МГУ–2015: Факультет журналистики

Юбилеи. Исполнилось 60 лет кафедре зарубежной журналистики и литературы. Бессменным руководителем кафедры является проф. Я.Н. Засурский. На кафедре работают более 40 профессоров, преподавателей и научных сотрудников. Они ведут основные и специализированные курсы по истории и современному состоянию зарубежной журналистики и литературы, различным аспектам развития информационного общества, глобального информационного пространства, журналистикой этики, рекламы, связям с общественностью и интернет-СМИ в зарубежных странах. Каждый год более 60 студентов защищают на кафедре дипломные работы. Сотни выпускников аспирантуры успешно защитили кандидатские диссертации.
 
15 июня исполнилось 85 лет со дня рождения научного сотрудника проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики Кременской Инны Кирилловны. Выпускница филологического факультета (1953), работает на факультете журналистики с 1953 г. Заслуженный преподаватель Московского университета (1999).
 
14 декабря исполнилось 80 лет со дня рождения доцента кафедры редакционно-издательского дела и информатики Алексеевой Марины Ивановны. Выпускница факультета журналистики (1958), заведующий кафедрой (1983–2009). Специалист в области методики редактирования, детской литературы, истории детской журналистики. Читает курс «Основы редактирования медиатекста». Заслуженный преподаватель Московского университета (2003). Почётный работник высшего образования РФ.
 
17 февраля исполнилось 80 лет со дня рождения старшего преподавателя кафедры зарубежной журналистики и литературы Галушко Раисы Ивановны. Выпускница аспирантуры факультета журналистики (1971). Читает курс «История зарубежной журналистики».
 
18 декабря исполнилось 80 лет со дня рождения доцента кафедры истории русской литературы и журналистики Махониной Светланы Яковлевны. Выпускница факультета журналистики (1958). Специалист в области истории русской журналистики начала ХХ в. Заслуженный преподаватель Московского университета (2005).
 
8 марта исполнилось 80 лет со дня рождения доцента кафедры стилистики русского языка Шестовой Валентины Михайловны. Выпускница филологического факультета (1958), на факультете журналистики работает с 1953 г. Специалист в области русского языка и культуры речи, актуальных проблем современной русской пунктуации. Читает курсы «Русский язык и культура речи», «Синтаксис». Заслуженный преподаватель Московского университета (2010). Ветеран труда.
 
14 января исполнилось 75 лет со дня рождения старшего научного сотрудника социологии массовых коммуникаций Верховской Аллы Исааковны. Выпускница факультета журналистики (1964), работает на факультете с 1968 г. Специалист в области проблем СМИ и формирования гражданского общества, участия общественности в деятельности СМИ. Автор курсов «Социологические методы работы с редакционной почтой», «Социологические методы анализа текстов СМИ».
 
22 января исполнилось 75 лет со дня рождения старшего преподавателя кафедры фотожурналистики и технологий СМИ Газанджиева Святослава Григорьевича. Выпускник факультета журналистики (1967), работает в МГУ с 1970 г. Специалист  в области мультимедийных технологий. Читает курс «Мультимедийные технологии». Заслуженный преподаватель Московского университета (2004). Ветеран труда.
 
8 августа исполнилось 75 лет со дня рождения доцента кафедры фотожурналистики и технологий СМИ Галкина Станислава Илларионовича. Выпускник факультета журналистики (1964). Специалист в области техники, технологии и дизайна СМИ. Читает курсы «Мультимедийные технологии», «Дизайн газеты и журнала». Заслуженный преподаватель Московского университета (2007). Ветеран труда.
 
9 октября исполнилось 75 лет со дня рождения редактора кафедры периодической печати Симоновой Зои Павловны. Выпускница факультета журналистики (1966). Специалист в области пенитенциарной печати, православной журналистики. Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2005). Ветеран труда.
 
7 февраля исполнилось 75 лет со дня рождения доцента кафедры социологии массовых коммуникаций Ширяевой Аллы Александровны. Выпускница факультета журналистики (1964), работает на факультете с 1965 г. Является одним из ведущих разработчиков системы профессиональных компетенций по специальности «Журналистика», ведущим разработчиком базовых положений и стандартов по специальности «Журналистика». Заслуженный преподаватель Московского университета (2001). Ветеран труда (1987).
 
3 сентября исполнилось 70 лет со дня рождения редактора кафедры истории русской литературы и журналистики Петровицкой Ирины Викторовны. Сфера научных интересов: журналисты, писатели, издатели – выпускники Московского университета.
 
16 декабря исполнилось 65 лет со дня рождения заведующего кафедрой литературно-художественной критики и публицистики Богомолова Николая Алексеевича. Выпускник филологического факультета (1973). Специалист в области истории русской литературы конца XIX – первой трети ХХ в., русской модернистской журналистики, литературы и журналистики русского зарубежья, стиховедения. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1996)  за исследовательскую дилогию «Михаил Кузмин. Статьи и материалы» (1995), «Михаил Кузмин. Искусство, жизнь, эпоха» (1996). Читает курсы «Основы теории литературы», «Основы информационного поиска в сфере художественной культуры», «Литературный процесс и журналистика в ХХ в.: русский опыт». Заслуженный профессор Московского университета (2006).
 
29 января исполнилось 65 лет со дня рождения научного сотрудника проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики, Замотиной Нины Николаевны. Выпускница факультета журналистики (1975), работает на факультете с 1968 г. Ведёт спецсеминар «Семейная тема в СМИ». Заслуженный работник Московского университета (2006).
 
13 июня исполнилось 65 лет со дня рождения старшего научного сотрудника проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики Порецкой Татьяны Юрьевны. Выпускница факультета журналистики (1973), работает на факультете с 1988 г. Специалист в области СМИ и современной печати. Читает курсы «Проблематика СМИ», «Журналистское мастерство», «Основы журналистики», «Типология социальной журналистики», «Работа журналиста в сфере социальной журналистики», «Актуальные проблемы социальной сферы», «Работа журналиста в печатных СМИ», «Организация работы редакции: газета, журнал, конвергентная редакция», «Современный репортёр».
 
