Юбилей В.И. Вернадского: Географический факультет

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВЕРНАДСКИЙ. К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ
 
Акад. РАН Н.С. Касимов, к.г.-м.н. Е.П. Янин: из статьи журнала «Вестник Московского университета. Сер. 5. География». 2013. №2
 
Своею научной деятельностью В.И. Вернадский, – писал его близкий друг, профессор Б.Л. Личков, – «перепахал поля многих наук: и химии, и минералогии, и геологии, и почвоведения, и биологии; вместе с тем он создал новые науки – геохимию и биогеохимию. Этот факт поразителен… В наше время глубочайшей научной специализации… Вернадский как тип учёного на протяжении всей своей работы представлял редкое исключение. Изумительное знание фактов из самых широких областей природы и не менее поразительное понимание научных методов и приёмов, независимо от того, где они применяются, были характерной его чертой. Науку он воспринимал при этом не как систему как бы догматизированных положений современности, а гораздо шире: он воспринимал её глубоко динамически и исторически, как живое растущее целое, и блестяще знал её прошлое… Поразительна была амплитуда его точных фактических знаний… Он был и химиком, и геохимиком, и биологом, и почвоведом. Но самое замечательное… то, что во всех этих отраслях науки он был творцом, и творцом большого масштаба».
Сейчас, во втором десятилетии XXI в., можно с уверенностью утверждать, что В.И. Вернадский – выдающийся ученый-энциклопедист. Он внёс неоценимый вклад в создание, становление и развитие многих научных дисциплин и направлений: кристаллографии, генетической и химической минералогии, кристаллохимии, геохимии, биогеохимии, радиогеологии и радиохимии, космохимии, метеоритики, геохимии природных вод, геохимической экологии, геохимии ландшафта, экологической геохимии, гидрогеологии, почвоведения, химии, биологии, биогеоценологии, экологии, географии, науковедения, истории науки, терминологии, музееведения, философии и логики, учений о биосфере, о живом веществе и его геохимической роли, о геохимической деятельности человека, о полезных ископаемых, о диссимметрии геологических объектов, об оптической активности протоплазмы; им разработаны оригинальная ноосферная концепция и не менее оригинальная концепция пространства и времени. В.И. Вернадский – создатель громадной школы минералогов, геохимиков, биогеохимиков и представителей других научных направлений, из которой вышли ученые с мировым именем: В.В. Аршинов, A.П. Виноградов, К.А. Власов, А.А. Полканов, А.А. Сауков, А.А. Твалчрелидзе, А.Е. Ферсман, В.Г. Хлопин, Д.И. Щербаков, и многие другие.
Современный историк науки А.П. Огурцов, исследовав научно-исторические идеи Вернадского, выделил следующие направления в его историко-научном творчестве: 1) история науки как развитие научного мировоззрения, 2) история науки как развитие форм организации научной работы, 3) история науки как развитие отдельных научных дисциплин, 4) история науки под углом зрения развития научных проблем, история отечественного естествознания, 5) биографии и оценка вклада личности различных ученых прошлого, 7) историографические работы. Для Вернадского изучение истории научных идей было средством тщательного анализа современного их состояния и помогало правильно формулировать задачи их дальнейшего развития. Он всегда начинал изучение того или иного вопроса, той или иной проблемы с точного исторического анализа, ибо считал, что «натуралист… всегда должен знать прошлое своей науки, чтобы понимать её настоящее. Только этим путём возможна правильная и полная оценка того, что добывается современной наукой, что выставляется ею как важное, истинное или нужное». Более того, Вернадский был убежден, что «научное изучение прошлого, в том числе и научной мысли, всегда приводит к введению в человеческое сознание нового… Движение вперед обусловливается долгой, незаметной и неосознанной подготовительной работой поколений. Достигнув нового и неизвестного, мы всегда с удивлением находим в прошлом предшественников». Действительность много раз доказывала правоту Вернадского.
