или иррациональное. Оно вполне постижимо разумом и достигаемо действием. Это – поколения людей Московского университета и идеалы, нерасторжимо связанные между собой.

Сейчас только ленивый не твердит, что у нашего народа нет идеалов, что он духовно себя исчерпал, а Россия исторически обречена. В лихорадочном кружении обращают они свой взгляд то направо, то налево, на Запад или Восток, на Север или на Юг в уверенности, что где-то там, за горизонтом уже проложен асфальтовый тракт для Родины и нужно лишь чуть-чуть дотянуть до него дорогу от Москвы, чтобы быстро причалить к «земле обетованной». Пошлое ёрничество над русским человеком, глумление над отечественными традициями и историей стали главным лейтмотивом тех, кто возомнил себя его новыми душеприказчиками. Непрерывно вдалбливается мысль, что русский народ никчёмен, что он сплошная пьянь, воры и бездельники. Иные договорились уже до того, что видят в своих собственных неудачах и просчётах не больше – не меньше как преступление народа.

Вот как далеко может завести презрение к собственному народу, бесконечные разглагольствования о правах и умалчивание об обязанностях.

Вот – где источник безнравственности, так прочно укоренившийся в определённых кругах нашего общества.

Всякое право нравственно оправдано лишь тогда, когда оно сводится к обязанностям. Когда права доминируют над обязанностями и возводятся в абсолют, сплошь и рядом возникают трагикомические, а чаще трагические ситуации. Пользуясь правом, теперь каждый может отстаивать свои честь и достоинство в суде. Есть уже и прейскурант стоимости чести и достоинства. Но, почему-то никто пока не обратился в суд, чтобы защитить честь и достоинство народа и России от тех, кто без конца обливает их грязью и унижает, позволяет себе безнаказанно возвещать с телеэкрана, страниц газет и журналов, что «народ одурел», что «русский народ – тупая толпа». Никто ещё не признал безнравственным, хотя и законом освящённый факт, когда человек, зовущий под свои знамена избирателей и получивший их поддержку, вдруг во всеуслышание заявляет – я не хотел, я пошутил, вы на самом деле голосовали не за меня, а вон за того, другого.

Быть обязанным народу и России – вот идеал Московского университета, связывавший и связывающий его поколения в единую и неразрывную цепь. Вся история Московского университета – это захватывающее повествование о его трудной борьбе за своё право быть обязанным. Ни один, даже самый предвзятый критик или откровенный недоброжелатель, не найдёт в этой истории ни одной страницы, ни одного факта, которые свидетельствовали бы об обратном.

Ведь констатировать существование какого-нибудь российского учреждения на каком-то отрезке времени истории страны ещё недостаточно, чтобы безошибочно судить о его пользе или степени его пользы для Отечества. Нужно непременно знать, как народ понимал и понимает это учреждение, какое участие принимал в его появлении и какое действие произвело учреждение это на жизнь народа.

Это в полной мере относится к Московскому университету. Более того, вы не много найдёте в России явлений, равных Московскому университету по своему влиянию на её судьбы, исключая нашу Православную церковь.

Так как же наш народ понимал и понимает свой университет, какое действие произвёл и производит Московский университет на жизнь народов России? Одно то, что мы отмечаем уже свою 241-ю годовщину, даёт на поставленный вопрос положительный ответ. Наш народ всегда понимал и понимает свой первый университет, а университет – всегда верно и преданно ему служил, видел и видит в этом своё единственное предназначение и единственную историческую обязанность. Потому миссия Московского университета может быть с полным на то основанием названа исторической для судеб народа и страны. Своим примером, нравственным и профессиональным достоинством своих людей университет утверждал и доказывал, продолжает утверждать и доказывать веру в национальный разум, нашу способность созидать и творить во имя их лучшей жизни в настоящем и будущем. Вот почему, говоря о вечном и незыблемом, я говорю о самом главном – о поколениях и идеалах Московского университета.

В.О.Ключевский в курсе лекций по русской истории отметил, что «наши идеалы» включают в себя как перешедшие «к нам по наследству от наших отцов и дедов», так и те, которые «достались нам по культурному преемству от других обществ». Он подчеркнул, что «мы живём во время, обильное идеалами, но идеалами борющимися друг с другом, непримиримо враждебными. Это затрудняет целесообразный выбор». Лишь знание своего прошлого, как отдалённого, так и совсем недавнего, а не апелляции к чужому опыту, «облегчает такой выбор: оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. Вырабатывающееся из него историческое сознание даёт обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его, как от косности, так и от торопливости».

