МГУ–2015: Социологический факультет

Юбилеи. Исполнилось 25 лет кафедре политологии и социологии политических процессов. Кафедра была создана в соответствии с решением Учёного совета МГУ по группе гуманитарных факультетов 19 февраля 1990 г., заведующим назначен проф. Н.С. Федоркин. Значительную роль в становлении кафедры сыграли также доценты В.Н. Амелин и А.А. Дегтярёв. В настоящее время на кафедре работают профессора Н.С. Федоркин, Т.Н. Самсонова, доценты Н.В. Карпова, П.С. Каневский, ст. препод. Т.А. Невская. Сотрудники обеспечивают учебный процесс в подготовке бакалавров и магистров по проблемам политической социологии и социологии политического менеджмента в рамках приоритетного направления исследования «Социологии политических процессов российского общества: власть, демократия, личность».
 
20 сентября исполнилось 60 лет со дня рождения доцента кафедры социальных технологий Зырянова Владимира Викторовича. Выпускник Казахского государственного университета им. С.М.Кирова (1980), работает на факультете с 2004 г., зам. декана по УМО. Читает курсы «Социальная статистика», «Статистика», «Экономика», «Государственное регулирование рынка труда». Принимал участие в подготовке образовательных стандартов МГУ по направлению подготовки «Социология».
 
3 января исполнилось 60 лет со дня рождения профессора кафедры экономической социологии и маркетинга Осеева Александра Александровича. Читает курсы «Экономика и социология труда», «Социология труда и предпринимательства», «Управление персоналом», «Управление маркетингом», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Социология и социальная психология потребления», «Средства социологической диагностики в системе управления персоналом».
 
6 июня исполнилось 65 лет со дня рождения профессора кафедры социальных технологий Викторова Александра Шагеновича. Специалист в области социологии культуры, социальной структуры и социальных процессов. Читает курсы «Социальная структура и социальные процессы», «Социология поколений», «Социальная стратификация современного общества». Почётный работник высшего профессионального образования РФ. Ветеран труда.
 
Новое в структуре. Создана кафедра современной социологии.
 
Наука. Завершено выполнение проекта по заказу Общества социальных наук «Разработка и апробация модели профессионально-общественной аккредитации в области социогуманитарных наук» (проф. Л.В. Темнова, вед.н.с. А.М. Долгоруков, доценты В.В. Зырянов, Ф.В. Малахов). Разработана процедура профессионально-общественной аккредитации (ПОА) программ высшего образования в социально-гуманитарной сфере. Рассмотрены пути повышения её продуктивности. Проведена апробация модели ПОА. Раскрыты принципы, лежащие в основе данной разработки. Выделены важнейшие характеристики процесса образования, которые должны учитываться при оценке образовательных программ. Процедуры разработаны с учётом международного опыта ПОА. Показаны некоторые подходы к совершенствованию технологии аккредитации, способные повысить объективность проводимых процедур, сократить затраты времени. Авторская модель включает систему стандартов, критериев и показателей.
 
Завершено выполнение проекта «Представления студентов-социологов о проблемах российского высшего образования и путях их решения» (проф. Л.В. Темнова, мл.н.с. Г.Б. Бороздина). Выявлено, что наиболее актуальными проблемами российского высшего образования являются: кризис (разрушение) традиционной для России системы образования; излишняя коммерциализация образования; низведение образования к предоставлению образовательных услуг; перманентный процесс реформирования высшего образования; недостаточная конкретизация статуса бакалавра при внедрении многоуровневой системы высшего образования; непроработанность учебных программ; слабое внедрение новых образовательных технологий в образовательный процесс; непроработанность перехода на Болонскую систему; введение тестовой системы оценки знаний; профессиональная некомпетентность преподавателей; неразвитость системы повышения квалификации и переподготовки; старение преподавательских кадров; личная (эмоциональная) отчуждённость преподавателя от студентов; консервативность преподавателя.
Наиболее предпочтительными направлениями совершенствования российского высшего образования являются повышение престижа преподавательского труда: регулярный мониторинг учебного процесса специально утвержденной квалификационной комиссией; усовершенствование системы переподготовки; востребованность лидера-преподавателя; возращение к старой системе образования (полное или частичное); модернизация существующей системы высшего образования; пятилетнее образование; ликвидация негосударственных вузов; разработка и принятие единого для всех вузов стандарта высшего образования; отказ от ЕГЭ, т.е. вернуть собеседование при поступлении в вузы (как наиболее содержательную оценку знаний абитуриента); сделать магистратуру более привлекательной, более престижной; восстановление воспитательного процесса в системе общего и высшего образования; формирование мотивации; воспитание культуры в целом; формирование дисциплины научной и поведенческой; ужесточение требований к дисциплине студентов; проведение совместных мероприятий.
 
