МГУ–2017: Факультет журналистики
Юбилеи. Исполнилось 65 лет факультету журналистики и 70 лет журналистскому образованию в МГУ.
С ю б и л е е м ! |
26 сентября исполнилось 85 лет со дня рождения ведущего научного сотрудника проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики Шкондина Михаила Васильевича. Специалист в области теории функционирования медиасистем и типологии СМИ. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за монографию «Журналистика в политической структуре общества» (1976, соавт.). Заслуженный профессор Московского университета (2003).
19 мая исполнилось 80 лет со дня рождения ведущего научного сотрудника проблемной научно-исследовательской лаборатории комплексного изучения актуальных проблем журналистики Свитич Луизы Григорьевны. Специалист в области социологии журналистики, актуальных проблем современной науки и журналистики. Заслуженный научный сотрудник Московского университета (1997).
13 июня исполнилось 80 лет со дня рождения доцента кафедры истории русской литературы и журналистики Лапшиной Галины Сергеевны. Специалист в области печати России XIX – начала XX вв. Читает курс «История русской журналистики». Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую деятельность (2015). Заслуженный преподаватель Московского университета (2007).
6 марта исполнилось 75 лет со дня рождения профессора кафедры истории русской журналистики и литературы Волгина Игоря Леонидовича. Специалист в области истории русской журналистики, жизни и творчества Достоевского. Лауреат премии Правительства РФ в области культуры за серию книг «Документальная биография Достоевского» (2011). Лауреат премии Правительства РФ в области культуры за сборник стихов «Персональные данные» (2016). Лауреат премии им. М.В.Ломоносова за научное издание «Хроника рода Достоевских. Родные и близкие: Историко-биографические очерки» (2013).
18 марта исполнилось 75 лет со дня рождения профессора кафедры рекламы и связей с общественностью Федотовой Ларисы Николаевны. Специалист в области массовых информационных процессов, рекламы, паблик рилейшнз, общественного мнения. Заслуженный научный сотрудник Московского университета (2008).
30 января исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры зарубежной журналистики и литературы Вороненковой Галины Фёдоровны. Специалист в области СМИ германоязычных стран. Директор Свободного российско-германского института публицистики.
Награждена офицерским крестом ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (Федеративная Республика Германия, 1 класс, 2004). Заслуженный профессор Московского университета (2015).
16 июля исполнилось 70 лет со дня рождения профессора кафедры периодической печати Кохановой Людмилы Александровны. Специалист в области актуальных проблем журналистики, экологии, образования, особенностях подготовки текстов для социальных сетей.
Юбилеи отметили:
80 лет
– Бровченко Галина Николаевна, доцент кафедры телевидения и радиовещания.
70 лет
– Трофимова Наталья Викторовна, старший преподаватель кафедры телевидения и радиовещания.
65 лет
– Красавченко Ирина Анатольевна, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью.
– Литвиненко Наталья Григорьевна, рождения старший преподаватель кафедры стилистики русского языка.
– Ткачёва Наталья Владимировна, ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ.
60 лет
– Красовский Вячеслав Евгеньевич, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики.
– Лебедева Татьяна Юрьевна, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы.
– Сурикова Татьяна Ивановна, доцент кафедры стилистики русского языка.
– Толоконникова Ирина Владиславовна, старший научный сотрудник кафедры истории русской литературы и журналистики.
55 лет
– Назайкин Александр Николаевич, профессор кафедры теории и экономики СМИ.
– Пискунова Марина Игоревна, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью.
Новое в структуре. Создана кафедра медиалингвистики (и.о. зав. П.В. Балдицын). Кафедра иностранных языков для факультета журналистики на факультете иностранных языков и регионоведения ликвидирована (приказ №656, 1.06.2017).
Кафедра редакционно-издательского дела и информатики переименована в кафедру теории и методики редактирования (приказ №560, 18.05.2017).
Наука. Ведущие темы и результаты:
«СМИ как коммуникативная система»
(науч. рук. проф. М.В. Шкондин)
Проведены теоретические и эмпирические исследования основных тенденций развития и закономерностей функционирования отечественной и зарубежных медиасистем.
Характеризуется понятие инфосферы и место СМИ в процессах её функционирования. Если рассматривать инфосферу как среду медиасистемы СМИ, то целостность последней имеет свою специфику по отношению к другим субъектам инфосферы. Так, характер целостности инфосферы связан с публичностью, которая рождается не только в информационном взаимодействии между различными социальными общностями посредством масс-медиа, но и между отдельными индивидами (межличностные коммуникации) в непосредственном и опосредованном общении.
