ЭС: С.Т.Мелюхин
МЕЛЮХИН СЕРАФИМ ТИМОФЕЕВИЧ (6.06.1927, с. Троицко-Ивановское Старо-Юрьевского р-на Тамбовской обл. – 4.02.2003, Москва), философ.
Окончил философский факультет МГУ (1949, заочно). Кандидат философских наук (1952, «Философские вопросы современного физического учения об “элементарных частицах”: проблема неисчерпаемости “элементарных частиц”»). Доктор философских наук (1965, «Философское содержание проблем единства, бесконечности и развития материи»). Профессор (1966).
Член-корреспондент отделения философии и права (философия) АН СССР/РАН (1981).
Декан (1974–1977); заведующий кафедрой философии (1991–1998); заведующий кафедрой диалектического материализма/диалектического материализма и философии науки (1974–1991) философского факультета. Профессор (1966), заведующий общеуниверситетской кафедрой философии естественных факультетов (1966–1974).
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов диалектический материализм, философские вопросы естествознания, история и философия науки.
Мысль учёного была направлена на создание научной онтологии, диалектики природы на уровне науки XX в. Уже в первой монографии «Проблема конечного и бесконечного» (1958) он дал анализ категорий конечного и бесконечного в философии и эволюции представлений о них в космологии. Раскрыл несостоятельность модели осциллирующей Вселенной, модели изотропной и однородной во времени расширяющейся Вселенной, подчеркнув, что все финитные модели отражают не границы мира, а наличные границы его познания. Показал структурную неисчерпаемость и неуничтожимость материи, концептуализировал реальную бесконечность как «действительное многообразие форм, состояний, законов, отношений, уровней материи в их относительной устойчивости под действием всеобщего закона меры и в постоянном переходе и превращении друг в друга».
В последующих работах, развивая теорию материального единства мира, реализующегося через многообразие форм и уровней материи, выдвинул постулат о принципиальной возможности создания целостного философского мировоззрения, неизменяемого в своих фундаментальных основаниях, которое станет единой базовой концепцией научного познания мира. Исходя из этих принципов, на основе марксистско-ленинской диалектики разработал атрибутивную модель единства мира. Всем состояниям материи, по С.Т. Мелюхину, присущи определённые универсальные атрибуты (в том числе сохраняемость, всеобщность, взаимодействие, движение, пространство, время, структурность, бесконечность) и диалектические закономерности. Атрибуты материи носят абсолютный характер и не переходят в свою противоположность. Категории, имеющие диалектическую пару, не входят в число атрибутов материи. Атрибутивным характером обладают лишь единства противоположностей. Они составляют содержание всеобщих диалектических законов, входящих в число атрибутов материи. Поскольку у материи нет единого качества, у неё нет и единой количественной меры, её сущность проявляется через всё многообразие её свойств. Частные науки создают свои частные системы мира. Совокупность атрибутов материи и законов диалектики составляет содержание единой картины мира, которая не сводима к простому «обобщению» данных науки. Она носит философский характер.
Под его редакцией было издано учебное пособие «Философские проблемы естествознания» (1985), выстроенное как изложение проблем философии естествознания, в том числе вопросов математики, физики и биологии.
Заслуженный профессор Московского университета (2000).
Административная деятельность. В начале 1975 г. на факультет легла большая нагрузка по внесению изменений в учебные планы, ориентированные на выполнение идеологических решений партии и правительства. На всех гуманитарных факультетах вводилось преподавание общественных наук (истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политической экономии, научного коммунизма) в течение всех пяти лет обучения. Философский факультет должен был обеспечить чтение курсов марксистско-ленинской философии в течение 4-х семестров (на юридическом – 3), увеличить объём курса научного коммунизма до 80 часов и проводить обязательный с 1975 г. государственный экзамен по этой дисциплине. Для усиления научного коммунизма была введена специализация по прикладной социологии.
В связи с улучшением качества подготовки высококвалифицированных специалистов декан поставил вопрос о реформировании системы приёмных экзаменов на факультет. При существовавшем наборе – история СССР, сочинение, устная литература, иностранный язык, преподаватели были лишены возможности влиять на процесс приёма студентов. С.Т. Мелюхин предложил заменить литературу – обществоведением, что вскоре было принято.
Основные труды: «О диалектике развития неорганической природы» (1960), «Можно ли предвидеть будущее?» (1966), «Материя в её единстве, бесконечности и развитии» (1966), «Материальное единство мира в свете современной науки» (1967), «Марксизм-ленинизм и современная естественнонаучная картина мира» (1968), «Ленинское понимание материи и его значение для развития диалектико-материалистического мировоззрения» (1969), «Бесконечность материального мира» (1973), «Философские основания естествознания» (соавт., 1977).
Литература: Грэхем Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. – М., 1991; Миронов В.В. (рук. проекта) Мелюхин С.Т. Избранные труды: Наследие и современность. В 3-х тт. – М., 2010; Сегодня исполнилось бы 90 лет С.Т.Мелюхину. Философский факультет МГУ.