Пряжников Николай Сергеевич
(род. 22.12.1954, г. Керчь). Окончил факультет психологии МГУ (1981).
Кандидат психологических наук (1989). Доктор педагогических наук (1996). Профессор (2005).
Профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии (1994‒н.вр.).
Область научных интересов: возрастная психология, психология труда, профессиональное и личностное самоопределение, психология развития профессионала, психология элитарности (элитарные ориентации самоопределяющейся личности), методы профориентационного исследования, психология профессионального образования, методика преподавания психологии.
Тема кандидатской диссертации «Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы». Тема докторской диссертации «Теоретико-методологические основы активизации профессионального и личностного самоопределения».
Читает курсы «Супервизия по активным методам профконсультирования», «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся», «Профессиональное образование взрослых», «Профессиональное обучение взрослых», «Основы профессионального самоопределения подростков группы риска», «Личностное и профессиональное самоопределение», «Профориентация в семейных отношениях», «Возрастная психология», «Психология профессионального становления», «Теория и практика профессионального самоопределения», «Активные методы профконсультирования», «Этические проблемы профессиональной деятельности психолога».
Основные труды: «Профессиональное и личностное самоопределение» (1996), «Методология мотивации трудовой деятельности госслужащих, ориентированной на достижение конечных результатов» (соавт., 2018), «Тренинг командообразования и групповой работы» (соавт, 2019), «Регулирование рынка труда» (соавт, 2019), учебники «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» (соавт., 2013), «Профориентология» (2016), «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» (2016), учебные пособия «Психологический смысл труда» (1997), «Психология элитарности» (2000), «Активные методы профессионального самоопределения» (2001), «Психология труда и человеческого достоинства» (соавт., 2001), «Психология труда» (соавт., 2009), «Психологический смысл труда» (2010), «Профориентация» (2010), «Психология маленького человека» (2012), «Психология элиты» (2012), «Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения» (соавт., 2014), «Введение в профессию “психолог”» (соавт., 2015).