Сделан вывод, что публичность медиасистемы – это информационные ресурсы, включающие не только журналистскую информацию, но и научную, художественную и другую, т.е. все способы и формы освоения действительности от теоретического до практического освоения. Благодаря системе СМИ каждый социальный субъект становится публичным субъектом, представая открытым всему обществу и участвуя в обновлении информационного потенциала общества своими знаниевыми, аксиологическими и поведенческими ресурсами (в т.ч. публичная политика, публичное право, публичный бизнес, публичная наука).
Коммуникативная деятельность в журналистике предстаёт совокупностью средств массовой информации, создающих в информационном потенциале общества картину повседневности социальной практики в условиях постоянной изменчивости общественного бытия, в создании которой наряду с журналистикой как творческой деятельностью участвуют все виды социальной деятельности, создающих и непрерывно обновляющих свой интеллектуальный потенциал. Речь идет о теоретической, художественной, политической, экономической и другой социальной деятельности.
Отдельно анализируются этнические аудиовизуальные СМИ Республики Татарстан. Под этническими массмедиа понимается средства массовой информации, которые выходят на татарском языке или являются двуязычными. Выделены этнические радиостанции и телеканалы, осуществляющие вещание с территории г. Казань и зарегистрированные там. Анализируется их структура собственности, тематическая направленность, определяется место этих СМИ в медиасистеме республики.
При изучении зарубежных реалий исследовательская работа, в частности, основана на тщательном анализе широкого круга документов, в которых находит отражение медиаполитика Европейского Союза. Их рассмотрение проведено в трёх плоскостях: политической интеграции (политические институты и структурные подразделения ЕС, отвечающие за единую информационную политику); правовой интеграции (нормативно-правовые акты, законодательно закрепляющие интеграционные процессы в информационной сфере в пространстве ЕС) и экономической интеграции (крупнейшие медиахолдинги и транснациональные корпорации).
«Периодическая печать в России»
(науч. рук. проф. М.В. Шкондин)
В ходе работы выявлены и изучены условия и факторы оптимизации системы прессы городов-миллионников. Исследован контент городских газет мегагородов по ряду важных категорий и признаков: тематике, проблематике, жанровой структуре, авторскому составу, субъектам и объектов публикаций, характеру официальных материалов.
Охарактеризована функциональная целостность, связанная с формированием публичности социальной практики исследуемых городских сообществ. Одним из главных функциональных направлений является оптимизация информационного поля газетных и журнальных изданий, вбирающего в своё содержание важнейшие интеллектуальные ресурсы – знаниевые, аксиологические, поведенческие, в полной мере включающие в себя интеллектуальный потенциал городского социального пространства.
Структурная целостность медиасистемы городов-миллионников призвана оптимизировать медиапространство, располагающее массовыми информационными отношениями между всеми социальными субъектами: личностями, различными общностями, представляющими сферы культуры, экономической, политической, научной и других видов деятельности. Она призвана создать необходимые способы, формы связи её подсистем между собой: информационной, редакционной, технологической, экономической, аудиторной.
«Актуализация теории журналистики и СМИ»
(науч. рук. проф. Е.Л. Вартанова)
Работа велась в три этапа. Первым этапом стала систематизация и теоретическое осмысление накопленного в российском академическом медиадискурсе теоретико-эмпирического и появляющегося знания. Были определены границы, природа и основные характеристики современных медиа, производимые сегодня в рамках конвергирующейся и расширяющейся медиаиндустрии; выявлены, систематизированы и описаны актуальные концепции, применимые в современных условиях; сопоставлены теоретические построения и существующая медиапрактика.
Получены результаты:
Теоретизация журналистики и СМИ в России, а также проведение исследований в этой сфере происходят в условиях академической интернационализации.
Десоветизация как процесс освобождения от некоторых характерных особенностей ведения научной работы, сформированных в советское время, всё ещё незавершившийся процесс.
Формирующаяся национальная идентичность российской школы исследований журналистики и СМИ связана с девестернизационными процессами и может быть рассмотрена с позиций теории «эффекта колеи» не в меньшей степени, чем с позиций интернационализации.
Теория журналистики в России и теория журналистики за рубежом, сформулированные в классических учебных пособиях Е.Прохорова и Д. МакКуэйла соответственно, имеют больше концептуального и понятийного сходства, чем различий.
Медиатизация является метапроцессом современности.
К изучению процесса медиатизации применимы междисциплинарные подходы.
Парадигмальный подход в исследованиях журналистики и СМИ может быть продуктивным инструментом при попытке систематизации и классификации теоретического знания о медиа.
Сформулирована трёхуровневая трактовка массовой коммуникации: централизованная, децентрализованная и общедоступная.
Вторым этапом работы стала теоретико-практическая концептуализация актуальных медиапроцессов и медиафеноменов (проведение эмпирического исследования: структурно-функциональный и типологический анализ теоретических концепций и подходов к анализу журналистики и СМИ в России). Дана систематизация теоретических концепций и подходов в исследованиях СМИ в России (на примере диссертационных исследований).
