Портрет: И.А.Антонова

АНТОНОВА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА  (20.03.1922, Москва – 1.12.2020, Москва), искусствовед, музеевед.
 
Окончила филологический факультет МГУ (1945). Ученица Б.Р. Виппера.
Академик АПН СССР (1989). Академик отделения образования и культуры РАО (1993).
 
В Московском университете. Обучалась на кафедре общего искусствознания, специализируясь в области искусства Италии эпохи Возрождения.
«Моё поколение училось в университете, когда все музеи были закрыты, мы ничего не видели, плохие репродукции. Не было тогда таких книжек, как сейчас: можно, если уж не купить, то хотя бы посмотреть. Ничего этого не было».
 
В 1967 г. инициировала проведение в ГМИИ имени А.С. Пушкина ежегодной научной конференции «Випперовские чтения».
 
Административная деятельность. Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (1961–2013). Была направлена научным сотрудником в ГМИИ весной 1945 г., когда экспозиция начала возвращаться из новосибирской эвакуации. Кроме того, перед окончанием Второй мировой войны (и после этого) Красная Армия вывозила из Германии художественные ценности в качестве компенсации за изъятие и уничтожение произведений искусства в СССР, в том числе Дрезденскую галерею. И.А. Антонова участвовала в работах по инвентаризации, реставрации и сохранению трофейных картин.
«Для меня искусство связано с эмоциями. Когда на нас обрушилась эта лавина шедевров, на меня это произвело громадное впечатление. Каждый раз, когда распаковывалась новая картина, это было как удар… Некоторые картины, написанные на дереве, были совсем мокрыми. Их пришлось сушить не один год. Можно только удивляться, что картины вообще сохранились».
Она присутствовала в момент, когда реставраторы распаковывали «Сикстинскую мадонну» Рафаэля: «Это было похоже на священнодействие. Картина была замотана в белые полотнища», и «сияющую белизну, из которой появилась картина» помнит до сих пор. Часть трофеев была возвращена в 1950-е гг., однако многое осталось в советских галереях, в том числе в ГМИИ.
 
После назначения на пост директора начала масштабную реорганизацию его экспозиции.
«Наш музей – дитя университета. Здесь живет университетский ген, так же как имперский – в Эрмитаже и купеческий – в Третьяковке. Публику нельзя кормить только одним каким-то продуктом, ей всегда нужно видеть великое искусство разных эпох. Должны быть точки отсчёта».
 
За долгие годы устоялось мнение, что Русский музей в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в Москве специализируются только на произведениях русских художников, а Эрмитаж и ГМИИ – музеи западного типа. Собственное собрание ГМИИ не так богато, как коллекция Эрмитажа или Третьяковской галереи. И.А. Антонова нашла интересное решение проблемы: ГМИИ стал первым советским музеем, который начал сопоставлять отечественное искусство с зарубежным. Именно благодаря громким выставкам к музею пришла мировая слава.
В музее экспонировались Уорхол, Дали, Бойс, Пикассо, Модильяни, Тернер, Тициан, Караваджо, Ван Гог, Сезанн, … В 1974 г. Москву посетила «Джоконда» Леонардо да Винчи. Чтобы её привезти, понадобилась настойчивость Ирины Александровны, оплата многомиллионной страховки и изготовление специального пуленепробиваемого ящика. Люди ночами стояли в очереди на Волхонке, чтобы ровно 15 секунд созерцать улыбку Моны Лизы. Картину ежедневно смотрели 4600 зрителей.
Благодаря её авторитету в Москве впервые смогла оказаться «Олимпия» Мане (2016). «Когда директор Музея Орсе принимал госпожу Антонову, он публично сказал ей: “Я восхищаюсь вами, я дам вам любую картину, какую ни попросите!” Она сказала: “Хорошо. Тогда дайте нам “Олимпию” Эдуарда Мане”. Тому пришлось сказать: “Хорошо. Но я спрошу у президента Французской Республики”. Как вы знаете, он разрешил».
 
Истории принадлежат сотни выставок, организованных И.А. Антоновой. Многие из них вошли в историю музейного дела, став своеобразными точками отсчёта. К их числу относится выставка «Москва – Париж. 1900–1930» (1981), когда наряду с полотнами «буржуазных художников» – Леже и Матисса отечественная публика увидела запрещённых Малевича, Филонова, Шагала, Кандинского.
 
С середины 1990-х гг. музей показал ряд выставок «трофейного искусства» – «Дважды спасённые. Произведения европейской живописи XIV–XIX вв., перемещённые на территорию Советского Союза из Германии в результате Второй мировой войны» (1995), «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана» (1996), «Археология войны. Возвращение из небытия» (2005), «Эпоха Меровингов – Европа без границ» (2007), «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом» (2016).
 
По инициативе И.А. Антоновой был открыт отдел личных коллекций (1985), разместившийся с 1994 г. в специально отреставрированном особняке – флигеле усадьбы князей Голицыных XVII–XIX вв. (ул. Волхонка, д. 8/10). В здании Российского государственного гуманитарного университета создан Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева (1996).
С 1981 г. музей является центром международного музыкального фестиваля «Декабрьские вечера/Декабрьские вечера Святослава Рихтера», идею которого она предложила совместно с С.Т. Рихтером.
 
Долгое время ГМИИ размещался в единственном здании на ул. Волхонка, д. 12, построенном по проекту Р.И. Клейна в 1912 г. За время директорства И.А. Антоновой музей получил в свое распоряжение более 25 новых зданий, в том числе бывшую городскую усадьбу Вяземских-Долгоруковых XVIII–XIX вв.
 
Президент ГМИИ имени А.С. Пушкина (2013–2020).
«Благодарна, что мне предоставили возможность остаться в ином качестве. Работа президента – это всё-таки не те объёмы, которые есть сейчас, когда я по 300 бумаг в день подписываю».
 
Лауреат Государственной премии РФ за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности (2017).
Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства за Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» в ГМИИ (1996, соавт.).
 
Великая Отечественная война. В субботу 21 июня 1941 г. студентка-первокурсница Ирина Антонова сдала на «отлично» летнюю сессию в МИФЛИ. Утром следующего дня началась война. В январе 1942 г. поступила на курсы медсестёр. В звании младшего сержанта медицинской службы работала в пересыльном госпитале на Красной Пресне, куда раненых привозили прямо с фронта. Совмещала работу с учёбой в МГУ, к которому в 1941 г. был присоединён МИФЛИ.
 
Государственные награды: ордена – «За заслуги перед Отечеством» (I ст.– 2007, II ст.– 2002, III ст.–1997, IV ст.– 2012), Дружбы народов (1980), Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени.
 
Награды иностранных государств: ордена – «За заслуги перед Итальянской Республикой/Ordine al merito della Repubblica Italiana» (Итальянская Республика, ст. Командор – 2000), «Восходящего солнца» (Япония, знак Большой ленты – 2013), «Почётного легиона/Ordre national de la Légion d'honneur» (Французская Республика, ст. Кавалер – 2007).
 
Основные труды: «Веронезе» (1957), «Вместе отстаивать мир на земле. Альбом» (сост., 1962), «Шедевры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина» (сост., 1986), «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина» (сост., 1989).
 
Литература: Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина И.Антонова: «Реституция невозможна, и я объясню вам почему»; И.Антонова: «Я мечтала выбрать в преемники кого-то из учёных»; Президент ГМИИ им. А.С.Пушкина И.Антонова отмечает 95-летие.