ЭС: А.С.Спиваковская
Окончила факультет психологии МГУ (1971). Кандидат психологических наук (1974, «Психологическое исследование игровой деятельности детей, страдающих ранним детским аутизмом»). Доктор психологических наук (1989, «Комплексная психологическая коррекция в профилактике детских неврозов»). Профессор (1992).
Профессор кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии (1992–н.вр.).
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов теория и практика психотерапии, детская патопсихология, вопросы супружеских и детско-родительских отношений.
Одной из первых начала разрабатывать семейную и игровую психотерапию для лечения различных форм нервно-психической патологии, занималась изучением комплексной психологической коррекции в профилактике детских и подростковых неврозов. Игровой процесс позволяет, не травмируя психику, исправлять нарушения, влиять на эмоциональное состояние, мышление и восприятие ребёнка. Он даёт возможность эффективной организации комплексной психотерапии, вовлекая в игру родителей и другие семейные группы. Занятия можно проводить также вне клинического стационара. Разработала классификацию из 10 типов родительского отношения, исходя из трёх критериев: симпатия–антипатия, уважение–неуважение, малая межличностная дистанция–большая межличностная дистанция.
Основатель нового подхода в психотерапии – беатотерапии. Этот гуманистический подход основан на самонаблюдении и сознательном регулировании своей жизни и применим к решению проблем здоровых людей в целях повышения качества их жизни.
Заслуженный профессор Московского университета (2007).
Основные труды: «Онтопсихологическое знание метанойи» (1998), «Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х т.» (1999), «9 диалогов по психологии обыденной жизни» (соавт., 2006), «12 диалогов о психологии преображения себя и своей жизни» (соавт., 2006), «9х12 диалоги о беатотерапии» (соавт., 2009), «Фрагменты беатотерапии» (2010).
Литература: А.С.Спиваковская. Интервью.