Получены результаты:
За период 2012–2016 гг. только 42% диссертационных исследований полностью соответствовали границам специальности «Журналистика», около четверти были посвящены более широкой тематике – массмедиа/СМИ, 10% – посвящены медиа, а 14% – коммуникациям. Публицистика – стала объектом исследования в 8% работ.
Выявлен достаточно устойчивый рост доли исследований, посвящённых журналистике и коммуникациям, а также падение доли диссертаций о массмедиа/СМИ.
Третьим этапом работы стало изучение медиапотребления и его трансформации в условиях интернетизации общества. Описаны современные модели новостного потребления молодёжью.
Получены результаты:
Медиапотребление носит сугубо индивидуальный характер. Картина медиапотребления современных школьников в России порой выглядит достаточно эклектичной, неоднородной и многообразной. Она формируется под влиянием набора региональных, социальных и технологических факторов, что усложняет последовательное достижение высокого уровня медиаграмотности.
Возможно говорить о крене традиционного медиасоциологического подхода, базирующегося на фундаменте эмпирико-функцонализма как доминирующей парадигмы исследований журналистики и СМИ, в сторону антропологического подхода к рассмотрению медиакоммуникационных процессов. Цифровое медиапотребление всё больше отличают и индивидуальный выбор, и индивидуальная повестка дня. Массовая аудитория как ключевой термин медиасоциологии всё стремительнее теряет актуальность в вопросе выявления и осмысления медиаэффектов новых медиа.
Переосмыслению подвергается понятие «гражданской культуры» и ассоциированные с ним «гражданского участия» и «гражданской активности». Общенациональные новости, как показывают результаты эмпирических исследований, не интересуют молодёжь ввиду зацикленности на институциональных сторонах жизни и отведению аудитории пассивной роли. Молодых людей больше интересуют новости локального характера. Под локальным характером следует понимать не географически ограниченную территорию, а отношение к представляемой социальной (культурной) группе. Возможность личного участия не только в процессе декодирования и распространения новости, но и в вопросе решения социальных проблем в реальной жизни – важное условие гражданской активности. Принадлежность к сообществу выбранных самими молодыми людьми друзей сужает тип информационного продукта с «общего интереса» до «специального интереса» и особой важности. Так, вектор определения гражданской культуры смещается с общенациональных на групповые и индивидуальные ценности.
Медиапотребление онлайн-новостей создаёт новые условия для формирования стиля жизни и самоактуализации, так как само по себе становится составной частью нового стиля жизни, характерными чертами которого выступают индивидуальность выбора и интерпретации новостного сообщения и самостоятельность в определении медиаменю, открытость новым технологиям, развитость социальных контактов и как следствие активная жизненная позиция.
«Современная журналистика: тематика и проблематика»
(науч. рук. проф. М.В. Шкондин)
Исследовались критерии, помогающие медиасистеме осуществлять интеллектуализацию общества. Это:
а) обновление информационного потенциала общества, отражённого в содержании СМИ, не может ограничиваться лишь частью тех инноваций, которые образуются в интеллектуальном потенциале общества;
б) принцип интеллектуального саморазвития общества требует, чтобы личность, различные социальные общности, представляющие собой все сферы деятельности теоретико-познавательной, духовно-практической, практической непрерывно обогащали друг друга знаниевыми, аксиологическими и поведенческими ресурсами, создавая возможности для каждого из них формировать в своем сознании медиакартину мира, такие совокупности информационных ресурсов, которые вбирали бы в себя тот интеллектуальный потенциал, который необходим им для консолидированного участия в освоении и преобразовании действительности в соответствии с их местом в системе общественного разделения труда.
В условиях интеллектуализации общества медиасистема призвана: а) способствовать устранению дефицита публичности внутри научной сферы, обеспечить оптимальное взаимодействие в ней между различными её субъектами для обеспечения открытости, публичности внутринаучной деятельности для более активного обсуждения научных проблем и выработке на основе объединения усилий в масштабах страны, в мировом масштабе новых знаниевых ресурсов для непрерывного обогащения интеллектуального потенциала научной деятельности; б) необходима также большая открытость науки по отношению к образованию, технике, производству, политике и другим сферам жизни общества; в) остро стоят проблемы развития популяризации наук в прессе, электронных СМИ; г) в серьёзной перестройке нуждается система издания произведений художественной литературы, художественных программ в электронных СМИ; д) коммуникативная сфера по отношению к образованию заставляет желать много лучшего; е) инновации, богатый интеллектуальный опыт в сфере практической, и прежде всего в экономике, нуждается в непрерывном осмыслении и непрерывной репрезентации.
