ЭС: В.А.Вазюлин
ВАЗЮЛИН ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ (30.08.1932, д. Салманово Звенигородского р-на Московской обл. – 8.01.2012, Москва), философ.
Окончил философский факультет МГУ (1950). Кандидат философских наук (1964, «Развитие проблемы исторического и логического в экономических трудах К.Маркса и Ф.Энгельса в 50–60 гг. XIX в.»). Доктор философских наук (1973, «Система категорий диалектической логики в “Капитале” К.Маркса»).
Профессор кафедры истории марксистско-ленинской философии (1979–1992), профессор кафедры этики (1992) философского факультета. Работал в МГУ с 1962 г.
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов марксистско-ленинская философия (диалектический материализм, политическая экономия), логика «Капитала» К. Маркса, диалектическая логика, философия истории, историософия, методология исторического исследования. Разрабатывал оригинальную концепцию исторического процесса, показывая ограниченность классического исторического материализма и стремясь к его «снятию» в рамках теории закономерного спиралевидного хода истории.
В первой крупной работе «Логика “Капитала” К.Маркса» (1968) поставил проблему соотношения логики «Капитала» с объективной логикой Гегеля. Сопоставил оба логико-метафизических проекта как системы категорий, находящихся в отношениях субординации и построенных в соответствии с законами систематического мышления о диалектическом объекте. Не отвергая глубины и содержательности логики Гегеля, вскрыл фундаментальное отличие его идеалистической логики от диалектико-материалистической логики Маркса. Особое внимание уделил анализу «механизма» восхождение от абстрактного к конкретному. Книга сыграла основополагающую роль в становлении теории диалектики как системы логических категорий.
В монографии «Логика истории. Вопросы теории и методологии» (1988) поставил целью создание на марксистско-ленинской основе развитой теории общества, преодолев историческую ограниченность и противоречия классического марксизма и его ленинской интерпретации (в особенности – исторического материализма, формационного и классового подхода). Учитывая коренные изменения, произошедшие в истории человечества, в итоге осуществил «снятие» марксизма в рамках своей историософской концепции. Представив процесс истории человеческого общества как исторического единства стадий развития и целостного единства биологического и социального, на научной основе развернул учение о периодизации истории по фундаментальному критерию развития производительных сил. Настоящий этап развития истории человечества, подчеркивал учёный, характеризуется настолько высоким развитием производительных сил, что они стали угрожать существованию человечества. Выход из этого тупика В.А. Вазюлин видел в борьбе прогрессивных сил за создание с помощью революционного объединения человечества коммунистического общества, которое сможет решить эти глобальные проблемы. Развивая марксистское учение о коммунизме, реконцептуализировал эту категорию, выдвинул тезис о том, что коммунизм есть «подлинная история человечества как итог развития, как отрицание отрицания предшествующей истории».
Основные труды: «Становление метода научного исследования К.Маркса: логический аспект» (1975), «Диалектика исторического процесса и методология его исследования» (1978).