В.И. Вернадский – сторонник единства и интернациональности научного знания. Он считал, что наука «есть сложное социальное создание человечества, единственное и ни с чем не сравнимое, ибо больше, чем литература и искусство, она носит всемирный характер, слабо связана с формами государственной и общественной жизни. Это социальное всечеловеческое образование, ибо в основе её лежит для всех равно обязательная сила научных фактов и обобщений. Ничего подобного нет ни в какой другой духовной области человеческой жизни». Свобода мысли для Вернадского – основа любой творческой деятельности и особенно научной. «В научной деятельности личная научная творческая работа, свободная и ничем не связанная, кроме личных вкусов и понимания науки, является основной её чертой. Научная работа – наряду с художественным творчеством – есть одно из самых ярких проявлений человеческой личности, её индивидуальности… Наука… является культурной организацией, малозависимой от государственных или племенных рамок. Наука едина. Ее цель – искание истины ради истины, а та истина, которая получается усилием вековой научной работы, далека от исторической обстановки момента, обща и едина всем без различия». Он справедливо утверждал, что «с каждым годом значение самостоятельной научной работы как основного элемента культуры становится все более важным и неизбежным. Ибо постепенно и быстро весь земной шар становится ареной государственных интересов, ибо техника охватывается все более глубоко научной мыслью и результаты научной работы с каждым мгновением все сильнее проникают во все области человеческого сознания». Нельзя также не вспомнить замечательную мысль Вернадского о том, что «характерной чертой научной работы нашего времени является то, что она определяется не логическими рамками наук, а логическими рамками проблем».
Вернадский признавал необходимым для получения истинного знания все способы познания: научный, философский, религиозный, художественный и др., однако именно научному знанию (основанному, по его словам, на «гигиене мысли») – как совершенно новой силы в истории биосферы – всегда отводил решающую роль. Он рассматривал научное творчество как часть национальной культуры. Вернадский, пожалуй, впервые громко заявил, что в науке «главным – живым – содержанием является… научная работа живых людей. Эти живые люди – научные работники – и составляют науку в общественном её проявлении: их настроение – их мастерство, их уровень понимания и удовлетворения сделанным, их воля – общественное всемирное научное мнение – есть один из основных факторов исторического хода научного знания… Научная мысль сама по себе не существует, она создается человеческой живой личностью, есть её проявление. В мире реально существуют только личности, создающие и высказывающие научную мысль, проявляющие научное творчество – духовную энергию. Ими созданные невесомые ценности – научная мысль и научное открытие – в дальнейшем меняют… ход процессов биосферы, окружающей нас природы».
Научные, философские, мировоззренческие идеи и взгляды Вернадского нередко подвергались жесткой критике, его обвиняли в «витализме», в том, что его воззрения представляют собой всего лишь «одну из бесчисленных, неоригинальных и реакционный» попыток «похода против естествознания и защиты религии под прикрытием того же естествознания», в том, что его работы и мировоззрение «являют собою поучительный пример того жалкого состояния, в которое повергается наука, находящаяся в плену буржуазной идеологии». Однако, говоря словами самого Вернадского, «жизненность и важность идей познается только долгим опытом. Значение творческой работы учёного определяется временем». Опыт и время показали и доказали жизненность и важность идей и взглядов Вернадского и значение его творческой работы. И по-прежнему справедливы слова А.Е.Ферсмана: «Десятилетиями, целыми столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его – открываться новые страницы, служащие источником новых исканий; многим исследователям придется учиться его острой упорной и отчеканенной, всегда гениальной, но трудно понимаемой творческой мысли; молодым же поколениям он всегда будет служить учителем в науке и ярким образцом плодотворно прожитой жизни».