Наряду с теоретическим понятием «деонтология», рассмотрены такие важные для понимания проблемно-тематического аспекта медиаконтента характеристики, как: функции журналистики, особенности журналистской продукции и особенности условий функционирования СМИ. Предназначение журналистики состоит в том, чтобы содействовать устойчивости и развитию общества как субъекта социальной деятельности, обеспечивая удовлетворение его потребностей в массовой информации (прежде всего, в сведениях об изменении действительности) на всех уровнях общественного бытия. Всё более очевидным становится тренд, который может быть обозначен как ориентация журналистского текста на расширение своих функций в соответствии с функциональным рядом СМИ. Многие жанровые модели в сегодняшней журналистике, независимо от платформы, на которой они создаются, представляют собой результат синтеза законов журналистики с законами других видов деятельности. Так появились научно-популярная журналистика, культурно-просветительская журналистика, политическая журналистика, социальная журналистика, деловая журналистика, развлекательная журналистика.
«Литература и журналистика в художественной жизни ХХ – начала XXI вв.»
(науч. рук. проф. Н.А. Богомолов)
Результатом проведённых исследований стали: получение новых данных по истории критики в литературном процессе ХХ в. (публицистическая деятельность писателей); определение специфики бытования русской критики начала XXI в.; установление интертекстуальных связей между ведущими произведениями литературы разных эпох.
– В статье проф. Н.А. Богомолова «Как поссорились Николай Осипович с Борисом Львовичем» введено в научный оборот более 15 писем (полностью и фрагментарно), относящихся к истории русского литературоведения и литературной критики, принадлежащих Н.О.Лернеру, М.О.Гершензону, Б.Л.Модзалевскому и другим авторам СМИ. Статья «Литература и юриспруденция: случай 1946 г.» (проф. Н.А. Богомолов) раскрывает особенности взаимоотношений литературного процесса, критики и формального законодательства об авторских правах.
Вводя в поле исследовательского внимания новые данные, относящиеся к проблемам интерпретации текста, работа «Грамматика поэзии в сатирах А.Д.Кантемира» (О.Л. Довгий) открывает перспективы для более углубленного изучения литературного процесса XVIII в.
Статья «Об одной трансформации соловьёвства: роман Владимира Шуфа “Кто идёт?”» (ст.н.с. М.Ю. Эдельштейн) открывает неизвестные страницы истории русской литературы и философии, основанные на комплексном понимании литературного процесса конца XIX – начала ХX в.
Продолжено изучение современных российских литературных СМИ. Дан анализ публикаций на историко-литературные темы в популярных изданиях (в т.ч. в «Литературной газете»), рассматриваются достоинства и недостатки новых изданий в сфере книговедения, истории литературы и текстологии.
Продолжен цикл статей, посвящённых истории имён в русской поэзии от XVIII в. до современности и особенностям их интертекстуального потенциала.
В связи с активным обсуждением творческого наследия А.Охрименко, В.Шрейберга и А.Охрименко в современной литературной критике (Л.Анненский и др.) приведены сведения о генезисе текста одной из самых популярных из песен и высказывается предположение о редактуре текста, осуществленной В.А. Ковалёвым.
Установлена связь в свете теории интертекстуальности между поэзией В.Высоцкого и С.Чудакова, одного из наиболее обсуждаемых в современной критике поэтов 1960–1970-х гг., забытого на долгие годы.
В работе «Ось «молодость//старость» в сатирах Антиоха Кантемира в свете микрофилологического анализа» (О.Л. Довгий) продолжалась разработка метода микрофилологического анализа, входящего в действенный арсенал современной литературной критики и литературоведения.
– Составление научной биографии как решение литературоведческой проблемы (теоретический и практический аспект); изучение теоретических аспектов межкультурных литературных связей; выработка новых подходов к интерпретации литературно–художественного произведения. Получены новые данные о межкультурных связях русской литературы; сформулированы новые подходы к составлению научной биографии писателя; создан дидактический материал по интерпретации литературно-художественного произведения.
Три статьи (проф. Н.А. Богомолов) посвящены различных аспектам деятельности профессора Московского университета И.Н.Розанова: его книговедческим взглядам, мемуарным очеркам (конкретно – воспоминаниям о Брюсове) и литературно-критическим замыслам, посвящённым преимущественно современной литературе 1919–1921 гг. В них обнаруживается реальная сложность как эпохи, так и личности выдающегося учёного. В работе «Андрей Белый в архиве И.Н.Розанова» восстанавливается, как ряд ранее не известных исследователям фактов из деятельности Андрея Белого, так и канва его взаимоотношений с И.Н.Розановым.
На основании ранее неизвестных документов в работе «Вячеслав Иванов между Римом и Грецией» (проф. Н.А. Богомолов) прослеживается эволюция исследовательских тем Вяч.Иванова, начинавшего как историк античности, и её следствие в философских, литературно-критических взглядах и в художественном творчестве.