8 марта исполнилось 60 лет со дня рождения старшего научного сотрудника кафедры стилистики русского языка Куницыной Наталии Викторовны. Ведёт занятия по дисциплинам «Стилистика языка СМИ. Русский язык для иностранцев», «Практическая стилистика русского языка».
 
15 января исполнилось 60 лет со дня рождения доцента кафедры новых медиа и теории коммуникации Лукиной Марии Михайловны. Работает на факультете с 1980 г., зам. декана по учебно-методической работе. Принимала участие в разработке ФГОС 3-го поколения по специальности «Журналистика», а также собственного Образовательного стандарта по журналистике МГУ. Ведёт занятия по дисциплинам «Основы журналистики», «Технология интервью».
 
20 марта исполнилось 60 лет со дня рождения доцента кафедры периодической печати Фроловой Татьяны Ивановны. Выпускница факультета журналистики (1977), работает на факультете с 1977 г. Читает курсы «Основы журналистики», «Актуальные проблемы социальной сферы», «Социальное проектирование в СМИ», «Контент-стратегии российских СМИ».
 
24 октября исполнилось 60 лет со дня рождения старшего преподавателя кафедры зарубежной журналистики и литературы Шелястиной Веры Олеговны. Выпускница факультета журналистики (1978), координатор международного отделения факультета. Читает курс «История зарубежной журналистики». Заслуженный преподаватель Московского университета (2015). Ветеран труда.
 
20 марта исполнилось 55 лет со дня рождения старшего преподавателя кафедры стилистики русского языка Бахирева Юрия Гавриловича. Выпускник Уральского педагогического института, работает на факультете с 1990 г. Специалист в области языковой политики Франции, Германии, Китая и России. Читает курсы «Русский язык и культура речи», «Практическая стилистика русского языка».
 
28 марта исполнилось 55 лет со дня рождения доцента кафедры стилистики русского языка Вещиковой Ирины Андреевны. Выпускница филологического факультета (1985), на факультете журналистики работает с 2008 г. Специалист в области звучащей речи, стилистики, социолингвистики. Ведёт занятия по дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Практическая стилистика русского языка», «Языковая культура журналиста», «Орфоэпия».
 
22 мая исполнилось 55 лет со дня рождения профессора кафедры теории и экономики СМИ Иваницкого Валерия Людвиговича. Выпускник Уральского государственного университета им. А.М.Горького (1987), работает в МГУ с 2000 г. Специалист в области истории и теории экономики, теории и практики формирования отрасли СМИ России. Читает курсы «Экономика», «Аналитический центр СМИ: практика».
 
4 ноября исполнилось 55 лет со дня рождения профессора кафедры периодической печати Прониной Елены Евгеньевны. Выпускница факультета психологии (1982), работает на факультете журналистики с 1991 г. Специалист в области медиапсихологии, психологии рекламы, психологии журналистики, психологии развития. Читает курсы «Психология журналистики», «Медиапсихология», «Психология рекламы и PR», «Основы социальной психологии»; ведёт спецсеминары и спецкурсы: «Медиапсихологические методы в исследовании контента СМИ», «Социальные сети в психологических исследованиях аудитории», «Психологические проблемы журналиста: диагностика и самокоррекция».
 
14 января исполнилось 55 лет со дня рождения доцента кафедры истории русской литературы и журналистики Прохоровой Ирины Евгеньевны. Выпускница факультета журналистики (1982). Специалист в области русской литературы и журналистики XIX в. Ведёт занятия по дисциплинам «Писатель и журналистика: первая половина XIX в.», «Русская литература: первая половина XIX в.», «Н.В.Гоголь и журналистика».
 
8 апреля исполнилось 55 лет со дня рождения доцента кафедры зарубежной журналистики и литературы Яковой Тамары Сергеевны. Выпускница факультета журналистики. Специалист в области СМИ немецкоязычного региона Европы, современных зарубежных моделей СМИ, современных теорий коммуникации, международных коммуникаций и ИКТ. Читает курсы «История зарубежной журналистики», «Медиасистемы», «Глобальные, региональные и национальные модели СМИ», «Современные модели зарубежных СМИ», «Международные политические и экономические организации и СМИ», «Страноведение: теория и практика национального характера», «СМИ Швейцарии».
 
18 апреля исполнилось 50 лет со дня рождения доцента кафедры фотожурналистики и технологий СМИ Волковой Веры Витальевны. Выпускница факультета журналистики (1982). Ведёт занятия по дисциплинам «Медиадизайн», «Основы медиадизайна», «Визуальный язык СМИ», «Фирменный стиль СМИ», «Художественное конструирование газет и журналов», «Дизайн рекламно-полиграфической продукции», «Мультимедийные технологии».
 
20 июня исполнилось 50 лет со дня рождения доцента кафедры рекламы и связей с общественностью Гринберг Татьяны Эдуардовны. Специалист в области политического пиара. Читает курсы «Связи с общественностью в политике», «Политические технологии».
 
17 апреля исполнилось 50 лет со дня рождения научного сотрудника кафедры рекламы и связей с общественностью Кузьменковой Марии Анатольевны. Читает курсы «Инновационные технологии пиар», «Фиджитал-технологии в интегрированном коммуникационном пространстве».
 
1 марта исполнилось 50 лет со дня рождения профессора кафедры зарубежной журналистики и литературы Микеладзе Натальи Эдуардовны. Выпускница факультета журналистики (1987). Специалист в области литературы Ренессанса и перехода к Новому времени, драмы Шекспира в западной литературно-театральной критике XIX–XX вв., междисциплинарных исследованиях литературы ХХ в. Читает курсы «Зарубежная литература Средних веков и Возрождения», «Зарубежная литература ХХ в.».
 