Меня не раз спрашивали, почему в своих выступлениях я преимущественно ссылаюсь и цитирую людей Московского университета, какой бы теме выступление не было посвящено и какой бы аудитории оно не предназначалось? Почему я так высоко, выше других ставлю именно людей Московского университета? Во-первых, потому, что стремление жить чужим умом, без конца цитировать и поклоняться чужим пророкам для некоторых соотечественников стало чуть ли не главным критерием их «цивилизованности» и «независимости». Во-вторых, потому, что лично для меня люди университета являются олицетворением его поколений и идеалов, людьми, которые сполна обладали и «чутьём минуты», и «глазомером положения», поскольку смотрели на российскую действительность не через бинокль из дальних-предальних краёв, а через микроскоп нашей повседневности, в которой жили сами и которую сами же создавали. Время лишь подтверждало и подтверждает всю правоту их воззрений и суждений об университете и России, которую они не только глубоко изучали, но ещё глубже и искреннее исповедовали. Вы не найдёте ни у одного поистине великого человека Московского университета бранных слов, унижающих российский народ и страну, хотя каждым из них много сказано горького и сострадательного. Это тоже великий нравственный идеал Московского университета, которому мы привержены.

Авторитет Василия Осиповича здесь непререкаем не только потому что он выдающийся русский учёный и мыслитель, чьё имя сегодня, как говорится, вновь у всех на устах. Для нас, людей Московского университета, глубина его суждений имеет особую достоверность, ибо сама жизнь Ключевского, целиком и полностью связанная с университетом, являет собой конкретный пример воплощения ещё одного идеала Московского университета – идеала жизненного пути. Ключевский – студент, Ключевский – приват-доцент, Ключевский – доктор русской истории, Ключевский – профессор, Заслуженный профессор, Почётный член Московского университета.

Смею утверждать, что большинство студентов, переступающих порог университета, видят свой жизненный идеал именно таким. В противном случае они ошиблись, выбрав Московский университет. Но как всякий глубоко нравственный, а потому и очень тяжёлый для реального достижения, этот жизненный идеал под силу лишь тем, кто целеустремлён в науке и верен ей, для кого нравственность выше прочих человеческих идеалов. То, что такой идеал не мираж и не пустые мечтания – новые имена 22 наших коллег, которым были сегодня вручены дипломы Заслуженного профессора Московского университета. Все они повторили жизненный путь своих учителей, как прошёл путь своего учителя С.М.Соловьёва его ученик – В.О.Ключевский, как многие другие, жившие и работавшие до и после них, шли той же дорогой. Всё имеет начало. Университетские идеалы также. Позвольте мне сказать несколько слов о самом первом студенте Московского университета, первом, как бы мы сейчас сказали, прошедшем по конкурсу и первым зачисленном в университет. Глубоко символично, что именно ему – первому студенту Московского университета суждено было стать и провозвестником наших идеалов.

Этим студентом был С.Г.Зыбелин. Ученик Славяно-Греко-Латинской академии при Заиконоспасском монастыре, он рано проявил исключительные способности к наукам. Когда в 1755 г. открылся Московский университет, академия отобрала для него шесть своих воспитанников из числа обучавшихся в последних классах. С.Г.Зыбелин, как лучший до окончания курса, был выделен и изъявил желание перейти в университет. Будучи назначенным «старшим», он получил на руки «синодный указ», и 25 мая 1755 г. явившись в университет, первым был зачислен в состав его студентов.

Но истории Московского университета было угодно, чтобы С.Г.Зыбелин, первым прошёл дорогу от его студента до его профессора. Обращаясь к «учащемуся юношеству» по случаю получения «профессорского достоинства» 23 августа 1768 г., он говорил: «Когда наукам и просвещению ваше златое молодости время посвятили, старайтесь оное всеми силами с истинною пользою употребить, простирайтесь в оных, учитесь быть полезными в обществе, счастливыми в свете. Какой лучший способ изобресть можно, чтоб принести пользу Отечеству и себе, как не науками и разумом? Вы ныне тем веком пользуетесь, в котором премудрость здесь обитает, вы в том округе света обретаетесь, где оная царствует, и своих последователей непрестанно награждает».

В жизни, в нравственном и профессиональном облике С.Г.Зыбелина сконцентрировано все, что, собственно, составляет идеалы поколений Московского университета. Они ни у кого не заимствованы. Они рождены самим университетом. Они не меняются вот уже 240 лет. Они служат всем нам – нынешнему поколению Московского университета – собственной «вифлеемской звездой». В этом смысле идеалы Московского университета, безусловно, самодостаточны. Мы в них не сомневаемся, а потому и не испытываем необходимости в уроках со стороны. Ему, отдавшему служению Московскому университету всю до единого дня свою жизнь, благодарные потомки написали на надгробном камне:

По сердцу и уму сё истинный мудрец,
Он славы не искал, но был наук красою,
Любовь ко ближнему была его душою;
Из тихих дней его она сплела венец
Для муз отечества, который не увянет, –
Зыбелин вечно жить своею пользой станет.