В статье «Сергей Кречетов между литературой и политикой» (проф. Н.А. Богомолов) представлены ранее неизвестные материалы к биографии поэта, журналиста, издателя, политического деятеля С.А.Кречетова. Работа основана на его письмах к И.А.Бунину, хранящихся в Leeds Archive of Russian Emigration. Установлены новые факты об издании журнала «Орфей» (Ростов-на-Дону), издательства и альманаха «Медный всадник» (Берлин), а также о реальной деятельности «Братства русской правды», названного «самой загадочной организацией русского Зарубежья».
Культурное своеобразие русского бестиария представлено в двух статьях как имеющее корни в европейской культуре и, в свою очередь, на неё влияющей (О.Л. Довгий).
Статья «Письма З.Н.Гиппиус к А.И.Тинякову» (проф. Н.А. Богомолов) устанавливает не только ряд существенных биографических фактов, но и даёт возможность интерпретации литературной жизни России периода Первой мировой войны.
На основании материалов Интернет и в редких печатных изданиях, часто отсутствующих в российских библиотеках, в работе «Заветный вензель: К биографии Е.Овербек» восстановлена основная канва биографии Е.Овербек, с которой на протяжении долгого времени была тесно связана семья Мережковских. До сих пор даже в наиболее авторитетных изданиях её биография ограничивалась российским эпизодом 1899–1903 гг., тогда как она была насыщенной и характерной для эпохи и в другие годы.
«Экономические механизмы функционирования СМИ в условиях рынка»
(науч. рук. проф. Е.Л. Вартанова)
Изменение топологии рабочих процессов журналистов и редакторов − серьёзный вызов для менеджмента массмедиа и системы СМИ. Анализировалась специфика взаимодействия с внешней средой: аудиторией, непрофессиональными производителями контента, надзорными органами и пр. Проведено более 20 глубинных интервью с сотрудниками редакций, имеющих не менее чем 10-летний опыт работы. Качественным изменением в системе отношений редакции с внешней средой под влиянием конвергенции следует признать быстрое развитие практики работы журналистов в социальных сетях – прежде всего, из маркетинговых соображений. Самостоятельное «продвижение» текстов на этих площадках стало важным компонентом построения персонального бренда журналиста. При этом часть массмедиа рассматривает активность такого рода как существенный вклад в увеличение лояльной аудитории СМИ. Разнообразные формы коммуникации с аудиторией в цифровой среде приводят к изменениям в рабочих процессах (например, в виде учёта мнения читателей при создании или редактировании медиатекста), и это также рассматривается большей частью редакций как важный фактор увеличения объёма лояльной аудитории. Практика же сотрудничества с непрофессиональными авторами для производства контента пока достаточно ограничена и широко используется лишь некоторыми СМИ, считающими её частью своей концепции. Активного взаимодействия редакций с иными акторами медиасреды (за исключением, возможно, надзорных органов) в процессе исследования выявлено не было. Таким образом, практика активной работы журналистов в социальных сетях для продвижения собственных медиатекстов и коммуникации с аудиторией стала самым важным последствием масштабной цифровизации последних лет.
Результаты исследования не дают повода говорить об активном использовании различных мультмедийных элементов редакциями в целом. Зато разные мультимедийные комбинации, прослеживающиеся в изданиях, позволяют сделать вывод, что практически у каждой редакции есть своя мультимедийная стратегия, определяющая вид мультимедийных элементов для иллюстрации текстов и способ их производства: сотрудниками редакции или путём приобретения контента сторонних провайдеров. На основании этого можно констатировать, что внутренние факторы (например, позиция руководства) превалируют над внешними (запросы аудитории и пр.) в вопросах выбора мультимедийной стратегии.
Глубинные интервью с сотрудниками российских СМИ показали, что под влиянием новых технологий изменились практически все аспекты журналистской работы от поиска информации и ньюсмейкеров и требований к навыкам и компетенциям до коммуникации между коллегами, жанров медиатекстов и оценки качества работы и профессионального уровня журналистов. В меньшей мере изменения коснулись численности и структуры творческого коллектива редакции и перевода журналистов на удалённую работу. Последнее в большей мере связано не с технологиями, а с психологией.
