ЭС: Б.М.Теплов
Окончил историко-филологический факультет МГУ (1921). Ученик Г.И. Челпанова.
Кандидат биологических наук (1935). Доктор педагогических наук (1940, «Психология музыкальных способностей»). Профессор (1933).
Академик отделения психологии АПН РСФСР (1945).
Профессор (1942–1955), заведующий кафедрой психологии (1949–1951) философского факультета.
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов психология индивидуальных различий, способности и одарённость, физиология высшей нервной деятельности, зрительные и слуховые ощущения и восприятия, психологические аспекты музыкальности.
Внёс крупный вклад в научное постижение природы индивидуально-психологических различий (темперамент, характер, способности), основатель направления дифференциальной психологии. Определил понятия «способности» и «одарённость», понимая под способностями «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей», а под одарённостью – «качественно своеобразное сочетание способностей». При этом под способностями обычно имеют в виду такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснять лёгкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. В основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врождённые особенности, задатки. Своеобразие понятий «одарённость» и «способности» заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность.
Проводил исследования физиологических основ индивидуально-психологических различий, базирующиеся на учении И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Указывал на то, что трудная и длительная работа по изучению природных свойств нервной системы откроет дорогу к объяснению происхождения некоторых индивидуальных особенностей.
Автор многократно переиздававшегося школьного учебника «Психология» (1946).
Лауреат премии Президента РФ в области образования за разработку проекта «Теоретико-экспериментальная модель общих и специальных способностей человека и их задатков» для учебных заведений высшего профессионального образования (2001, соавт., посмертно).
Заслуженный деятель науки (1957).
Первая мировая и Гражданская войны. В 1916 г. призван в Русскую армию. Участвовал в боевых действиях в составе пехотного полка на Западном фронте. После Октябрьской революции 1917 г. был избран в своём полку на одну из командных должностей. К концу года демобилизован.
В феврале 1919 г. призван в Красную армию. Одновременно с МГУ окончил Высшую школу военной маскировки (1921). Занимался вопросами взаимодействия одновременных световых ощущений, соотношения пространственного и временного смешений цветов, имевших важное значение применительно к задачам военной маскировки и архитектуры. Демобилизован в 1933 г. Начал работать в Психологическом институте.
Государственные награды: орден Трудового Красного Знамени, медаль «За оборону Москвы».
Основные труды: «Ум полководца» (1942), «Об объективном методе в психологии» (1952) «Проблемы индивидуальных различий» (1961), «Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии» (1962).