Науки женское лицо. 1861 г. – Армфельд Yes
Я ПРОВЕРИЛ, и не в первый раз, свои гинекологические сведения, останавливая всё свое внимание на тех особенностях, которые всего разительнее отличают женщину от мужчины в физиологическом и психологическом отношении и всего яснее показывают, почему натура не воплотила идеи человека в одном каком-либо поле, а разделила это высшее из своих произведений на две половины, равно дополняющие одна другую, равно необходимые, следственно и равноправные.
Я ПРИПОМНИЛ результаты наблюдений своих и чужих над бесконечным различием природных сил, склонностей и способностей в индивидуальных женских натурах.
Я НЕ ЗАБЫЛ ни специального назначения женщины как супруги, матери и домохозяйки, ни тех ограничений, которым подчиняет её это назначение, ни тех затруднений и препятствий, которые встречает умственное развитие её в слабой, односторонней подготовке, в нынешних отношениях её к жизни общественной и гражданской, в наших нравах и привычках и, можно прибавить, в наших традиционных предрассудках.
Я нашёл много причин полагать, что число учёных женщин всегда будет [менее] числа учёных мужчин, что юстиция и администрация, академические кафедры и высшее искусство гораздо чаще будут избирать своих служителей из лиц мужского, чем женского пола, НО РЕШИТЕЛЬНО НЕ НАШЁЛ ни в организации женщины вообще, ни в устройстве её мозга в особенности, ничего такого, ЧТО БЫ НЕ ДОЗВОЛЯЛО ЕЙ ПОМЫШЛЯТЬ О ВОЗМОЖНОМ РАЗВИТИИ ВСЕХ ДАННЫХ ЕЙ БОГОМ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ; ничего, что бы воспрещало ей, пока не обременена она чрезмерными заботами семейными и хозяйственными, стремиться к высшему научному образованию и удовлетворять этому стремлению всеми позволительными средствами.
В доказательство, что наука вообще не есть дело женского ума, спрашивают нас, почему искони считалось так немного женщин, прославившимися своими знаниями, своим преподаванием, своими сочинениями, почему и эти немногие не отличались особенною творческою силою, не делали великих открытий в науке, не оставляли по себе произведений капитальных и монографических. Подобные вопросы могли бы вызвать целый ряд других, напр[имер]: что же... было и сделано для умственного образования женщины? Какая школа приготовляла её к высшей науке? Какою мерою определяем мы объём умственных её способностей и степень возможного их развития, неужели тою же самою, которую прикладываем к мужчине, для которого устроены и гимназии и лицеи, и академии, и университеты? И много ли, однако, выходит настоящих героев науки из этого несметного числа учащихся; и что бы выходило из них, если бы не существовало для них всех этих гимназий и университетов? – если бы попробовали продержать их на УМСТВЕННОЙ ДИЕТЕ ЖЕНСКОГО ОТРОЧЕСТВА И ЮНОШЕСТВА? Да и нужно ли, чтобы каждый учащийся выходил каким-нибудь Гумбольдтом, Ньютоном или Бэконом? Не нужнее ли нам в несравненно большем числе верные преемники и проводники науки, посредники между этими светилами первой величины и молодым поколением, ищущим умственного света? И НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ИСКЛЮЧАЕМ МЫ ИЗ ЧИСЛА ЭТИХ ПРОВОДНИКОВ ЦЕЛУЮ ПОЛОВИНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА, столь способную – если не создавать, по крайней мере воспринимать, практически осмысливать и популяризировать наши учёные теории, особенно там, где [идёт] речь о передаче их молодым лицам женского же пола? И если бы, в большинстве случаев, и не было суждено женщине разливать этот свет науки между другими, на каком основании лишаем мы её права искать его для себя самой? Смею думать, что эти вопросы вполне стоят тех, которыми были порождены.
ОБРАЩАЯСЬ К УСТРОЙСТВУ НАШИХ АУДИТОРИЙ, опять не вижу, что бы делало их недоступными для женского пола. В заведениях закрытых, где юноши не только обучаются, но и воспитываются, где солидарность между учащими и учащимися не ограничивается одним разменом научных идей, а проникает в самую среду домашней жизни, конечно, никому не придёт на мысль спрашивать о возможности совместного воспитания обоих полов. Но есть ли что-либо подобное в нынешней организации наших университетов? С закрытием института кадетских студентов и устроением своекоштных от всякого надзора университетского начальства вне стен университета прекратилась и последняя этого рода связь, которая дотоле еще существовала между академическими учителями и их слушателями, – которая, впрочем, не препятствовала и посторонним лицам при выполнении известных условий посещать наши университетские залы. Единственным отношением профессора к студенту остается отношение преподавателя к слушателю; единственным средством привлечь к себе слушателей – достойное современной науки содержание лекций, облеченное в достойную науки форму и пропитанное достойным её духом: этим только путём – конечно, одним из самых важных и [верных] – может профессор открыть себе доступ и к нравственному чувству своих слушателей. Но в этом самом отношении состоит профессор к каждому лицу вообще, присутствующему на его лекции, – будет ли оно называться студентом, или нет.