5 января исполнилось 50 лет со дня рождения старшего научного сотрудника кафедры зарубежной журналистики и литературы Разумовского Игоря Анатольевича. Выпускник факультета журналистики (1991) и Университета Хоккайдо (Япония, 2000). Специалист в области внешней политики Японии. Читает курсы «СМИ в мировых информационно-коммуникационных процессах», «История российско-японских отношений».
 
Наука. Ведущие темы и результаты:
 
«Медиа в современном обществе: конвергенция, интерактивность, мобильность»
(науч. рук. проф. Я.Н. Засурский)
 
– Гуманитарные измерения общества знаний: Изучались системы обеспечения ответственности СМИ (доц. И.А. Кумылганова). Значительное внимание уделено изучению элементов речевого манипулирования в современной политическом дискурсе. Эмпирическим материалом здесь послужили медиапрактики общества знаний в развивающихся странах, в частности, период президентства Уго Чавеса в Венесуэле (к.филол.н. Г.С. Филаткина).
– СМИ в мировых информационно-коммуникационных процессах. Особое внимание было уделено выявлению векторов развития СМИ и факторов влияния на них в условиях глобализирующегося мира и интенсивного развития новейших технологий (ст.н.с. Н.В. Урина, проф. Г.Ф. Вороненкова). Анализ традиционных и новых СМИ, а также мультимедийных медиасистем отдельных стран способствовал определению параметров их трансформации на современном этапе. Значительным результатом работы кафедры явился выход в свет сборника «Качественная пресса в медийных структурах», посвящённый рассмотрению тенденций развития качественной прессы как глобального, так и национального масштаба, перспектив существования ведущих качественных газет в мультимедийном информационном пространстве.
– Дизайн периодических изданий. Направление сфокусировано на изучении процессов развития визуальной компоненты медиатекста, в т.ч. тенденций развития медиадизайна. Предметом исследования послужили дизайн периодических изданий, онлайн-СМИ, теледизайн, а также иллюстрирование СМИ (фотография, инфографика, графическая иллюстрация). Особое внимание уделялось также исследованию системы оформления российской периодики, проблеме использования фотографии в современных российских СМИ.
 
«Система СМИ России»
(науч. рук. проф. М.В. Шкондин, проф. Я.Н. Засурский)
 
– СМИ как коммуникативная система. В условиях становления информационного общества существенно возрастает роль журналистики, СМИ как целостного коммуникативного образования. Выявление потенциальных возможностей медиаресурсов в процессах модернизации российского общества стало одним из приоритетных направлений журналистской науки, современных медийных исследований. Продолжилась публикация серии работ М.В.Шкондина, в которых медиасистема характеризуется как сложный системный объект, активно взаимодействующий со средой, используя потенциал этой среды для своего полноценного функционирования и развития. Исследуется также активное взаимодействие медиасистемы и её среды, даётся характеристика структуры медиасистемы, соотносятся понятия медисистемы, медиаструктуры, медиапространства и другие, связанные с системными закономерностями медиасистемы.
– СМИ и Интернет. Продолжена работа по изучению новых медийных платформ, их взаимодействия с традиционными СМИ. Проведён анализ новых форматов и жанров онлайн журналистики. Особое внимание уделено новому формату – «мультимедийному лонгриду» (доц. Д.Ю. Кульчицкая). Проведено исследование, в результате которого выработано определение этого типа контента, выявлены его специфические содержательные и технические признаки. К.филол.н. И.И. Засурский проанализировал основные проблемы в понимании и применении авторских прав, возникающие как следствие развития новейших технологий.
– Периодическая печать в России. Процессы регионализации и глобализации СМИ вызывают необходимость формирования типологических моделей периодических изданий, которые отвечают информационным потребностям различных социальных общностей, обеспечивая публичность их жизнедеятельности в своих социальных пространствах. Исследовательская группа кафедры периодической печати и проблемной научно-исследовательской лаборатории завершила исследование газет средних и малых городов России. В вышедшей по материалам исследования монографии «Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов» изложены методологические предпосылки исследования системы городских газет средних и малых городов РФ. Характеризуются требования системного подхода к анализу этого типологического образования в медиасистеме России. Характер целостности данного системного объекта видится авторами в обеспечении публичности городской жизни на основе общественного диалога между различными социальными субъектами – представителями экономической, политической и духовной жизни городского социума. Функциональная целостность городской газетной медиасистемы в коммуникативном аспекте состоит в формировании единого медиапространства горожан, участвующих в производстве, распространении и потреблении массовой информации о жизни города, и создании на этой основе в сознании массовой городской аудитории медиакартины городской жизни, способствующей реализации функций, связанных с освоением условий жизни горожан и их преобразованием на основе накапливаемого познавательного, аксиологического и организационно-проективного информационного потенциала городской общности. Важное место в исследовании занимает анализ основных подсистем городской периодики, процессов актуализации функций городской периодики, модернизации её структуры и организационно-технологической перестройки в условиях конвергенции.
– Современное телерадиовещание России. В исследовании тенденций развития системы телерадиовещания глобализация, цифровизация и умножение аудиовизуальных платформ выступают как векторы её изменения. Акцентируется общекультурное, идейно-воспитательное значение вещания независимо от социального устройства страны при сохранении общего деления на внутреннее и внешнеполитическое.
Продолжился анализ функций современного вещания, неуклонно смещающегося в сторону рекреативности, и изучение феномена «развлекательности», его социальной ценности и опасности для аудитории. Исследование тенденций развития радио- и телерынка сочетается с научной актуализацией идеи журналистики социального служения и организации общественного телевидения в России. Внимание акцентировалось на региональных вещательных СМИ, образе российских регионов, отраженном в эфире, умножении полемических форм телерадиовещания в настоящий период.
Результаты проведенных исследований отражены в статье проф. Л.Ю. Мальковой «Пропаганда: единство полемической формы и документальной образности российского ТВ», в статье доц. Ю.И. Долговой «Феномен популярности общественно-политических ток-шоу на российском ТВ осенью 2014 – весной 2015 гг.».
В центре анализа контента аудиовизуальных СМИ оставалась проблема трансформации жанров, диффузия жанров и форматов, проблема документальности, выработка критериев классификации программ и форматов в современном вещании. В разработке находится широкая проблематика, связанная с функционированием телевидения и радиовещания в мультимедийной среде, типологией теле- и радиовещания
 