Проведённое исследование позволяет в целом уловить и осмыслить перемены, проходящие в редакциях. Представить, кто такой современный журналист, как он работает, чего от него требуют и к чему необходимо готовить студентов на журфаках. Подтвердились гипотезы об изменении почти всех сторон журналистской работы. За исключением того, что удалённая работа не становится господствующей формой занятости журналистов и что «универсализация» журналистов в меньшей мере охватывает производство аудиовизуального контента и в большей мере сконцентрирована на упаковке контента для различных платформ. В остальном же журналисты стали работать быстрее, повысились требования к технической грамотности сотрудников. Интернет и, в частности, соцсети и мессенджеры превратились в каналы связи с ньюсмейкерами, в средý для поиска информации и в платформу для публикации и продвижения журналистских материалов. Разумеется, нужно учитывать различную скорость перемен. Не все редакции работают так, как описано здесь. Для исследования были взяты лидеры рынка, т.е. редакции высокопрофессиональные, технически оснащённые и работающие в конкурентном окружении. Желательно в дальнейшем количественное исследование распространённости тех или иных практик в российских СМИ. Кроме того, необходимо не ограничиваться опросом, а выявить практики с помощью наблюдения. Необходимо учитывать, что проведённое исследование – это срез современной реальности, и при огромной скорости изменений картина может радикально измениться уже спустя несколько лет. Так, многие респонденты отмечали, что целый ряд привычных сервисов (например, мессенджеры) появились буквально 2–3 года назад, а теперь они стали основными инструментами работы.
Развивая тему медиаменеджмента на зарубежном материале, участники исследования на основе глубинных интервью с руководителями японских медиакомпаний выявили закономерности, которые позволяют эффективно выстраивать работу в редакциях. Ключевое направление в данном случае – построение гармоничных отношений в коллективе, стимулирующих у сотрудников желание самостоятельно объединяться в группы и контролировать качество своей работы. Японский менеджмент использует определённый порядок найма, продвижения и обучения служащих. Специфика японского управления учитывает психологию людей и их социальный статус.
Рекламная коммуникация изучалась на примере прикладных решений для различных задач некоммерческой коммуникации с использованием гуманитарно-технологического подхода. Исследование гуманитарных технологий в проектировании некоммерческой рекламы формирует концепцию универсальности ПР-технологий, реализующих цели ПР не только в традиционных целях бизнеса, но и в проектировании некоммерческой рекламы. Главный итог теоретических работ заключается в утверждении тезиса о социальной универсальности связей с общественностью, преодолевающей узкоцеховую интерпретацию ПР как «подсобную» сферу деятельности, не обладающую автономным правом на самостоятельное прочтение коммуникационных процессов в современном обществе.
Форсайт-исследование экономики и бизнес-моделей СМИ показало, что базовой бизнес-моделью для основной части медиаиндустрии в ближайшие 10 лет останется рекламная. Из этой оценки исключены медиакомании, ориентированные исключительно на продажу контента – например, платные телеканалы. Отдельные сегменты рынка, в основном, печатных СМИ, ориентированные, как правило, на распространение недорогой массовой печатной продукции или, наоборот, B2B–контента могут сохранить смешанную модель. Вместе с тем, по оценкам экспертов, доля доходов от продажи контента массмедиа увеличится. Особым рынком в будущем может стать доставка потребителю высококачественного контента. Очевидно, хотя бы точечно, будет реализована модель продажи индивидуально подобранной информации.
Ожидается, что в несколько раз возрастёт доля дохода от различных платных сервисов и продажи специфических форм контента, предоставляемых, как правило, онлайн. Особенно этот прогноз касается телевидения. В десятилетней перспективе у значительной части российских СМИ возрастут доходы от спецпроектов – контента, создаваемого по заказу сторонних структур и в партнёрстве с ними. По оценкам, увеличится доля средств, поступающих медиа от самостоятельно организованного сопутствующего бизнеса – организации мероприятий, продаж немедийной продукции и Интернет-торговли. Также, развиваются тенденции, благодаря которым доля товарной рекламы будет падать, а доля информационных услуг – расти. Рост производства заказного контента приведёт к широкому распространению агентской модели финансирования.
В условиях сокращения доходов и растущего финансового давления актуальной экономической задачей станет снижение издержек. По оценкам экспертов, распространёнными способами их сокращения станут: распространение внештатной модели сотрудничества с авторами и поиск синергетических моделей за счёт интеграции с родственными видами бизнеса.
Внешние по отношению к редакции экономические процессы, скорее всего, начнут всё больше влиять на экономику массмедиа. Возможно, распространится модель «благодарственной» оплаты контента, вносимой постфактум, чтобы поощрить автора. В будущем вероятно широкое распространение социальных медиапроектов, существующих за счёт поощрительных взносов потребителей, которым захочется поддержать тот или иной проект.
Коллектив факультета ведёт ряд исследовательских проектов, поддержанных грантами и госконтрактами. В т.ч.:
«Разработка фундаментальных основ отечественной теории медиа в условиях трансформации общественных практик и цифровизации СМИ» (РНФ, рук. проф. Е.Л. Вартанова, 2017–2019)
Проведено комплексное исследование 405 диссертационных работ (370 – кандидатских, 35 – докторских), защищённых в рамках специальности 10.01.10 – Журналистика с 2012 по 2016 гг. Работа фактически представляла собой метаанализ теоретических подходов и теоретической парадигмы, применяемых в современных исследованиях в области медиа и журналистики. Выявлены основные направления развития теории журналистики и медиа в РФ. Получен достаточный объём эмпирических материалов для создания на следующих этапах актуальных карт-схем, отражающих различные аспекты процесса формирования теории медиа в России.