Завершено выполнение проекта «Мониторинг качества образования глазами студентов социологического факультета» (проф. Л.В. Темнова, доц. Ф.В. Малахов, мл.н.с. Г.Б. Бороздина). Участие в исследовании приняли более половины всех студентов факультета. Всего опрошено 451 студентов в 2013 г., 358 – в 2014 г., и 541 – в 2015 г. Выявлена интегральная оценка организации образовательного процесса; изучена частота использования различных ресурсов при подготовке к занятиям; выявлена распространённость получения студентами дополнительного образования в процессе обучения на факультете; изучен характер отношений среди студенческого коллектива; определены предложения студентов по улучшению образовательного процесса; выявлены отношения студентов к уровню преподавания; проанализированы мотивы и факторы выбора социологического факультета и правильность выбора факультета; определено мнение студентов о репутации факультета среди студентов других факультетов МГУ; выявлены представления студентов о своем будущем после окончания факультета. Осуществлён анализ основных различий данных исследований за 2013, 2014 и 2015 гг. Разработаны рекомендации по совершенствованию образовательного процесса.
 
Завершено выполнение проекта по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Апробация усовершенствованных моделей государственной аккредитации с учётом особенностей реализации образовательных программ, реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, на примере программы по направлению “Социология”» (проф. Л.В. Темнова, вед.н.с. А.М. Долгоруков, доценты В.В. Зырянов, Ф.В. Малахов).
 
Коллективом кафедры социологии семьи и демографии (проф. А.И. Антонов, доценты Е.Н. Новосёлова, А.Б. Синельников, н.с. Т.Н. Грудина) проведён всероссийский социологический опрос «Диагностика состояния образа жизни и перспектив системы управления в России». Опрошено 2169 респондентов и подготовлена кафедральная монография «Семья, дети жизненные ценности и установки: итоги социологического опроса населения в регионах России». На основе фамилистической парадигмы и теории институциональных изменений семьи обсуждается информация, полученная с помощью традиционных и проективных методик измерения ценностных ориентаций и семейно-детных установок.
 
Кафедрой методологии социологических исследований завершено выполнение проекта РФФИ «Разработка и исследование математических моделей информационного противоборства».
 
Кафедра современной социологии завершила работу в рамках научно-исследовательских проектов:
‒ Развивающийся мегаполис. Современные адаптационные механизмы: на примере г. Москвы (РГНФ). Проект предусматривал создание теоретико-методологической модели адаптации различных социальных групп к условиям мегаполиса; разработку и внедрение инновационных механизмов социальной адаптации для органов местного самоуправления. Получена возможность провести социальный эксперимент на территории Новой Москвы. В 2015 г. проведены: анализ литературы, поиск и изучение подобных исследований в России и за рубежом, сравнительный анализ, сбор информации по проблеме. Построены модели адаптации и выявлены основные механизмы социального контроля. Разработана методология и инструментарий проведения первичного социологического исследования. Проведено пилотажное исследование для отработки инструментария. Разработаны научные гипотезы и смоделированы результаты исследований.
‒ Социальные проблемы развития городских агломераций: на примере г. Москвы (РГНФ).
‒ Разработка механизма формирования и функционирования системы профессионально-общественной аккредитации в области социальных наук (Госзадание).
 
Завершилась работа над государственным контрактом «Экспертно-аналитическое обеспечение повышения качества программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на основе мониторинга эффективности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (доц. В.В. Зырянов).
 