«Журналистика в XXI в.»
(науч. рук. проф. Е.Л. Вартанова)
 
– Актуализация теории журналистики и СМИ. Развитие теории журналистики в рамках темы наиболее полно проявилось в теоретической работе ст.с.н. Д.В. Дунаса. В статье, посвящённой медиаантропологии, прослеживаются основные этапы и концептуальные исследовательские новации этой дисциплины, которая постепенно занимает все более важное место в современной медиаисследовательской традиции. Проф. Е.Л. Вартанова затронула тему медиаполитики. Она проанализировала ключевые концепции и исследовала практику формирования медиаполитики в развитых странах, после чего актуализировала представленный материал посредством нового эмпирического материала, собранного в отечественной медиасистеме.
Ст.н.с. А.А. Гладковой удалось собрать и проанализировать обширный материал о развитии этнических медиа и особенностях языкового и культурного плюрализма в четырёх национальных республиках России. Результаты исследования получили международное признание и были опубликованы в журнале из списка Scopus.
– Технологии и проблемы творчества журналиста. В ходе исследования продолжено выявление предпосылок, способствующих обоснованности и эффективности теории современных СМИ как фундамента дальнейшего развития творческих и технологических возможностей отечественной журналистики. В частности, устанавливается, что одним из важнейших факторов, способствующих реализации творческого потенциала журналистики, является активизация познавательной деятельности журналистов, в т.ч. – эмпирической. Это, в свою очередь, предполагает, дальнейшее освоение ими и совершенствование владения методологией, методами и методикой социального познания, в т.ч., и на эмпирическом уровне. Выявляется, что современная журналистика располагает ресурсом выверенной методологии социального исследования, его методики и методов, опирающихся на достижения философии, других социальных наук, практику социального познания в журналистике и связанную с представлениями о профессиональных ценностях в журналистской деятельности. Определяется характер данных феноменов. Устанавливается, что более точное знание об их сущности, об общем в них и различающемся, будет в целом способствовать более эффективным и осмысленным познавательным действиям журналистов в тех или иных конкретных случаях. Кроме того, выявляется важность упорядочения теоретических представлений о таком уровне журналистского творчества, который обозначается как эмпирическое познание действительности, роли и места в таком познании методологии, методики и методов получения информации. Уточняются также представления о методах и формах такого вида творчества, как журналистские расследования, уточняется содержание методов деятельности журналиста – расследователя. В первую очередь при этом рассматривается и уточняется методика (как наиболее важных на современном этапе) антикоррупционных расследований, проводимых журналистами ряда Интернет-сайтов Рунета, выявляется значимость правильного выбора и адекватного применения тех или иных из методов.
Особенности и роль методологии, методов и методики социального познания в журналистике были изложены в статьях проф. А.А. Тертычного и ст.н.с. Г.В. Лазутиной, опубликованных в журналах ВАК. Технологические особенности современной журналистики были проанализированы в ходе исследования новых приёмов создания, структурирования журналистских текстов (таких как лонгрид), а также новых приёмов сбора, обработки и хранения информации при проведении журналистского расследования в Интернете. По этому направлению была опубликована статья доц. А.В. Колесниченко «Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе», в которой установлено, что в глобальной сети в настоящее время публикуются журналистские тексты (в т.ч. лонгриды), не имевшие ранее аналогов (с точки зрения приёмов подачи в них информации). Выявлено также, что успешность проведения журналистского расследования во много способствуют открываемые Интернетом новые возможности обработки больших объёмов баз данных, методов и форм их хранения.
– Современная журналистика: тематика и проблематика. Необходимость гуманизации массового информационного процесса вызывает потребность в расширении сферы исследований гуманитарного информационного потенциала СМИ, содержание которого не удовлетворяет потребности общества, различных социальных общностей. В центре внимания проводимых исследований проблемы социальной журналистики. Речь идёт, прежде всего, о работах доц. Т.И. Фроловой, защитившей в текущем году докторскую диссертацию. Проблема заключаются в том, что реальность требует внимания к условиям человеческого развития, гуманизации медиапроцессов, а массмедиа не могут адекватно ответить на этот вызов, поскольку испытывают целый ряд затруднений объективного и субъективного свойства, устранение которых должно стать одной из первоочередных задач. Рассматривая пути решения этой задачи, исследователи вводят ключевые для концепции понятия «социальная журналистика» и «гуманитарная повестка СМИ». Большой интерес вызывает представленная ими теоретической модель объектов, обозначаемых данными понятиями, выделены и описаны структурные уровни и компоненты гуманитарной повестки, определяющие процесс её формирования и способные служить инструментом анализа медийной практики. Проанализирован и обобщён обширный эмпирический материал, отражающий опыт отечественной социальной журналистики на протяжении нескольких десятилетий. При этом рассматривается продукция всех типов СМИ (информационные агентства, печать, радио, телевидение, Интернет-СМИ), осмысленная как соответствующие гуманитарные контент-модели. Описаны несколько научно-исследовательских проектов, в ходе которых гуманитарная повестка изучалась как результат профессиональных творческих усилий журналистов. Исследования социальной журналистики знакомят с базовыми положениями, которыми определяются стратегии успешной реализации гуманитарной повестки. Охарактеризованы составляющие профессиональной деятельности, обретающие в социальной журналистике некоторую специфику. Соотнесение опыта журналистов-лидеров с теоретическими выводами даёт возможность систематизировать стратегические ресурсы, которые могут обеспечить для СМИ эффективную реализацию гуманитарной повестки.
 