Проведён контент-анализ и анализ дискурса статей в наиболее авторитетных в области исследований журналистики и СМИ научных изданиях: «Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика», «Вопросы теории и практики журналистики», «Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология Востоковедение. Журналистика», «Известия Уральского Федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры», «Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика», «Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки», «Вестник Томского государственного университета. Филология». Изучены все выпуски этих журналов за 2012–2016 гг. Полностью обработаны данные по пяти последним изданиям, по которым выборка составила 315 статей.
Сформировано несколько крупных карт-схем, которые визуализируют динамику и структуру отечественного научного дискурса в области медиа и смежных научных областях – публицистике, журналистике, массмедиа, коммуникации.
«Влияние Интернета на жанровые и стилистические параметры медиатекстов» (РФФИ, рук. проф. Н.И. Клушина, 2017–2018)
Задача научного проекта – показать, что медиатекст в пространстве Интернета приспосабливается к феноменологическим особенностям сети и получает особые медийные добавки (интерактивность, нелинейность, незавершённость и др.), оказывающие сильное влияние на его жанровую и стилистическую структуру. Исследование охватывает основные аспекты поднятой проблемы – жанровый, стилистический и ортологический. Научный коллектив изучает структуру прототипической модели жанра и её трансформацию под влиянием Интернета на примере актуального и самого значимого жанра современного медиатекста – новости, а также жанровую структуру Интернет-комментария как сетевого жанра.
Учебная работа. С 2017 г. на факультете начали работать творческие мастерские:
– Мастерская Первого канала – первый совместный проект факультета и Первого канала для студентов III курса дневного отделения (рук. К.А. Клеймёнов, зам. генерального директора Первого канала).
– Мастерская «Стратегические коммуникации» – совместно с ПАО «Интер РАО» (рук. А.А. Назаров, директор по связям с общественностью ПАО «Интер РАО»).
– Студия ТК «Пятница!» (рук. Н.Б. Картозия, ген. директор телеканала «Пятница!»).
– Мастерская зам. генерального директора информационного холдинга ВГТРК, Д.Ю. Медникова «Будущее журналистики: что надо сделать сейчас, чтобы остаться в профессии через 10 лет».
– Мастерская ТК Russia Today «Новые медиа и телевидение: как изменилось производство телеконтента» (рук. А. Соколов, рук. службы производства контента телеканала RT).
– Мастерская МИА «Россия сегодня» (кураторы – медиаменеджеры «Россия сегодня»).
– Мастерская коммуникационного агентства PROGRESS (рук. Д. Солопов, А. Верещагин).
– Мастерская журналиста, телеведущего А. Войцеховского «Новостные сюжеты и документальные фильмы: правила, приёмы, секреты».
Продолжили работу творческие мастерские телеведущих: Э. Мацкявичюса, Д. Губерниева, Г. Балтаевой, Д. Хаустова.
Конференции. Организованы и проведены:
– Ломоносовские чтения. Секция «Журналистика» (18 апр.);
– XXIV международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных по фундаментальным наукам «Ломоносов–2017» (10–14 апр.);
– международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2016 г.: творчество, профессия, индустрия» (7–8 февр.);
– международная научно-практическая конференция «Женщины в медиа в XXI в.: исследования и практика» (24 апр.);
– II научно-практическая конференция «Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ» (27–28 сент.);
– VI ежегодная научно-практическая конференция Национальной ассоциации массмедиа исследователей (НАММИ) «Актуальные проблемы медиаисследований-2017» (19 мая);
– XI международные научные чтения в Москве «СМИ и массовые коммуникации – 2017. Журналистское образование без границ» (19–20 окт.);
– I международная научная конференция «СМИ и журналистика: слово молодым» (15 дек.);
– научная конференция «Революции 1917 г. и российская пресса: взгляд через 100 лет» (1 нояб.);
– научная конференция «VII Грушинские чтения на Моховой» (7 февр.).
Доктора и кандидаты наук 2017 г. Доцент кафедры теории и экономики СМИ Вырковский Андрей Владимирович защитил докторскую диссертацию «Управление процессами создания журналистского текста в печатных и онлайновых СМИ». Особенности функционирования современной медиасистемы требуют выработки соответствующих ответов от медиаменеджеров, журналистов, теоретиков СМИ. Изменения произошли на всех уровнях работы предприятия массмедиа. Прежде всего, под влиянием новых технологий радикально изменились базовые журналистские процессы сбора и обработки информации, маркетинг медиатекстов, отношения с аудиторией.
