ЭС: ГМИИ имени А.С.Пушкина

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА, один из крупнейших музеев зарубежного искусства в России. Основан в 1912 г. И.В. Цветаевым как Музей изящных искусств при Московском университете.
 
Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете состоялось 31 мая 1912 г. в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Памятники восточной, классической и христианской скульптуры заняли 22 больших зала, 2 кабинета и 2 дворика – количество, до сих пор небывалое в России.
Этому событию предшествовал подвижнический 20-летний труд И.В. Цветаева, превративший кабинет изящных искусств историко-филологического факультета во всемирно известный музей. В 1894 г. в Москве прошёл I съезд русских художников и любителей художеств, принявший дар П.М. Третьякова городу – картинную галерею. После речи И.В. Цветаева «Устройство музея античного искусства при Московском университете» был объявлен конкурс на лучший проект музея, который проводила Санкт-Петербургская академия художеств. Конкурс выиграл архитектор Р.И. Клейн (1898). Городская дума постановила отдать университету без всяких ограничений под музей всю пустовавшую площадь Колымажного двора (1898).
 
В значительной степени музей строился на добровольные пожертвования. Имена благотворителей присваивались тем залам, создание которых они финансировали. Имя Александра III было присвоено будущему музею по завещанию известной московской жертвовательницы В.А. Алексеевой (1894).
В создании залов и составлении коллекций принимали участие как члены императорской семьи, так и обыкновенные граждане. Крупную сумму выделил министр финансов С.Ю. Витте, посол России во Франции А.И. Нелидов, поспособствовал получению копий древнегреческих шедевров из Национальной высшей школы изящных искусств/École des Beaux-Arts de Paris.
Многолетним и исключительно «щедрым пособником музея» был Ю.С. Нечаев-Мальцев, выпускник юридического факультета Московского университета (1857) и владелец стекольных заводов Гусь-Хрустального Владимирской губернии. Сын и дочь профессора медицины Г.А. Захарьина подарили ряд скульптур эпохи Возрождения и слепки всех скульптур Парфенона, заполнивших отдельный зал. П.Г. Виноградов хлопотал в Городской думе о земле для здания, В.Ф. Миллер, знаток Востока, оказывал важную консультационную помощь.
В летние месяцы музей был открыт четыре раза в неделю для групповых посещений воспитанников учебных заведений, разного рода профессиональных организаций, групп из широкой публики по 20 человек. В роли экскурсоводов выступали студенты Московского университета, слушательницы Высших женских курсов и Археологического института. И.В. Цветаев и старший хранитель В.К. Мальмберг читали лекции, здесь же велись практические занятия.
 
 
И.В. Цветаев и Ю.С. Нечаев-Мальцев. 1912
Члены Комитета по устройству Музея изящных искусств в кабинете изящных искусств Московского университета
В 1918–1919 гг. СНК РСФСР принял ряд декретов и постановлений о национализации музейных и художественных ценностей, хранящихся в бывших царских дворцах, а также о передаче в государственную собственность наиболее крупных частных собраний.
31 мая 1923 г. НКП РСФСР утвердил проект Соглашения о передаче Московским университетом Музея изящных искусств (МИИ) в ведение музейного отдела Главнауки НКП РСФСР. В проекте указывалось:
«В целях развертывания в МИИ коллекций западного искусства и объединения их с существующими отделами музея, равно как и для пополнения последних соответствующими подлинными памятниками из общего государственного фонда, МИИ передаётся в ведение отдела музеев НКП для организации автономного Музея изящных искусств, действующего в пределах выработанного для него положения, вырабатываемого музейным отделом совместно с 1-м МГУ».
 
Порядок взаимодействия с Главнаукой НКП РСФСР включал: передачу здания (5 ноября) и приём коллекций (8–10 ноября). В состав музея к этому времени входили отделы Классического Востока, Античный (греко-римский) и Христианский. Коллекции насчитывали 9938 предметов, в том числе 7910 оригиналов и 2028 копий, не считая нумизматической коллекции (9355 монет). Комиссия утвердила Акт передачи 16 ноября 1923 г. Представителями МГУ выступали помощник ректора А.В. Кубицкий и В.Г. Гиацинтов.
В 1937 г. музею было присвоено имя А.С. Пушкина.
 
Сегодня из залов, созданных при И.В. Цветаеве, сохранились Греческий и Итальянский дворики, зал Олимпии, Пергамский зал. В Белом зале, задуманном как зал русской славы, проходят знаменитые Декабрьские вечера, основанные И.А. Антоновой и С.Т. Рихтером. В 1997 г. открылся Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева.
Выпускниками и профессорами Московского университета были директора музея: В.К. Мальмберг (1913–1921), В.Г. Гиацинтов (и.о. 1921–1923), Н.И. Романов (1923–1928) и И.А. Антонова (1961–2013).
 
Монтаж экспоната «Фарнезский бык»
 
 
 
 
 
Проект Р.И. Клейна
Фаюмский портрет. Из коллекции В.С. Голенищева
Литература: Цветаев И.В. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. История создания Музея в переписке профессора И.В.Цветаева с архитектором Р.И.Клейном и других документах. 1896–1912. – М., 1977; И.В.Цветаев создаёт музей // Сост. и коммент. А.А.Демская, Л.М.Смирнова. – М., 1995; К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.