«Закономерности развития и исторический опыт журналистики»
(науч. рук. профессора Б.И. Есин, Я.Н. Засурский, Н.А. Богомолов)
 
– История русской литературы XVIII – начала ХХ вв. Продолжилась научно-исследовательская работа в рамках приоритетного направления «Журналистика и литература: исторический опыт и закономерности развития». Результаты работы наши отражение в статьях н.с. Р.А. Поддубцева «Повесть А.Платонова “Впрок” в оценках советской критики» и «Борьба за А.Платонова во второй половине 1930-х гг.».
– История русской журналистики XVIII – начала ХХ вв. Результаты работы представлены монографией доц. Г.С. Лапшиной «Искусство глазами журналиста»
– Исторический опыт отечественной журналистики ХХ в. Велась работа по сбору, систематизации и анализу научно достоверных данных, характеризующих историю развития отечественной журналистики в XX в. Различные аспекты исторического опыта российской журналистики рассматривались в сборнике «История отечественных СМИ. Ежегодник-2015». Важным этапом в осмыслении исторического опыта развития отечественной прессы стала публикация в форме монографии результатов масштабного исследования женской прессы 1920–1930-х гг.
– Литература и журналистика в художественной жизни ХХ – начала XXI вв. Проведён комплексный анализ важнейших для истории литературы произведений – поэмы В.В.Маяковского «Про это» и Б.Л.Пастернака «Высокая болезнь», включающих реакцию современных им СМИ на появление произведений. До сих пор это не было проделано ни в истории литературы, ни в истории журналистики. Научными сотрудниками сделаны публикации биографического материала. Созданы концептуальная биография Б.Л.Пастернака и книга «Пастернак в жизни» (ст.н.с. А.Ю. Сергеева-Клятис), осмысляющие набор событий жизни писателя как духовное единство. Заложены концептуальные основы биографии В.Ф.Комиссаржевской как одной из принципиальных фигур русского искусства начала ХХ в. Впервые собраны воедино стихи, проза и статьи Л.Л.Пастернак-Слейтер, ранее остававшиеся труднодоступными для читателей и исследователей. Исследованы отдельные аспекты восприятия крупнейшими деятелями русской литературы (А.С.Пушкин, Б.Л.Пастернак) традиций английской поэзии.
– Теория литературы в контексте культуры начала XXI в. Продолжалась разработка проблем изучения жанра научной биографии. Проведены исследования: Источниковедческие проблемы русской литературы ХХ–XXI вв.; Аспекты интертекстуальности; Теоретические аспекты межкультурных литературных связей; Судьбы поэтических систем в динамике развития литературы; Язык литературного произведения и язык современности. Создан ряд работ посвящённых как интертекстуальному, так и «замкнутому» анализу литературных произведений. В русле традиции факультетской школы стилистики рассмотрены разнообразные аспекты существования языка русской поэзии (преимущественного) XIX и ХХ в. Работа ст.н.с. М.Ю. Эдельштейна восстанавливает биографию и журналистскую деятельность заметного сотрудника московских газет Е.Я.Янтарёва, одновременно показывая и своеобразие тех органов печати, с которыми он сотрудничал.
– История зарубежной журналистики. Продолжена работа по изучению различных аспектов истории мировой журналистики – от эпохи становления прессы до современного периода развития СМИ. Проведены исследования, связанные с историей становления ежедневной зарубежной прессы ведущих стран мира и их регионов. Результатом этих исследований стали статьи ред. Е.А. Приваловой «The New York Times – исторический генезис качественной прессы», доц. Г.В. Прутцкова «Генезис качественной прессы Каталонии», мл.н.с. И.Я. Новицкой «Лубок как средство массовой информации и межкультурной коммуникации Швеции XVII–ХIХ вв». Серьёзное внимание было уделено изучению влияния СМИ на становление и развитие национального самосознания малых народов Европы, формирование их национальной идентичности. Современная ситуация, когда целые регионы стран Европы заявляют о борьбе за самоопределение и проводят референдумы о своём политическом будущем, требует тщательного изучения СМИ регионов соответствующих стран, их влияние на текущие политические процессы. Так, в 2015 г. было предпринято комплексное изучение медиа Каталонии (Испании). Первые результаты этого исследования изложены в статье доц. Г.В. Прутцкова «Некоторые аспекты борьбы за самоопределение Каталонии: по материалам газет La Vanguardia, El Periodico de Catalunya, El Punt Avui за 2013–2014 гг.»
– Развитие зарубежной литературы. Продолжалось изучение мировой литературы в русле исторической поэтики. Особое внимание исследователей привлекли три этапа в развитии мировой литературы – романтизм, в котором были выявлены и показаны античные корни и влияния; вторая важнейшая эпоха – первая половина ХХ в.; и изучение литературы современности и особенностей её поэтики, реализованное в работе проф. Е.Н. Корниловой, посвящённой драматургии Ф.Дюрреманта.
 
«Социология СМИ»
(науч. рук. проф. В.П. Коломиец)
 
– Медиасоциология. Реализованы проекты в сфере эмпирических медиаисследований, получены результаты количественных социологических исследований в области медиапотребления и информационного поведения различных групп российского общества, представлены некоторые выводы об особенностях поведения аудитории СМИ в России. Материалы медиаметрических исследований телевизионной аудитории вошли в отчёт «Телевидение в России. Состояние, тенденции и перспективы развития». Продолжена работа над развитием методик изучения массового сознания в условиях распространения новых ИКТ. Продолжено исследование профессиональных журналистских культур и практик в России. Произведена обработка и описание эмпирического материала, полученного в рамках проекта «Журналистика в изменении – профессиональные журналистские культуры в Польше, России и Швеции», в рамках проекта по изучению журналистских практик в странах БРИКС, в рамках проекта «Миры журналистики» проведён сбор эмпирической информации, создана база данных по исследованию. Проведена часть работы по межкафедральному проекту «Газеты средних и малых городов России в 2010-е гг.».
 