Более, чем когда-либо, оправдывают в настоящее время и профессора и их лекции присвоенное им название «публичных»; свободнее, чем когда-либо, открываются двери наших аудиторий для всех приходящих, без различия званий и состояний и даже степени образованности: чем же объясняется и оправдывается исключение из этого общего правила, основанное на различии пола? Какое странное противоречие самим себе!
Мы ежедневно слышим жалобы на дисгармонию между мужским и женским образованием, мы готовы верить и повторять, что из многих, весьма многих «образованных» женщин едва та или другая в состоянии понять мало-мальски образованного мужчину – и мы же делаем всё возможное, чтобы отрешить женщину от наших духовных интересов, чтобы навсегда остаться этими «непризнанными» и «непонятыми». МЫ ДОВЕРЯЕМ ЖЕНЩИНАМ НАШИХ СЫНОВЕЙ НА ВСЕ ВРЕМЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ДО ПОЛОВИНЫ ОТРОЧЕСКОГО, НАШИХ ДОЧЕРЕЙ – ДО СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ ИЛИ ДО ЗАМУЖЕСТВА; мы [сочувствуем] изречению знаменитого германца, что для детей самое лучшее только-только что годно. И МЫ ЖЕ ВСЕМИ СИЛАМИ ЗАБОТИМСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИХ ВОСПИТАТЕЛЬНИЦ НЕ ПОДНИМАЛОСЬ ВЫШЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ ПОСРЕДСТВЕННОСТИ. Мы поздравляем наших дам с прогрессом, когда они оставляют роман какого-нибудь Дюма или Сю, чтобы отправиться на популярнейшую лекцию геологии или физики, и содрогаемся и трепещем, как скоро замечаем в них малейшее усилие перешагнуть за тесные пределы популярных знаний.
Мы согласны в том, что развитие нравственного и эстетического чувства в молодом человеке всего яснее видно по взгляду его на женщину, по понятиям его о женском достоинстве и женской чести и что эти понятия почти исключительно зависят от того, какого рода женщин имел он счастие или несчастие видеть перед собою: и мы как будто боимся встретить его с теми женщинами, которые имели довольно смелости, чтобы заявить, подобно ему, свою любовь к науке, – довольно решимости и постоянства, чтобы приготовить себя к занятиям факультетским и устоять в непривычной борьбе со всеми трудностями их. Действительно, мы услышали несколько голосов, выражавших опасение, чтобы присутствие женщин не оказало вредного влияния на наших слушателей, не заставило их смотреть по сторонам, вместо того чтобы следить за профессором и его предметом. Не говоря о том, что подобная заботливость не доказывает слишком высокого мнения об интересе профессорского материала и любознательности наших слушателей, я замечу только, что она заставила бы нас, во избежание упрёка в непоследовательности и в видах охранения студенческого сердца, пойти гораздо дальше и потребовать, напр[имер], удаления женщин от всех мест публичных прогулок, от концертных зал, от театров и даже от церквей, дабы гг. студенты не развлекались понапрасну и не заглядывались на своих соседок, вместо того чтобы наслаждаться природою, слушать музыку, следить за ходом драмы или молиться св[ятым] угодникам.
Самое важное неудобство при допущении женщин в университет представляется нам в [частных] статьях известных учебных предметов, мимо которых наука пройти не может и которые более или менее затрудняют преподавателя, обращающегося к публике женской или смешанной. Вообще говоря, этих статей, вне цикла медицинских наук, немного: мы не встретим их ни в физике, ни в геологии, ни в чистой математике, ни в большей части словесных наук; но легко встретятся они в зоологии и зоономии, в некоторых отделах права гражданского, уголовного и церковного, – может статься также в истории, археологии и политической экономии, где, однако же, легче обойти их. Что это неудобство не составляет ещё непреодолимого препятствия, доказывается уже свободною передачею женскому полу таких наук, которые в свою очередь, и в продолжении весьма долгого времени, затрудняли преподавателей без достаточной причины, а теперь не затрудняют никого. Сколько десятков лет прошло, прежде чем поняли учители ботаники, что, изменив несколько технических терминов и ни на волос не изменяя науке, можно объяснить шестнадцатилетней девице всю анатомию и физиологию растений! Сколько веков, прежде чем свыклись женщины и девицы с мыслию о возможности учиться у мужчин родовспомогательному искусству! «Но в акушерских институтах обучаются женщины отдельно от мужчин: их не смущает преподаватель, а смущало бы присутствие посторонних слушателей». Совершенно справедливо; но что же мешает и преподавателю зоологии, уголовного права и т.д. прочитать небольшое число лекций каждому полу особо, между тем как три четверти, как девять десятых полного его курса беспрепятственно могут быть прочитаны всей его смешанной аудитории?