Я не случайно избрал для Слова об университете идеал жизненного пути. Ибо путь этот, как и путь России, никогда не был лёгок и усыпан розами. Он никогда не сулил беззаботной и излишне сытой жизни. Но он всегда был высоконравственным и благородным. А потому человек, именовавшийся в России «студентом» и «профессором», изначально и во многом через Московский университет вызывал к себе чувство особого уважения и почтения как носитель сокровенных народных дум и чаяний о просвещённом разуме и человеческой чистоплотности. В России «университетский вопрос» потому-то и стал «важнейшим вопросом русской жизни» и таковым, надеюсь, останется, поскольку всегда был синонимом нравственного развития.

Печаль наших дней в том, что ныне «университетский вопрос» пытаются лишить его нравственного значения. Принадлежность к «студентам» и «профессорам» перестала быть престижной и важной, прежде всего, в духовном отношении. Её стремятся подменить «звоном злата и серебра». Вот почему идеал университетского жизненного пути требует защиты и утверждения. И мы, в Московском университете, ему свято следуем.

Два часа тому назад в Актовом зале Старого здания на Моховой университет чествовал своих выдающихся людей – Заслуженных профессоров, лауреатов премий им. М.В.Ломоносова и И.И.Шувалова.

А.А.Ильюшин, удостоенный сегодня премии им. М.В.Ломоносова, самый «старый матрос» из наших юбиляров, взошёл на корабль «Московский университет» в 1928 г. (окончил курс в 1933 г.), а В.С.Елистратов, Шуваловский лауреат, самый «молодой студент» среди юбиляров, поднялся на его борт 50 с лишним лет спустя (он окончил университет в 1987 г.). Вот лишь один из множества множеств примеров, раскрывающих сущность Московского университета, – единство его поколений, основанное на общности наших идеалов и традиций.

В этом состоит, по-русски, сермяжная правда, а на языке науки – абсолютная истина феномена Московского университета как явления нашей национальной идеи, национального духа и национальной культуры, всегда старых и всегда новых, никогда не останавливавшихся и не обращающихся вспять досужим домыслам, тщетно пытающимся доказать противоположное.

Сегодня самое время напомнить ещё об одном глубоко нравственном деянии Московского университета, поскольку оно имеет прямое отношение к нашим дорогим Татьянам, Надежам, Верам, Любам, ко всем женщинам университета.

2 декабря 1906 г., т. е. 90 лет тому назад, Совет Московского университета принял решение «о приёме женщин в студентки университета». «Принимая во внимание, что среди женщин, – говорится в решении Совета, – допущенных в университет в качестве вольнослушательниц, имеются лица, по своему образовательному цензу вполне удовлетворяющие всем требованиям, которые предъявляются к мужчинам, поступающим в университет, а также то, что женщины-вольнослушательницы, выполняя ту же самую работу, как и студенты, обладая той же научной подготовкой и давая все доказательства полной успешности своей работы, тем не менее не имеют права сдавать экзамены, получать зачёты по практическим занятиям и приобретать университетские свидетельства, Совет считает необходимым ходатайствовать перед правительством об издании дополнительного узаконения, коим бы разрешалось принимать в студенты университета, выдавать выпускные свидетельства и допускать к экзаменам в испытательных комиссиях тех лиц женского пола».

Недавно мне попала в руки книга «Неравенство полов в высшем образовании», изданная в Лондоне в 1994 г. В ней, в частности, отмечается, что «доля женщин среди обладателей высших учёных степеней в мире за редким исключением резко падает». К таким редким исключениям мир может вне всяких сомнений отнести Московский университет.

Возьмите «Ежегодник Московского университета» за 1994 г. и посмотрите список наших сотрудников и аспирантов, защитивших в том же году диссертации. Из 276 новоиспечённых кандидатов – 129 или 46,7% – представители прекрасного пола, из 33 новых докторов наук – их 11 или 33%. Среди естественников женщины-диссертанты составляют 42,7%, среди гуманитариев – 52,4%. Сегодня каждый 6-й профессор и доктор наук в Московском университете – женщина, каждый 5-й Заслуженный профессор – женщина, каждый 8-й Ломоносовский и Шуваловский лауреат – женщина.