«Интегрированные коммуникации: теория и практика»
(науч. рук. проф. В.М. Горохов)
 
– Коммуникационная концепция рекламы. На кафедре рекламы и связей с общественностью особое внимание уделялось анализу коммуникационного менеджмента рекламы, изучению вербальных, визуальных и аудиовизуальных средств коммуникации, жанровых моделей рекламы, изучению коммуникационных барьеров при воздействии на целевую аудиторию. Зафиксирована новая парадигма рекламной деятельности, связанная с конвергенцией реальной и виртуальной коммуникации. Удалось установить, что традиционные коммуникационные барьеры восприятия рекламы модернизируются в связи с существованием альтернативных источников информации и с появлением новых модификаций и видов рекламы. Например, в результате исследования телевизионной рекламы, проведённого ст.н.с. И.А. Красавченко, удалось зафиксировать типовые индикаторы возрастания интереса аудитории, а также приёмы оптимизации коммуникационного воздействия. Была создана матрица приёмов воздействия телевизионной рекламы на аудиторию. На основе анализа мобильных версий СМИ н.с. К.С. Корниловой было выявлено, что мобильные версии СМИ стали активно развивающимся сегментом рекламы. Установлено, что ключевыми факторами популярности мобильных версий СМИ стали: технический прогресс в области мобильных систем и рост популярности мобильного Интернета. Таким образом, была выявлена очевидная тенденция формирования нового типа рекламной платформы, опирающаяся на развитие мобильных СМИ. Это порождает качественные изменения в стратегии рекламного менеджмента и интерактивных связей рекламы с потребителями.
– Паблик рилейшнз в системе массовых и корпоративных коммуникаций. Зафиксирована качественно новая тенденция в развитии СМИ, определяемая полисубъектностью информационной деятельности социальных институтов, медиатизацией этих институтов, порождающих кумулятивный эффект деятельности средств PR. Сегодня существенно изменилась карта институтов PR, степень их конвергенции со СМИ (60% публикаций в СМИ – результат деятельности институтов PR). В результате исследования сотрудниками кафедры рекламы и связей с общественностью установлено, что связи с общественностью преобразуют себя и превращаются из служебных исполнителей корпоративных интересов в универсальную коммуникационную систему. Проведённое исследование позволило сделать вывод, что связи с общественностью стали активной сферой научного знания, развивающегося на основе междисциплинарных связей и формирующихся как фактор теоретического знания в сфере массовых коммуникаций. Доц. В.А. Ткаченко выявлено, что университеты – мировые лидеры используют в своих коммуникациях максимум видов контента, уделяют большое внимание визуальной составляющей контента. Сделан вывод о необходимости включения в стратегию развития вузов формирование профессиональных редакций, способных обеспечить мультимедийные коммуникации с различными аудиториями и совместить эти навыки со способностями к обработке сложного академического знания.
 
«Язык массовой и межличностной коммуникации»
(науч. рук. проф. Г.Я. Солганик)
 
– Нормативно-функционально-стилистическое исследование языка СМИ (прагматический и когнитивный аспекты). В 2015 г. был создан международный научный журнал «Актуальные проблемы стилистики». Проведена научная дискуссия «Московская школа стилистики: традиции и современность. Чтения памяти И.В. Толстого».
 
«Медиаиндустрия в эпоху цифровой революции»
(науч. рук. проф. Е.Л. Вартанова)
 
– Экономические механизмы функционирования СМИ в условиях рынка. Разработана структурная модель рабочего процесса журналиста, даны характеристики наиболее значимым операциям (подпроцессам). Изучена феноменология качества медиатекстов, исследованы основные закономерности его оценки потребителями. Всё это может служить основанием на формирование в ближайшем будущем холистической модели работы редакции во взаимодействии с аудиторией (доц. А.В. Вырковский, н.с. М.Ю. Галкина, н.с. А.Ю. Образцова).
– Модели медиаиндустрии в России и за рубежом. В работе вед.н.с. Н.В. Ткачевой представлены результаты изучения моделей государственной поддержки кинематографа в России. Собраны данные о разных этапах и подходах к процедурам и механизмам господдержки. Статья доц. М.И. Макеенко и А. Кугушевой затрагивает проблемы влияния владельцев на контент выпусков новостей федеральных телевизионных каналов. Авторы выделяют несколько типов обнаруженных сообщений и выдвигают гипотезу о том, что они могут отражать специфическую коммуникационную реальность, формируемую внутри российской медиаиндустрии под влиянием особенностей современной социальной стратификации. Работа доц. С.С. Смирнова стала первой в России попыткой не просто описать направления развития крупного медиабизнеса в стране, но рассчитать уровень концентрации в медиаиндустрии, что позволило получить совершенно оригинальный эмпирический материал.
 
«Деонтология СМИ»
(науч. рук. проф. И.А. Панкеев)
 
– Развитие правового регулирования журналистики. В 2015 г. в законодательство о СМИ были внесены значительные поправки и изменения. Это потребовало нового осмысления и анализа нормативных актов в части их правоприменения. Проведены экспертизы проектов законов, отдельным изданием обнародованы комментарии «Интеллектуальные права журналиста». Значительная часть исследований посвящена общим и специфическим тенденциям в правовом регулировании, сорегулировании и саморегулирования отечественных СМИ. Продолжается мониторинг, анализ и систематизация правоприменительной практики с целью внедрения полученных результатов в профессиональное сознание сотрудников СМИ.
 