Учебная работа. Разработаны и внедрены в учебный процесс новые учебные курсы и программы.
– Городские агломерации: сравнительный анализ (доц. И.А. Вершинина, для магистратуры);
‒ Государственная политика в области семьи и демографии (проф. А.И. Антонов, доц. Е.Н. Новосёлова; с/к, для бакалавриата),
– Инновационные технологии демографической политики: социологический подход (проф. А.И. Антонов, для аспирантов);
– Исследование социальной мобильности в современной социологии (доц. С.А. Батуренко);
‒ Историко-культурная антропология (проф. В.И. Гараджа, для магистратуры);
‒ Конструирование образа России в современном мире (проф. Л.Н. Доброхотов, на англ. яз.);
– Конфликты в структуре экономического поведения (проф. А.А. Осеев, дисциплина по выбору);
‒ Культура и антропология повседневности (ст. препод. Н.А. Панич, д/о, IV курс, дисциплина по выбору);
‒ Личность во временном измерении (проф. Л.В. Темнова, для магистратуры);
‒ Личность и городская среда (доц. И.А. Вершинина, для магистратуры);
‒ Методика преподавания социологии в высшей школе (доц. Е.Н. Соломатина, для магистратуры);
– Методология и методы научной работы (проф. Н.Г. Осипова, для магистратуры);
‒ Образование в глобальном мире (доц. И.Н. Чудновская, для аспирантуры);
– Основы демографии (проф. А.И. Антонов, для бакалавриата факультета телевидения);
‒ Предпринимательство (доц. И.В. Кузнецова, для аспирантуры);
‒ Разработка программ социолого-демографических исследований частной жизни, брака и семьи (проф. А.И. Антонов, с/к);
– Религия в глобализующемся мире (проф. В.И. Гараджа, для магистратуры);
‒ Русская культура и российская цивилизация (проф. А.Ш. Викторов, дисциплина по выбору; для магистратуры);
‒ Сетевой и институциональный анализ рынка и фирмы (проф. Н.Р. Исправникова; для аспирантуры);
– Символизация пространства современного города (доц. О.В. Гавриленко; для магистратуры);
– Современная теоретическая урбанистика (доц. И.А. Вершинина, для магистратуры);
‒ Современные социологические теории и школы (проф. Н.Л. Полякова, для магистратуры);
‒ Социальная структура и социальные процессы (проф. А.Ш. Викторов; для бакалавриата);
‒ Социальная типология и патология личности (проф. Н.Г. Осипова, для магистратуры);
– Социально-демографические факторы экономической деятельности (проф. А.И. Антонов);
– Социальное неравенство в контексте современной жизни (доц. С.А. Батуренко);
– Социальное пространство и социальное время (доц. О.В. Гавриленко; для магистратуры);
– Социальное содержание и условия экономической деятельности (проф. Н.Р. Исправникова, для аспирантуры);
‒ Социальные проблемы современных городов (доц. И.А. Вершинина, д/о, IV курс, дисциплина по выбору);
‒ Социальные технологии в управлении обществом (доц. О.В. Гавриленко; для магистратуры);
– Социальные технологии модернизации общества (доц. О.В. Гавриленко; для магистратуры);
– Социокультурные основы управления организациями (доц. О.В. Гавриленко; для магистратуры);
– Социологическая теория личности (проф. Н.Г. Осипова, для магистратуры);
‒ Социологический анализ миграционных процессов (доц. И.А. Вершинина, Н.А. Панич; для магистратуры);
– Социология действия: индивид, агент, субъект (проф. Н.Л. Полякова, для магистратуры);
‒ Социология и социальная психология потребления (проф. А.А. Осеев, для бакалавриата);
‒ Социология культуры (доц. Э.Д.Коркия, ст. препод. Н.А. Панич, н.с. М.Е. Липатова, для бакалавриата);
‒ Социология культуры в городском пространстве (доц. Э.Д. Коркия, н.с. М.Е. Липатова, проф. А.К. Мамедов, для аспирантуры);
‒ Социология личности (профессора Н.Г. Осипова, Л.В. Темнова, для магистратуры);
– Социология литературы (проф. А.И. Антонов, МФК);
– Социология межличностной совместимости в брачных парах (проф. А.И. Антонов, МФК);
– Социология поколений (проф. А.Ш. Викторов);
‒ Социология политического лидерства (проф. Т.Н. Самсонова, для аспирантуры);
‒ Тенденции развития глобального социального неравенства (доц. С.А. Батуренко);
‒ Экономика и социология труда (проф. А.А. Осеев, для аспирантуры);
‒ Экономическое поведение (проф. В.И. Верховин);
‒ Экономика фирмы; Поведение потребителя (доц. И.В. Колодезникова; для аспирантуры);
‒ Sociology of Morality (н.с. М.Е. Липатова, проф. А.К. Мамедов, на англ. яз., для бакалавриата).
 
Введена новая основная образовательная программа для магистрантов «Современные технологии социологических исследований» (проф. Ю.П. Аверин). В её рамках читаются новые дисциплины:
‒ Информационные технологии в социологических исследованиях (доц. Г.Б. Прончев, ст. преподаватели Д.Н. Монахов, И.Н. Бухтиярова);
‒ Технология анализа, обобщения и объяснения эмпирических данных социологического исследования (доц. И.В. Васенина);
‒ Технология анкетного опроса в социологическом исследовании (доц. Л.Г. Квиткина);
‒ Технология математического моделирования и прогнозирования социальных процессов (проф. А.П. Михайлов, доц. Г.Б. Прончев, ст. препод. Д.Н. Монахов);
– Технология построения выборочной совокупности и способы её реализации в социологическом исследовании (доц. И.В. Васенина);
‒ Технология социального измерения (доц. Г.Б. Прончев, ст. препод. Д.Н. Монахов);
‒ Технология социометрии в социологическом исследовании (доц. В.А. Сушко);
‒ Технология теоретического и методического построения качественного социологического исследования (доц. И.К. Масалков);
‒ Технология фокус группы в социологическом исследовании (доц. М.В. Сёмина, на англ. яз.);
‒ Технология экспертной оценки в социологическом исследовании (доц. Е.В. Масленников).
Введена новая основная образовательная программа для аспирантов «Социальная структура, социальные институты и процессы» (проф. Ю.П. Аверин). В её рамках читаются новые дисциплины:
‒ Главные социальные институты и их трансформация в современном обществе (проф. В.Г. Гречихин);
‒ Институт власти и трансформация элит; Новые экономические классы (доц. А.Б. Рахманов);
– Исследование социальной мобильности в современной социологии (ст. препод. С.А. Батуренко);
‒ Социальная стратификация современного общества (проф. А.Ш. Викторов);
‒ Тенденции развития глобального социального неравенства (ст. препод. С.А. Батуренко);
‒ Трудовая мотивация и автономия труда в современном обществе (ст.н.с. М.В. Романенко).
 
