Портрет: Б.Р.Виппер
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1911). Ученик Н.И. Романова, В.К. Мальмберга.
Магистр (1918, «Проблема и развитие натюрморта»). Доктор искусствоведения (1943). Профессор (1943).
Заведующий кафедрой общего искусствознания филологического факультета (1941–1950). Заведующий кафедрой общего искусствознания исторического факультета (1950–1954). Преподаватель литературно-художественного отделения факультета общественных наук (1921–1924). Директор Института искусствознания и археологии (1922–1925).
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов античное, русское и латышское искусство, теория искусства, искусство эпохи Возрождения, западноевропейское искусство XVI–XVIII вв.
Один из основоположников отечественной школы историков западноевропейского искусства. Знаток искусства классических периодов – итальянского Возрождения и голландской живописи XVII в. Специальные исследования посвящены Джорджоне, Джотто, Растрелли, Леонардо да Винчи, Рембрандту, Микеланджело.
Разработка проблем искусствоведения привела Б.Р. Виппера к формированию своеобразной философии искусства, собственной концепции эстетического. Философские проблемы развития искусства выступают как отражение логики эволюции искусства в его стилях и жанрах. Сущность развития живописи, считает он, состоит в том, что художественный образ пространства и предметов в пространстве определён миросозерцанием эпохи: «Эволюция искусства не есть развитие умения, но есть смена мировоззрения».
В МГУ читал курсы, посвящённые самым разным областям истории искусства. На его лекциях выросла плеяда выдающихся деятелей отечественного искусствознания, видные представители музейного сообщества, ведущие художественные критики, в том числе М.В. Алпатов, И.А. Антонова, В.Н. Гращенков, Г.В. Жидков, В.Н. Лазарев.
Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член-корреспондент Академии художеств СССР (1962).
Основные труды: «Проблема и развитие натюрморта. Жизнь вещей» (1922), «Английское искусство. Краткий исторический очерк» (1945), «Тинторетто. 1519–1594» (1948), «Борьба течений в итальянском искусстве XVI в.: 1520–1590. К проблеме кризиса итальянского гуманизма» (1956), «Становление реализма в голландской живописи XVII в.» (1957), «Очерки голландской живописи эпохи расцвета. 1640–1670» (1962), «Проблемы реализма в итальянской живописи XVII–XVIII вв.» (1966).
Память: С 1967 г. ГМИИ имени А.С. Пушкина проводит ежегодную научную конференцию «Випперовские чтения».
Литература: Ливанова Т.Н. Борис Робертович Виппер и его научное наследие // Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. – М., 1970.