 
ИДЕИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В НАСЛЕДИИ В.И.ВЕРНАДСКОГО
 
Проф. Ю.Л.Мазуров
 
Состоявшийся в июне 2012 г. всемирный саммит «Рио+20» убедительно продемонстрировал, что предложенная в конце ХХ столетия концепция устойчивого развития (УР) остается единственным общепризнанным вектором стратегического развития человечества. Одной из основных причин столь удивительного для нашего времени феномена единства стран и народов в видении своего будущего стала укоренённость названной концепции в фундаментальных социальных идеях, теориях и парадигмах прошлого. Несомненно, что важное место в их числе принадлежит и ноосферной концепции В.И. Вернадского. Такая точка зрения находит все большее признание не только в академической среде, но и далеко за её пределами.
Концепцию УР можно рассматривать как дальнейшую конкретизацию идей В.И. Вернадского о ноосфере. Эту мысль высказал Президент РФ В.В. Путин на заседании Азиатско-Тихоокеанского экономического саммита «Бизнес и глобализация» в ноябре 2000 г. в Брунее. Он отметил, что «В. Вернадский ещё в начале XX в. создал учение об объединяющем человечество пространстве – ноосфере. В нём сочетаются интересы стран и народов, природа и общество, научное знание и государственная политика. Именно на фундаменте этого учения фактически строится сегодня концепция устойчивого развития». Эта же мысль неоднократно звучала и в юбилейном для Вернадского 2013 г. на разного рода конференциях и заседаниях. Однако связь между творчеством великого русского ученого и концепцией УР до сих пор не очевидна, что и даёт основание вернуться к этому вопросу в этой статье, в которой приведены аргументы в пользу утверждения о тождестве учения о ноосфере и самой востребованной социальной концепции современности.
Концепция УР к настоящему времени представлена в практически бесконечном множестве разнообразных политических документов, научных и популярных изданий и других публикаций и выступлений, нередко слабо увязанных между собой в концептуальных основаниях. Однако там, где не случилось полного разрыва с идейными основами УР, базовым положением этой концепции остается идея баланса интересов социума, достигаемого за счёт двух фундаментальных принципов: справедливости и ответственности. Таким образом, всё основанное на синтезе этих универсальных принципов в полной мере может быть отнесено к УР.
Что же касается учения о ноосфере, то считается, что оно было изложено Вернадским всего в нескольких публикациях. Изложено кратко и, при этом, в форме, близкой к тезисной, апеллирующей не столько к логическим аргументам, сколько к этическим и нравственным нормам. Именно этим названное учение разительно отличается от других научных достижений Вернадского в геологии, геохимии, управлении естественными производительными силами и других отраслях знания. По мнению академика Э.М. Галимова, редактора и составителя 24-томного собрания сочинений В.И. Вернадского (2014), учение о ноосфере – это своего рода система взглядов. Это, скорее, парадигма, где система взглядов дополнена важными принципами и положениями. При этом далеко не всегда в публикациях и иных выступлениях по проблематике ноосферы, но и вообще в творчестве в целом этого учёного и общественного деятеля, кем и был Вернадский. В связи с этим можно утверждать, что, возможно, самым убедительным аргументом в пользу ноосферной концепции является сама жизнь великого учёного во всех её академических и социальных проявлениях – достаточно долгая, удивительно продуктивная и необычайно насыщенная событиями, которые в своей совокупности представляют модель разумного жизнеустройства, в полной мере отражающего формирующиеся принципы ноосферы. Для доказательства сказанного обратимся к хорошо известным фактам из жизни учёного.
Прежде всего – о специфике языка Вернадского в контексте рассматриваемой проблематики. Известно, что в своём творчестве он активно пользуется лексикой, закрепившейся в концепции УР. Выражения «устойчивое (-ый, -ая)», «устойчивость» и их производные многократно встречаются в творчестве В.И. Вернадского, при этом именно в том смысле и значении, в котором они использованы в концепции УР, в наиболее определённом виде представленной в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) под руководством Г.Х. Брундтланд. Вот лишь некоторые примеры:
– Когда мелкое крестьянство нищее и всё более нищает – не может быть и речи о каком-нибудь устойчивом состоянии государства;
– Задача реформы <университетов> заключается в том, чтобы дать им известную опору и устойчивость для продолжения непрерывной, энергичной научной работы;
– Наиболее устойчивыми оказались два общественных слоя: крестьяне и образованные люди;
– Ищется пассивная форма устойчивости: после жёстокого беспамятства разрушения, после перерыва плавности истории сохранять память о прошлом;
– Впечатление неустойчивости существующего становится ещё сильнее.