Учебная работа. Введены новые спецсеминары для студентов бакалавриата и специалитета:
– Актуальные проблемы русского литературоведения ХХ в. в практике журналиста (ст.н.с. О.Л. Кулагина);
– Введение в веб-технологии и юзабилити для Интернет-средств массовой информации (ст.н.с. А.А. Беляев);
– Веб-мастеринг для журналистов (препод. А.А. Шаляпин);
– Ведущие медиаконцерны Великобритании в конце XIX – начале XXI вв.: от семейных предприятий к транснациональным корпорациям (ст. препод. Е.Б. Киселёва);
– Выставочное дело и реклама: управление выставочными коммуникациями (н.с. К.С. Корнилова);
– Дискуссионные вопросы истории России в современных СМИ (проф. Д.А. Гутнов);
– Иллюстрирование как инструмент визуализации СМИ (ст. препод. А.Л. Свитич);
– Инструменты визуальной эстетики и проектирования взаимодействия в медиа (ст.н.с. А.А. Беляев);
Интегрированные социальные коммуникации в Интернете (ст.н.с. М.Г. Шилина);
– Информационное воздействие: механизмы и защита (доц. М.Б. Владимирова);
– Искусство глазами его творцов: критическая деятельность художников, композиторов, режиссёров XIX – начала ХХ вв. (доц. Г.С. Лапшина);
– История и перевод англоязычной научной фантастики: вторая половина ХХ в. (ст.н.с. Л.Г. Михайлова);
– История музыкальной журналистики XIX в. (ст. препод. Н.В. Гусев);
– Картина мира в языковом воплощении (доц. В.Н. Суздальцева);
– Лингвосемиотика печатной коммерческой рекламы (доц. Е.С. Кара-Мурза);
– М.Булгаков и Серебряный век (проф. Е.И. Орлова);
– Медиамузыка (препод. А.А. Шаляпин);
– Медиасобытия: герои, сюжеты, эффекты; Религия и СМИ (доц. В.М. Хруль);
– Миф в литературе. Мифологическая картина мира в русской литературе (доц. Е.Ю. Скарлыгина);
– Пиар-проектирование (доц. М.И. Пискунова);
– Образ и символ в фотопортрете (препод. Л.В. Сёмова);
– Особенности саморегулирования СМИ Великобритании и США (доц. И.А. Кумылганова);
– Первые радиопередачи (ст. препод. О.В. Тихонова);
– Права издателей и авторов в русской журналистике и литературе (доц. А.В. Бакунцев);
– Проблемы внешней и внутренней политики Франции в освещении СМИ (ст. препод. М.В. Захарова);
– Произносительная норма звуков в современном теле- и радиоэфире (доц. Л.Т. Касперова);
– Развлекательная пресса в России (проф. А.А. Тертычный);
– Рекламная литература: типологическая характеристика, виды и жанры (доц. Н.Г. Иншакова);
– Репортаж и репортажность: жанр и способ подачи материала (доц. А.В. Колесниченко);
– Роль СМИ и новых информационных технологий в период «цветных революций» и обострения межкультурных и межэтнических отношений в различных регионах мира (доц. А.Х.-Г. Ибрагимов);
– Российская пресса о жизни «звёзд»: кино, шоу-бизнес, спорт (доц. В.С. Виноградский);
– Русскоязычная пресса за рубежом (ст. препод. О.А. Воронова);
– СМИ в социальных сетях: особенности коммуникации (доц. Д.В. Платонова)
– Современные концепции общественно-политических СМИ (ст. препод. Е.В. Сивякова);
– Социальные сети в психологических исследованиях аудитории (проф. Е.Е. Пронина);
– Социальные сети как источник информации в работе журналиста (проф. Л.А. Коханова);
– Творчество Н.В.Гоголя в русской критике ХIХ–XXI вв. (ст. препод. Е.В. Сартаков);
– Теория детской литературы и детского чтения (доц. М.И. Алексеева);
– Техника цифровой фотографии (препод. А.А. Ганюшин);
– Фотожурналистика в новых медиа (препод. М.А. Крашенинникова);
– Экспрессивный синтаксис как фактор оптимизации медиатекста (доц. Н.Н. Василькова);
– Этические проблемы в прессе (ст.н.с. Н.М. Лазутова).
Новые спецкурсы:
– Английский национальный характер (доц. Л.С. Кустова);
– Деловые коммуникации в медиабизнесе (проф. Г.Г. Щепилова, н.с. А.Н. Гуреева);
– Документальный телефильм: история, теория, практика (ст.н.с. С.И. Борисов);
– Журналистика как литература (ст.н.с. Д.Л. Быков);
– «Звёздный путь» как феномен американской культуры (ст.н.с. Л.Г. Михайлова);
– Информационные иллюстрированные журналы Германии (препод. А.И. Гущина);
– Искусство аргументации в журналистских текстах (проф. А.А. Тертычный);
– История зарубежной фотографии XIХ в. (доц. О.А. Бакулин);
– История новейшего времени стран Европы и Америки (доц. О.Н. Докучаева);
– История России в современном медиапространстве (проф. Д.А. Гутнов);
– История театральной режиссуры (доц. О.Н. Купцова);
– Коммуникационные стратегии в связях с общественностью (ст.н.с. М.Г. Шилина);
– Коммуникационный менеджмент (ст.н.с. Н.В. Старых);
– Копирайтинг в рекламе; Креатив в рекламе (доц. В.А. Ткаченко);
– Копирайтинг: тексты в сфере связей с общественностью (доц. М.И. Пискунова);
– Литература факта в США ХХ в.: документалистика и публицистика; Факт и вымысел в литературе XX в. на границах документальной и художественной речи (проф. П.В. Балдицын);
– Маркетинг новых медиа (к.филол.н. И.И. Засурский);
– Медиариторика: стратегия и тактики эффективной коммуникации в СМИ (проф. И.В. Анненкова);
– Москва глазами журналистов; Христианские идеи и образы современных СМИ (доц. Т.С. Алексеева);
– Музыка в классической литературе; Музыка в опере и кино (доц. Р.А. Насонов);
– Особенности продвижения печатного СМИ (доц. С.П. Суворова);
– Пиар в системе интегрированных маркетинговых коммуникаций (ст.н.с. М.А. Кузьменкова);
– Практика интерактивного сторителлинга, создание историй при помощи CSS, SVG, Javascript (ст.н.с. А.А. Беляев);
– Радиодокументалистика (доц. Л.Д. Болотова);
– Редактор в современном телепроизводстве (ст. препод. О.В. Тихонова);
– Русская музыкальная журналистика XIX – начала ХХ вв. (ст. препод. Н.В. Гусев);
– Рынок телеформатов в России и за рубежом (н.с. А.Ю. Образцова);
– Современная фотожурналистика в мультимедийной среде: мультимедийные истории, веб-докьюментари (препод. М.А. Ромакина);
– Социальные сети как новые медиа (доц. А.О. Фольц);
– Стандарты профессии телеведущего (ст. препод. Р.А. Лобашов);
– Телевидение в системе политических технологий (проф. Г.А. Нуриджанов);
– Телевизионная программа (доц. Ю.И. Долгова);
– Теоретические основы искусства спора (доц. Н.Н. Василькова);
– Философская публицистика русских писателей XIX в. (ст. препод. Е.В. Сартаков);
– Художественное новаторство русской поэзии: от 1920-х гг. до наших дней (проф. В.И. Новиков);
– Этапы производства документального телевизионного произведения (препод. Н.В. Трофимова);
– Язык радио. Технология работы с радиотекстом (доц. В.А. Сухарева).
Межфакультетские курсы:
– Копирайтинг (доц. А.Н. Назайкин);
– Литературный процесс и журналистика в ХХ в.: русский опыт (проф. Н.А. Богомолов);
– Медиапсихология в современном мире: прикладные аспекты (проф. Е.Е. Пронина);
– Русские модернистские журналы Серебряного века (доц. В.Е. Красовский);
– Современные политические коммуникации (доц. Т.Э. Гринберг);
– Научная коммуникация: теория, методики, практики (проф. Е.Л. Вартанова, доц. М.Е. Аникина, гл. ред. журнала «Химия и жизнь» Л.Н. Стрельникова).
Курсы на английском языке:
– СМИ и журналистика США (проф. Э. Моретти, ст.н.с. А.А. Гладкова).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения (14 янв.);
– международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2014 г. СМИ как фактор общественного диалога» (6–7 февр.);
– IV ежегодная научно-практическая конференция Национальной ассоциации массмедиа исследователей (НАММИ) «Актуальные проблемы медиаисследований-2015» (15 мая);
– международная научно-практическая конференция «Россия в 1917 г. в восприятии современной российской молодёжи: медиадискурс», совместно с НАММИ и НИУ ВШЭ (3 нояб.);
– международная научно-практическая конференция «Экология медиасреды: проблемы безопасности и рационального использования коммуникативных ресурсов», совместно с НАММИ и НИУ ВШЭ (10 дек.);
– конференция «Лженаука в современном обществе: теоретико-методологические подходы и стратегии противодействия» (26 нояб.);
– XI ежегодная конференция «СМИ России и Китая в XXI в.: медиасистемы России и Китая в контексте стран БРИКС» (18–19 июня);
– XLI международная научная конференция Общества по изучению культуры США «Мир и разрешение конфликтов в американской культуре» (4– 7 дек.);
Ружниковские чтения, посвящённые 120-летию радио (23 июня).
 
