ЭС: Д.Б.Эльконин
ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ (16(29).02.1904, с. Малое Перещепино Полтавской губ., Российская империя – 4.10.1984, Москва), психолог.
Окончил Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена (1927). Кандидат педагогических наук (1940, «Устная и письменная речь школьников»). Доктор педагогических наук (1963, «Детская психология»). Профессор (1965).
Член-корреспондент АПН РСФСР (1965). Член-корреспондент отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968).
Профессор кафедры детской/возрастной психологии факультета психологии (1966–1982).
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов детская и педагогическая психология.
Соавтор теории «развивающего обучения». Внёс крупный вклад в исследование природы детства и законов детского развития. Создал развёрнутую периодизацию психического развития в детском возрасте (младенец, ранний и дошкольный возраст, младший школьник, подросток). В основу периодизации, отвечающей целостному развитию психики ребенка, положил представление о том, что каждый возраст, как своеобразный и качественно особый период жизни человека, характеризуется, прежде всего, определённым типом ведущей деятельности и возникающими благодаря ему специфическими психологическими новообразованиями. На значительном эмпирическом материале раскрыл и описал различные виды деятельности детей, в процессе осуществления которых происходит усвоение ими основ культуры и тем самым реализуется психическое развитие: предметные действия детей раннего возраста, игры дошкольников, учебная деятельность младших школьников, общение подростков.
Смене ведущего типа деятельности соответствуют закономерные переходы от одних возрастных периодов к другим, а преемственность этих типов деятельности обеспечивает единство психологического развития человека как личности. Отсюда вся психическая жизнь ребёнка должна рассматриваться как процесс непрерывной смены деятельностей, причём на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с установлением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста.
Опираясь на гипотезу Л.С. Выготского о «зонах ближайшего развития», убедительно показал, что при организации обучения ребёнка в том или ином возрасте необходимо ориентироваться не на те психические процессы, которые уже сформировались, а на те, которые следует формировать и развивать путём построения деятельности, соответствующей данному возрасту.
Лауреат премии Президента РФ в области образования за создание учебно-методического комплекса «Система развивающего обучения» (по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову) для общеобразовательных учреждений (1997, соавт., посмертно).
Великая Отечественная война. В июле 1941 г. ушёл добровольцем в Красную армию. Служил помощником начальника отдела укомплектования штаба 42-й армии. Воевал на Ленинградском фронте. Старший лейтенант административной службы.
«Война подействовала на меня двойственно. Я почерствел… а вместе с тем стал человеколюбивее и стал так любить людей, как не любил их раньше… Рад, что ты занят наукой. Она, эта наша наука, очень нужная, необходимая наука… Психологии я теперь насмотрелся вволю. Особенно много психологии аффектов, страстей, воли, мотивов и совсем-совсем мало психологии интеллекта… Вообще, ты работай там как следует быть. Ведь первое, что мы сделаем при встрече (я верю, она будет), это сессию с твоими лекциями и моими рассказами. Ты будешь о психологии мне рассказывать, а я буду тебе рассказывать мою будущую книгу “Записки делопроизводителя”» (из письма А.Н. Леонтьеву, 1 июня 1942 г.).
Государственные награды: ордена – Красной Звезды (1944), Отечественной войны (II ст. – 1945), медали – «За боевые заслуги» (1943, 1951), «За оборону Ленинграда» (1943).
Основные труды: «Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста» (1957), «Развитие речи в дошкольном возрасте. Краткий очерк» (1958), «Детская психология: развитие ребёнка от рождения до семи лет» (1960), «Психология обучения младшего школьника» (1974), «Как учить детей читать» (1976), «Психология игры» (1978).
Литература: Выдающиеся психологи Москвы / под ред. В.В.Рубцова, М.Г.Ярошевского. – М., 2016. С. 333–341; Д.Б.Эльконин. Московский государственный психолого-педагогический университет.