Базовыми понятиями идеологии УР выступают категории «справедливость» и «ответственность», широко представленные в научных и публицистических выступлениях В.И. Вернадского:
– Я глубоко убеждён, что наш общий враг будет вскоре разбит и что справедливость восторжествует;
– Я глубоко чувствую свою ответственность перед государством;
– К власти продолжают лезть невежественные тёмные люди, желающие благ и не желающие ответственности.
Решающим фактором перемен в идеологии УР считается образование. Вот его характерные высказывания относительно образования как фактора развития:
– Есть один факт развития Земли – это усиление сознания;
– Учащийся народ – основа широкого и мирного развития человечества.
Как учёного Вернадского характеризует предельно ответственное отношение к своей деятельности, к своей академической миссии в обществе. Во многом этим он обязан своим учителям, таким выдающимся учёным как В.В. Докучаев, Д.И. Менделеев и А.И. Воейков. Среди его коллег – такие яркие в научном и социальном отношении личности как А.Н. Краснов, И.М. Гревс, А.И. Шаховский, Ф. Ольденбург и др. Со временем выдающимися учёными стали и ученики Вернадского, в т.ч. А.Е. Ферсман, Н.А. Семашко и А.П. Виноградов.
Как исследователь Вернадский – ярко выраженный энциклопедист с широким кругом интересов, в котором в качестве главных областей проявились природа и история. Симптоматично, что как учёный он начинал с краеведения и географии, которой оставался предан до конца жизни, демонстрируя высший уровень географической культуры практически во всех своих отраслевых исследованиях по геологии, минералогии, почвоведению, гидрологии, экологии, геохимии, биогеохимии и истории науки. Вернадский не был кабинетным учёным, его теоретические построения во многом опираются на многочисленные полевые исследования: Нижегородская экспедиция В.В. Докучаева (1884), Полтавская почвенная экспедиция с Докучаевым (1890–1891), Урал (1895–1896), радиевые экспедиции в Закавказье, Среднюю Азию и на Урал (1911). Возможно, что именно в этих экспедициях сформировался один из жизненных научных принципов В.И. Вернадского: «Приблизить науку к жизни, к освоению территории страны».
Вернадский много путешествовал по исторической России и за её пределами. Несмотря на многочисленные сложности перемещения по миру в то время, он побывал в Англии, Германии, Италии, Греции, Чехословакии, Франции, Норвегии, Швеции, США и др. странах, во многих из них неоднократно. Известно его владение иностранными языками: английский, французский, немецкий, польский, шведский, голландский. На них он общался с ведущими учёными всего мира, на этих языках читал лекции в известнейших университетах Европы. Признание его научных заслуг нашло отражение в избрании в отечественную Академию наук и во многочисленные аналогичные организации за рубежом.
Всей своей деятельностью Вернадский демонстрировал, что наука становится глобальным явлением, главной предпосылкой перехода человечества к новому этапу своего развития. В этом отношении он был глобальной личностью, признанным гражданином мира. Но это обстоятельство органично уживается в нём с его поразительным патриотизмом. Известно, что Вернадский считал себя русским. Однако лучшие годы детства он провёл на Украине. С ней связаны родовые предания (происхождение предков из Сечи). Единственное его юношеское стихотворение посвящено страдающей Малороссии. Однако от украинского подданства, настоятельно предлагавшегося ему в 1918 г. как создателю Академии наук Украины и её первому руководителю, он решительно отказался. В дальнейшем он отказывался также от французского и британского подданства. Его патриотизм был естественным, но последовательным и активным, о чём, в частности, свидетельствуют следующие его слова, высказанные в столь драматичном для русской истории 1917 г.: «… территория, добытая кровью и страданиями нашей истории, должна нами охраняться, как общечеловеческое достояние, делающее более доступным, более исполнимым наступление единой мировой организации человечества».