Очевидно, что всего более затруднений предоставит медицинский факультет. А между тем, – говоря уже в видах общественной пользы, – НИ В ЧЁМ НЕ НУЖДАЕМСЯ МЫ ТАК СИЛЬНО, КАК В ОБРАЗОВАННЫХ ВРАЧАХ ЖЕНСКОГО ПОЛА: в этом убеждает нас простой взгляд на те неоценимые услуги, которые оказывает обществу институт родовспомогательниц: кому неизвестно, в какой мере сохраняются жизнь и здоровье рожениц и уменьшается смертность новорожденных при благоразумной организации т.н. низшего повивального искусства, т.е. исключающего самые трудные мануальные и все инструментальные пособия и обыкновенно предоставляемого женщинам, и насколько это нижнее акушерство, в огромном большинстве случаев, нужнее и важнее высшего? Как много добра могли бы сделать женщины-врачи в женских болезнях, нередко происходящих от причин, в которых не каждая пациентка решится признаться своему медику! Как много в детских недугах, где усердный уход и постоянное внимание иногда бывают важнее и действеннее всех лекарственных средств? Как часто могли бы они заменять врача при исследовании и освидетельствовании девиц и женщин! Но для достижения этой цели потребно основательное знание всех частей медицины: изучение и практика отдельных её отраслей доселе оказались возможными только в названной уже нами акушерской технике, в лечении зубных болезней и в т.н. низшей или вспомогательной хирургии.
Основываясь на всем вышеизложенном, прихожу к следующим убеждениям:
1) По первому вопросу Главного правления училищ – что лица женского пола могут быть допускаемы к слушанию университетских лекций совместно со студентами. Но так как я уже указал на некоторые статьи, могущие затруднить преподавателя при изложении его предмета пред смешанною публикой, и мог ещё упустить из виду многие другие, то справедливым кажется мне отобрать от каждого преподавателя особый отзыв о том, встречает ли он это затруднение по своему предмету и не полагает ли, что оно может быть устранено и каким именно способом. Эти отзывы могут прямо поступать на рассмотрение университетского совета.
В отношении к медицинскому факультету, полагаю, что он не иначе как в полном своем составе должен приступить к обсуждению этого вопроса. Легко может статься, что он сочтёт необходимым устроить совершенно особое отделение для образования врачей женского пола. Может также статься, что он пожелает для некоторых частей медицины приготовить преподавательниц, которые должны будут [приобретать] докторские дипломы, прежде чем получат право преподавать. (Разумеется, что эти возможности будут рассмотрены и взвешены в том только случае, если лицам женского пола будет уже разрешено посещать лекции по всем прочим факультетам.)
2) По второму вопросу – что лица женского пола, желающие прослушать не отдельные лекции, а целый факультетский курс с правом подвергнуть себя впоследствии времени законному испытанию на учёную степень, должны предварительно выдержать полный вступительный экзамен, без малейшего послабления тех требований, которым обязаны удовлетворять воспитанники высшего класса гимназий. (Для посещения отдельных курсов достаточно будет простого отзыва преподавателя, что он, со своей стороны, возражений против [неё] не имеет.)
3) По третьему вопросу – что лица женского пола, удостоенные докторского, магистерского или кандидатского диплома, или, наконец, такого, который равнял бы их с действительными студентами, должны пользоваться соответствующими этим степеням правами: читать публичные лекции, преподавать в публичных и частных учебных заведениях, заниматься медицинскою практикою или адвокатурою, выходить из податного состояния и т.д. Будут ли они принимаемы в коронную службу на такие места, которые долго занимались исключительно лицами мужского пола, и с какими модификациями служебных прав – это, разумеется, будет зависеть от благоусмотрения высшего начальства.