Академики Российской академии наук – И.П.Белецкая, О.А.Олейник, член-корреспондент РАН Р.Г.Бутенко, академики Российской академии образования – Г.М.Андреева, Н.Ф.Талызина, передающие сегодня свои знания студентам университета, не только его гордость, но, обращаюсь к Вам, Татьяны, Надежды, Веры, Любы, они – ваши ориентиры в жизни, которую вы выбрали, войдя в аудитории Московского университета. Следуйте им, и вы будете счастливы! Нить Ариадны вновь в ваших руках!

У профессоров-женщин, как и у профессоров-мужчин есть в Московском университете свой первопроходец – М.В.Павлова – крупнейший русский палеонтолог, организатор и первый заведующий кафедрой палеонтологии университета. Она открыла в 1919 г. этот путь для женщин, первой из учёных россиянок став Почётным членом отечественной Академии наук.

Таковы наши идеалы, таковы наши поколения, принимающие и передающие их дальше. Следуя этим идеалам, Московский университет самовоспроизводит себя интеллектуально. Нет никаких оснований предполагать обратное ныне и в будущем. Университет всегда воспроизводил сам себя научно-педагогически.

Практически все основные научно-педагогические школы, составившие мировую известность Московскому университету, – плоть от плоти и кровь от крови – дело рук его собственных студентов, ставших доцентами, а затем и профессорами. Даже тогда, когда на работу в университет приходил учёный уже имевший хорошую репутацию в научном мире, т.е. учёный «с именем», живую ткань создававшейся им школы составляли, как правило, «коренные университетчики».

Но когда случалось, что какая-то научно-педагогическая школа не составлялась, несмотря на крупные научные результаты основателей, причиной тому оказывалась их идейная несовместимость с традициями и нравственными идеалами Московского университета, с теми глубоко внутренними мотивами, которые укоренены в каждом подлинно университетском человеке, для которого мысль о пользе и достоинстве университета, а через это – о пользе и достоинстве Отечества, всегда была высшим критерием для личных действий и поступков.

«Мы студенты, – пишет в своих воспоминаниях И.Н.Алексинский, выпускник 1891 г., профессор университета, – относились к нашим профессорам с искренним уважением, как к деятелям на поприще русского просвещения, и степень популярности их среди нас зависела исключительно от их талантливости, плодотворности их профессорской деятельности и верности высоким традициям Московского университета». Я хочу ещё раз подчеркнуть, что традиционная приверженность поколений людей Московского университета его идеалам не праздные слова, не хлесткие лозунги, не искусственные конструкции, наконец, не следование расхожим ныне призывам к «возрождению». Это, если хотите, генетически передаваемая без единого перерыва от одного университетского поколе- ния к другому нравственная наследственность.

Н.Г.Чернышевский как-то заметил: «Многие из великих людей Германии, Франции, Англии заслуживают свою славу, стремясь к целям, не имеющим прямой связи с благом их родины... многие из величайших учёных, поэтов, художников имели в ввиду служение чистой науке, а не каким-нибудь исключительным потребностям своей страны. У нас это невозможно. Есть у каждого из нас другое дело, более близкое сердцу – содействие, по мере сил, дальнейшему развитию того, что начато Петром Великим. Это дело до сих пор требует и, вероятно, ещё долго будет требовать всех умственных и нравственных сил, какими обладают наиболее одарённые сыны нашей Родины».

Повторю – быть обязанным народу и России – основополагающий идеал Московского университета, а борьба за право осуществлять этот идеал – содержание всей нашей практической деятельности. Некоторое время тому назад, отвечая на вопросы корреспондента одной из газет о том, какими мне видятся основные для высшей школы России итоги уходящего 1995 г., я сказал: «Если 2–3 года назад стоял вопрос “быть или не быть?” высшей школе, то сегодня можно сказать с уверенностью – “быть”».

Эта моя уверенность основывается на том, что государство, кажется, начинает понимать, что обозначившийся упадок национальной высшей школы означает для страны тупик на пути реформ и преобразований. Тупик, прежде всего, нравственный. Направленность государственного вектора «от денег, как первичного, к образованию, науке и культуре, как вторичному», доминировавшая все последние годы, постепенно, пусть пока весьма и весьма робко и не последовательно, начинает меняться на противоположное – «от образования, науки и культуры, как первичного, к деньгам, как вторичному». Это позволяет надеяться, что логика идеологов реформ, согласно которой России не нужна ни большая наука, ни мощная высшая школа, ни высокая культура, поскольку они, де, «слишком дороги», постепенно уйдёт в небытие и мы будем вспоминать о нынешнем к ним отношении как о некотором курьёзе. Ибо образования, науки и культуры никогда не бывает много, а вот мало бывает всегда. Мне кажется, что одновременно с этим будут развенчаны и некоторые другие ложные идеалы, принимаемые ныне за истинные.