Доктора и кандидаты наук 2015 г. Диссертацию на соискание учёной степени доктора филологических наук защитила доцент кафедры периодической печати Фролова Татьяна Ивановна («Гуманитарная повестка российских СМИ: теоретическая модель, журналистские практики, стратегии оптимизации»).
Кандидатскую диссертацию защитила лаборант кафедры зарубежной журналистики и литературы Филаткина Гелия Сергеевна («Коммуникативные стратегии в политическом медиадискурсе президентов Венесуэлы, Эквадора, Бразилии. 1999–2014 гг.»).
 
Публикации. Факультет издаёт несколько периодических научных изданий: «Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика», «Меди@льманах», электронный журнал «Медиаскоп», «Журналистика и культура русской речи», альманах «Медиатренды». Первые три издания входят в список рецензируемых изданий ВАК и размещены в библиотеке РИНЦ.
Опубликовано 14 монографий, 15 сборников научных трудов, 4 учебника (2 с грифом УМО), 23 учебных пособия, 7 учебно-методических пособий, 12 научно-популярных изданий, более 170 научных статей в отечественных и зарубежных журналах.
 
Монографии
 
Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя;
Гладкова А.А. Пресса Нидерландов в контексте системы размежевания;
Лапшина Г.С. Искусство глазами журналиста;
Минаева О.Д. Журналы «Работница» и «Крестьянка» в решении «женского вопроса» в СССР в 1920–1930-е гг.;
Свитич Л.Г. Семья и будущее России. Социологическое исследование: контент-анализ конкурсных публикаций;
Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А. и др. Газеты средних и малых городов России. Социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов;
Сергеева-Клятис А., Лекманов О. «Высокая болезнь» Б.Пастернака. Две редакции поэмы. Комментарий;
Сергеева-Клятис А.Ю., Россомахин А.А. «Флейта-Позвоночник» Владимира Маяковского: Комментированное издание. Статьи. Факсимиле;
Pasternak Slater N., Sergeeva-Klyatis A., Poljakov F. (ed.) Lydia Pasternak Slater. Writings 1918–1989: Collected verse, prose and translations.
 
Учебники, учебные пособия
 
Гутнов Д.А. Лекции по истории России. Ч. 1. VI–XIII вв.;
Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России;
Иваницкий В.Л. Курс лекций по экономике. Ч. 1. Краткая история экономических учений;
Нуриджанов Г.А. Основы телевизионной журналистики. Учебное пособие для бакалавриата;
Панкеев И.А. Интеллектуальные права журналиста. Нормативные акты и комментарии;
Свитич Л.Г. Социология журналистики. Учебник для академического бакалавриата;
Сёмова Л.В. Образ и символ в фотопортрете;
Сёмова Л.В. История отечественной фотожурналистики. Ч. 1. Фотография в России в XIX – начале XX в. Истоки советского фоторепортажа;
Федотова Л.Н. Реклама: теория и практика. Учебник для академического бакалавриата;
Фролова Т.И., Вирен Г.В. Информационные агентства. Как создаются новости;
Шнейберг Л.Я. Осваиваем пунктуацию. Пособие для редакторов;
Медиасистема России / под ред. Е.Л.Вартановой;
Социокультурная роль российского ТВ в национальном информационном пространстве / под ред. С.Л.Уразовой.