Прямо или косвенно все это влияет на суть журналистики – работу корреспондента по осмыслению реальности и её презентации. Очевидно, что трудиться так, как раньше, в редакции уже невозможно. В нынешних условиях совсем по-другому работают традиционные управленческие инструменты. Мотивация, организация, контроль, планирование – перестройке подлежат все компоненты классического менеджмента СМИ. И, очевидно, одним из факторов успеха медиа нового времени станет то, насколько удачно им удастся «перестроиться».
Основа подхода – принципы процессного (операционного) менеджмента, переосмысленные в парадигме управления медиапредприятиями. Хорошо зарекомендовавший себя в других индустриях менеджмент операций адаптирован к масштабам даже не целого СМИ, а редакции как таковой – именно она до настоящего времени остается основным онтологическим и производственным ядром медиаиндустрии.
Повышение эффективности редакций вполне возможно, если сосредоточиться не на умозрительных ценностях и целях СМИ, а на конкретных практиках, рутинах, процессах, существующих в редакционной деятельности. Не менее важен и уход от рассмотрения журналистики как сугубо рыночного института и продукта. Перенос фокуса индустриального и исследовательского внимания с финансовой составляющей на операционную – очевидный залог успеха в условиях деградации традиционного рынка СМИ и классических бизнес-моделей.
Определены три основные задачи, которые необходимо решить современному менеджменту: научиться эффективно управлять журналистом, его трудом и продуктом его профессиональной деятельности – медиатекстом.
Кандидатские диссертации защитили: н.с. кафедры теории и экономики СМИ Гуреева Анна Николаевна («Медиакоммуникационная деятельность российских вузов в Интернет-пространстве. 2014–2016»); редактор кафедры зарубежной журналистики и литературы Крашенинникова Мария Алексеевна («Отечественный фоторепортаж периода перестройки: на примере изданий “Советский Союз”, “Огонёк”, “Советская Россия” в 1985–1991 гг.»); специалист по учебно-методической работе кафедры периодической печати Никольская Элина Сергеевна («Развитие и современное состояние формата телевизионных журналов новостей»); методист 2 категории кафедры фотожурналистики и технологий СМИ Сёмова Людмила Валерьевна («Традиции и новаторство в отечественной фотожурналистике 1960-х гг. по фотографиям журнала “Огонёк”»).
Публикации. Факультет издаёт несколько периодических научных изданий: «Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика», «Меди@льманах», электронный журнал «Медиаскоп», входящие в список рецензируемых изданий ВАК, альманах «Медиатренды». Журналы «Актуальные проблемы стилистики», «Гендер и СМИ», «История отечественных СМИ», «Русская литература и журналистика в движении времени. Международный ежегодный научный журнал», «World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies» размещены в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ).
Опубликовано 5 монографий, 8 сборников научных трудов, 7 учебников, 4 учебно-методических пособия, 25 научно-популярных изданий, 2 издания справочной литературы, более 240 научных статей в отечественных и зарубежных журналах.
Монографии
Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Смирнов С.С. и др. Индустрия российских медиа: цифровое будущее;
Волкова И.И., Гегелова Н.С., Ершов Ю.М. и др. Социальные медиа как ресурс интегрированных коммуникационных практик;
Новиков В.И. Литературные медиаперсоны ХХ в. Личность писателя в литературном процессе и в медийном пространстве;
Свитич Л.Г., Сидоров О.Г., Смирнова О.В. Улусные (районные) газеты Республики Саха (Якутия): социологическое исследование: опрос редакторов и журналистов;
Суздальцева В.Н. Образ власти в современных российских СМИ: вербальный аспект.
Учебники, учебные пособия
Андрющенко Т.Я. Немецкий язык. Средняя ступень;
Богомолов Н.А. Краткое введение в стиховедение;
Довгий О.Л., Сергеева-Клятис А.Ю. Интерпретация литературного произведения;
Колесниченко А.В. СМИ. Подготовка текстов;
Коханова Л.А., Калмыков А.А. Интернет-журналистика: теоретические основы;
Лазутина Г.В. Основы журналистской деятельности;
Орлова Е.И. Четыре поэта Серебряного века;
Орлова Е.И. М.А.Булгаков и М.М.Зощенко – фельетонисты;
Орлова Е.И. Формы присутствия автора в литературном произведении;
Пискунова М.И. Пресс-релиз и другие PR-тексты;
Сартаков Е.В. История русской журналистики второй половины XIX в.;
Свитич Л.Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика;
Соколова В.М., Честных Н.Н. Авторская колонка журналиста;
Сурикова Т.И. Литературное редактирование текстов средств массовой информации;
Толоконникова И.В. Творческий путь И.С.Тургенева;
Турищева Г.С., Делициева И.М. Brexit: Myths and Reality.