В заключение не могу умолчать о том, что многие из моих почтительнейших сотоварищей почти единогласно высказали мысль об устроении заведения, к которому приготовлялось бы женское юношество в учреждённых ныне гимназиях и в котором довершалось бы, помимо университетов и академий, высшее научное образование женского пола, совершенно согласованное с его натурою; с его законными требованиями, с его возможностями. Нельзя не сочувствовать от всей души этой благородной и вполне современной мысли, и я признаюсь, что пожалел бы, если бы честь осуществления её не выпала на долю нашего университета, столь богатого средствами всякого рода. Но от проявления идеи до осуществления её на деле может протечь много времени, между тем как наши университетские аудитории готовы и ждут только одного слова, чтобы открыться для всех желающих войти: пусть же воспользуется ими, в ожидании лучшего, та часть любознательной женской публики, которая не имеет возможности выждать устроения и открытия предполагаемого для нее заведения!
Только теперь, после прямого ответа на отношение Главного правления училищ, могу я коснуться вопроса, которого ожидаю почти наверное: МНОГО ЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ПОЛЬЗЫ ПРИНЕСЕТ ДОПУЩЕНИЕ ЖЕНЩИН К АКАДЕМИЧЕСКИМ КУРСАМ И УЧЁНЫМ СТЕПЕНЯМ, если оно будет привязано к указанным мною условиям; не останется ли это право их надолго правом неприменяемым и бесполезным, так как у нас в настоящее время немного найдется женщин, достаточно обученных и древним языкам, и математике, и прочим предметам гимназического курса, чтобы выдержать вступительный экзамен во всем его объёме.
Ответ будет короток. Главное правление училищ не спрашивает нас, много ли, мало ли найдется охотниц воспользоваться правом посещать факультетские лекции и приобретать учёные степени и найдутся ли они вообще, и когда именно; оно спрашивает только о том, может ли это право быть признано за ними, или нет; словом, оно спрашивает о принципе, а не об объёме его приложения в настоящую минуту. Как велик будет этот объём, покажет время; кто решится определить и предсказать его заранее?
Но самый запрос Правления есть уже весьма знаменательный факт. Он возник из частного, небывалого у нас случая: одна девица просила дозволения слушать в университете медицинские лекции для получения впоследствии лекарского звания. Я не имею чести знать эту девицу; следственно не могу знать и того, заслуживает ли прошение её особенного уважения. Я знаю только одно: что немного, весьма немного лет тому назад, десять подобных прошений не встретили бы ничего, кроме официального отказа и нескольких неофициальных шуточек и острот, которые в то время считались очень забавными. Иначе смотрит на это дело нынешнее просвещенное Правление училищ: оно считает его довольно важным, довольно тесно связанным с современным вопросом о пределах женского образования вообще, чтобы предложить его на обсуждение университетских советов и выслушать серьёзное, мотивированное их мнение.
Подобный образ действий не может остаться без последствий, не может не вызвать на дальнейшие соображения, не породить или не ускорить новых проектов; доказательством служит уже высказанная членами нашего Совета мысль об учреждении высшего женского училища – мысль, которая, без сомнения, могла бы родиться и без запроса Главного правления училищ, но, по всей вероятности, не родилась бы в самом конце заседания 23 сентября. Еще раз приветствуя эту прекрасную мысль выражением живейшего сочувствия, я позволю себе, однако, заметить, что осуществление её, сколько видно [досель], поведёт пока только к высшему научному изложению, для женского пола исключительно, некоторых предметов по части новейшей словесности, всеобщей истории и географии, естественных наук и теории и истории изящного искусства, но все ещё не решит сомнения в том, может ли женщина искать учёных степеней по части древней филологии, математики, юриспруденции и медицины и посвящать себя условливаемым этими степенями знаниям. А потому И ОСМЕЛИВАЮСЬ ПРЕДСТАВИТЬ НА ОБСУЖДЕНИЕ СОВЕТА НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ, на которые желал бы, по возможности, получить категорические ответы:
Можно ли допустить, что женщине, точно так же как мужчине, дозволено желать и искать специального факультетского образования, учёных степеней и сопряжённых с ними прав? И если можно, то
– Не будет ли достойным нашего Совета делом взять на себя инициативу в приискании средств к удовлетворению этого законного желания?
– Не будет ли полезно объявить о приискании всех для факультетского образования женщин средствах заблаговременно, т.е. за год или за два до приведения их [в] действие, дабы желающие воспользоваться ими могли надлежащим образом приготовиться к своим специальным научным занятиям? И наконец,
– Если тот или другой факультет приищет эти средства ранее прочих, не может ли он представить своих соображений о приведении их в действие, не дожидаясь решения остальных факультетов?