М.М.Ковалевский, крупнейший русский социолог профессор Московского университета, в начале века писал: «Мысль о том, что профессоров можно причислить к предпринимателям и устроить забастовку в посещении их лекций, в то время никому ещё не приходила в голову».

Теперь это, увы, не просто мысль, но и практические действия.

Идеал профессора ныне вырисовывается власти в облике «профессора-предпринимателя», а идеал студента – в облике эдакого «подёнщика», поскольку теперь «заработок профессора, аспиранта, да и студента зависит не от спущенного сверху оклада или стипендии, а от собственной научно-организационной активности». Студент не ходит на лекции не по причине каких-то политических несогласий с профессором. Он просто не имеет времени учиться, поскольку для него главное не учеба, а пресловутая «научно-организационная активность». Мы будем развенчивать подобные идеалы.

Обязанность Московского университета, как это было в прошлом, действовать в настоящем так, чтобы в России стало ещё больше образования, науки и культуры, чтобы наше общество и страна, отбросив ложные идеалы, твёрдо встали на путь нравственного преображения, где обязанности всех и каждого перед всеми и каждым стали превыше всего прочего.

Е.Н.Трубецкой, профессор Московского университета, в публичной лекции «Великая революция и кризис патриотизма» говорил: «То, что называется в настоящее время “патриотизмом” или “национализмом”, далеко не всегда здоровое и бескорыстное чувство. Современный национализм насыщен экономизмом, отравлен... “барыш- ничеством”... Эта отрава и есть то, что в наши дни всего более дискредитирует национальное чувство. Разве мало на свете патриотов, которые любят отечество потому, что оно является для них выгодною аферою!... Когда любовь к Родине отравляется корыстью, когда отечество становится аферою, оно ничего не говорит ни сердцу, ни чувству долга: раз оно перестаёт быть святыней, его совершенно дозволительно променять на другую аферу, более выгодную».

Россия, наше великое Отечество, в тяжёлых муках борется за своё выживание как единого и целостного государства, за своё будущее. Жертвы, приносимые народом во имя этой святой цели, неисчислимы, цена, которую платят за неё миллионы и миллионы сограждан давно уже стала запредельной. Где взять силы, где набраться мужества, чтобы не растерять остатки веры и надежды, чтобы всё происходящее выдержать?

Б.Н.Бугаев, выпускник физико-математического факультета Московского университета, известный как поэт Андрей Белый, в 1903 г. писал, что в «хаосе событий и противостояний», когда «всё обесценилось», когда «русло жизни отхлынуло в сторону» и «с рёвом и грохотом мчалась по нём колесница пошлости», опять «захотелось перспективы», «опять запросило сердце вечных ценностей».

Он справедливо подчеркивал, что те и только те идеалы являются действительно идеалами, которые наш народ воспринимает как национальные символы веры и нравственности. Именно как символы, а не уличную символику. Символика – бренна. Символы – вечны. Есть ли сейчас у России такие символы? К счастью, есть!

Один мудрец говорил, что вехи истории отмечаются храмами – храмами, символизирующими веру, культуру и науку. Символом веры и нравственности в России был, есть и будет наш православный храм, великий своей любовью к народу русскому и непреклонно возвышающий мнение о нём!

Символом веры и нравственности в России был, есть и будет храм нашего Большого театра, давно и окончательно ответивший всему миру на вопрос о культурных способностях русского народа!

Символом веры и нравственности в России был, есть и будет храм российской науки – Московский университет. То, что сегодня вера, культура и наука слились воедино в общем стремлении сохранить и преобразовать Россию – это тоже добрый символ для народа и страны. Вместе мы многое можем, вместе мы многого добьёмся, пока мы вместе – у России есть настоящее, если мы останемся вместе – за ней будущее!

«Народ российский, – писал М.В.Ломоносов, – от времён, глубокою древностию сокровенных, до нашего веку толь многие видел в счастии своём перемены, что ежели кто междоусобные и отвне войны рассудит, в великое удивление придёт, что по толь многих разделениях, утеснениях и нестроениях не токмо не расточился, но и на высочайший степень величества, могущества и славы достигнул... Извне... и извнутрь домашние несогласия не могли так утомить России, чтобы сил своих не возобновила. Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку высшее восстановление».

Высшее восстановление России – вот идеал людей Московского университета и мы будем беззаветно служить ему!