Для жизненной позиции Вернадского характерна высочайшая социальная активность, отражающая его представление об ответственности перед страной и народом. Это следует рассматривать как осознанную альтернативу академической отстранённости, абстрактной созерцательности и другим проявлениям социальной пассивности, присущими определённой части академического сообщества. Будучи признанным учёным, он много внимания уделяет организации науки, образования и просвещения. В 1913 г. он выступает со статьей «Задачи высшего образования нашего времени», которая парадоксальным образом сохраняет свою актуальность спустя столетие. Знаковым событием в истории нашей страны стало учреждение КЕПС (1915) и избрание Вернадского его председателем. В последующие годы аналогичные организации были инициированы им в Киеве (1918) и в Крыму (1920). В списке выдающихся достижений Вернадского как организатора науки на значимых позициях остаются Геологический и Минералогический музей АН (Петроград), Радиевый институт: директор (1921), Биогеохимическая лаборатория (1928) и другие инициативы.
Об активной жизненной позиции Вернадского по приближению эпохи господства разума убедительно свидетельствует его многогранная государственная и политическая деятельность. Вот лишь некоторые факты из этой сферы: Гласный Моршанского уездного собрания Тамбовской губернии и почётный мировой судья (1892); Гласный Тамбовского губернского земского собрания (1892); организация «Союза освобождения» (вместе с П.Б. Струве, Д.И. Шаховским, Н.А. Бердяевым и др.); организация Конституционно-демократической партии, избрание членом ЦК (1905); избрание в Государственный совет от Академии наук и университетов (1906, 1907); участие в работе подпольного Временного правительства (1917). Столь высокая гражданская активность не могла быть свойственной для большинства учёных. Как минимум, она сокращала потенциал участия Вернадского в собственно научном творчестве. Однако она придавала его образу жизни черты порядка и морали, присущие его представлениям о разуме как глобальному (планетному – по Вернадскому) явлению или, в лексике нашего времени – черты присущие идеологии УР.
Изучая теоретическое наследие В.И. Вернадского, постоянно сталкиваешься с его стремлением сформулировать принципы лучшего, более разумного жизнеустройства. В современном контексте они могут трактоваться как своего рода «формулы УР». Поразительно, но они представляют не только исторический интерес, многие из них удивительно актуальны и в наше время:
– Жить для других, жить открыто!;
– Доставление наивозможно большей пользы окружающим;
– Быть деятелем в этом государстве или обществе, стараться, чтобы оно шло к твоему идеалу, чтобы как ты, так и другие после тебя достигли наивысшего счастья;
– Ценность создаётся не только трудом и капиталом. В равной мере необходимо … творчество;
– Наука и демократия как системный базис современного общества.
Творческое наследие В.И. Вернадского во всём своём историческом «охвате» – это достаточно строгая система идей наилучшего жизнеустройства, построенная на принципах справедливости и ответственности и с собственно концепцией ноосферы в её основе.
Ноосфера, по Вернадскому, это воплощённый многовекторный баланс интересов в обществе, куда в полной мере вписывается и базовая идея концепции УР о справедливом распределении благ естественного происхождения между поколениями.
Ноосфера, по Вернадскому, это закономерный этап в эволюции «живого вещества» на Земле, обусловленный реализацией творческого потенциала человека, достижение которого основано на синтезе исторического опыта, науки и демократии.
Как заключение подчеркну, что ноосферная концепция В.И. Вернадского в том понимании, как это представлено выше, является логической предтечей западной концепции УР. Не исключено, что Вернадский предполагал появление в будущем концепции УР. Не об этом ли его высказывание, прозвучавшее в 1911 г.: «Достигнув нового и неизвестного, мы всегда с удивлением находим в прошлом предшественников».