Конференции. Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения. Секция «Социология»;
– XXII международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2015. Секция “Социология”» (13–17 апр.);
‒ всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы моделирования социальных процессов: Россия и страны АТР» (11‒13 нояб.);
– научная конференция «Истоки экономической социологии и современный геополитический кризис» (8 дек.);
‒ всероссийская конференция «Бизнес и искусство» (17 февр.);
– конференция «Междисциплинарные исследования населения: 50 лет университетской демографической школе. VIII Валентеевские чтения» (23–25 апр.);
‒ XVIII международный междисциплинарный ежегодный научный семинар «Математическое моделирование и информатика социальных процессов» им. акад. РАН А.А. Самарского (6 нояб.).
круглый стол:
‒ Актуальные проблемы экономической социологии: Россия в поисках новой модели экономического роста (16 февр.).
 
Доктора наук 2015 г. Доцент кафедры социологии семьи и демографии Синельников Александр Борисович защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора социологических наук «Кризис брачно-семейных и межпоколенных отношений и приоритетные направления демографической политики в России». Разработана новая системная концепция институционального кризиса семьи, в которой придаётся одинаковое значение всем взаимосвязанным параметрам этого процесса (сокращению рождаемости, снижению брачности, росту разводимости и ослаблению связей между поколениями) и которая может быть использована для совершенствования семейной и демографической политики в России.
 
Публикации.
Монографии
 
Агапов П.В., Добреньков В.И. Введение в изучение социальных систем и социальных процессов;
Алексеева Е.Н., Бондарев В.П., Вершинина И.А. и др. Социальные проблемы развития городских агломераций: на примере г. Москвы;
Барков С.А., Денильханов А.Х. Формы организации бизнеса;
Вершинина И.А., Коркия Э.Д., Мамедов А.К. и др. Развивающийся мегаполис: современные адаптационные механизмы: на примере г. Москвы;
Викторов А.Ш. Введение в социологию неравенства;
Гречихин В.Г. Общество в социологическом отражении: история и современность;
Зырянов В.В. и др. Россия в Европейском пространстве высшего образования;
Колодезникова И.В. Бенчмаркинг и конкурентная разведка;
Мамедов А.К., Комиссаров С.С. Культура как коммуникация: российский опыт и проект;
Мамедов А.К., Коркия Э.Д., Васильченко А.О., и др. Динамика социальной реальности: российские и зарубежные тренды;
Монахова Г.А., Монахов Д.Н., Прончев Г.Б. и др. Процесс повышения квалификации кадров в условиях становления новой дидактики: мониторинг, анализ, прогноз;
Осипова Н.Г., Елишев С.О., Прончев Г.Б., и др. Особенности процесса формирования ценностных ориентаций современной российской молодёжи и осуществления молодёжной политики в РФ: результаты социологического исследования;
Сёмина Т.В. Социально-юридический конфликт пациента и врача в обществе;
Сёмина Т.В. Социология труда врача в эпоху глобализации;
Сушко В.А. Самоидентификация и социальное самочувствие в современной России;
Чудновская И.Н. Социология коммуникации;
Семья, дети жизненные ценности и установки: итоги социологического опроса населения в регионах России / под ред. А.И.Антонова;
Трансформация семьи и брака сегодня: научный подход / под ред. А.И.Антонова.
 
Учебники, учебные пособия
 
Верховин В.И. Экономическое поведение. Ч. 1, 2;
Долгоруков А.М. Кризис как ключевой ресурс бизнеса;
Кравченко А.И. Краткий социологический словарь.
Кравченко А.И. Политология;
Кравченко А.И. Социальная работа. Электронный учебник;
Кравченко А.И. Социология в схемах и определениях;
Соломатина Е.Н. Социология конфликта: практикум;
Холоденко Ю.А. Экономика в двух частях. Ч. I. Микроэкономика;
Организационное поведение/ под ред. С.А.Баркова.