МГУ–2017: Философский факультет

Юбилеи отметили:
85 лет
Костикова Ирина Викторовна, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов
80 лет
Оганов Арнольд Арамович, профессор кафедры эстетики.
Свидерская Мария Ильинична, профессор кафедры истории и теории мировой культуры.
Стрельцова Галина Яковлевна, профессор кафедры истории зарубежной философии. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова (1996). Заслуженный профессор Московского университета (2004).
75 лет
Хоминская Валентина Максимовна, доцент кафедры эстетики
Шевчук Иван Иванович, доцент кафедры социальной философии и философии истории.
70 лет
Маслин Михаил Александрович, заведующий кафедрой истории русской философии. Лауреат премии им. М.В.Ломоносова (2017).
60 лет
Албакова Фатима Юсуповна, профессор кафедры философской антропологии
Алексеев Александр Петрович, заведующий кафедрой философии гуманитарных факультетов.
Бородай Татьяна Юрьевна, доцент кафедры истории и теории мировой культуры
Винокуров Владимир Васильевич, доцент кафедры философии религии и религиоведения.
Сегал Александр Петрович, научный сотрудник кафедры философии языка и коммуникации.
Сытин Андрей Георгиевич, доцент кафедры философии политики и права.
Чусов Анатолий Витальевич, доцент кафедры философии и методологии науки.
 
Наука. Научная работа велась в рамках 13 приоритетных направлений, включающих 24 темы, исполняемых по государственному заданию.
 
«Онтология и теория познания»
 
Тема 1. «Онтологические, гносеологические, аксиологические аспекты исследования культуры и истории». Взаимоотношения культуры, философии и власти, а также субъекта и власти были рассмотрены на примере творчества М.Хайдеггера. Выявлены истоки отношения философа к национал-социализму и связь последнего с некоторыми идейными постулатами философии самого Хайдеггера. Показано принципиальное методологическое значение понятия «контингентности», в котором фиксируется историческая случайность, непредсказуемость и уникальность любого исторического события. Показано также, что подход к исторической и культурной реальности на основе идеи контингентности включает в себя аксиологическое измерение. Исследовано учение Э.Левинаса и показано, что в нём субъект является со-творцом интерсубъективной сферы, в которую он входит благодаря актам учреждения смысла. На примере философского осмысления творчества В.В. Кандинского показано, что подлинно творческий синтез предполагает одновременно и тип художественной деятельности, и тип личности.
 
Тема 2. «Неклассические онтологические модели, гносеологические программы и философские методологии». В результате исследований было показано, что онтология акторно-сетевой теории (АСТ), опирающаяся на принцип ирредукции, плодотворна при построении различных региональных онтологий. Доказано, что современная философия демонстрирует черты постметафизического мышления (как его описал Ю.Хабермас), которое не отменяет метафизику, но переосмысляет её и делает более жизнеспособной и адекватной современным проблемам, однако хабермасовская трактовка путей достижения интерсубъективности смысла в рациональной дискуссии нуждается в дополнении понятиями АСТ. Выявлена эвристическая функция категории бытия для физико-биологических и когнитивных наук, предложена и обоснована гипотеза об информационных программах развития материи, живых систем и ментально-когнитивных структур. Показано, что с момента своего появления фундаментальная онтология М.Хайдеггера не потеряла значения, однако требует существенной переоценки. В отличие от того, как это пытался представить сам Хайдеггер, она не только преодолевала неокантианство, но и унаследовала от него некоторые свои черты.
 
Тема 3. «Теоретические проблемы классической и неклассической философской антропологии». Особое внимание было уделено контекстуальному анализу, позволившему выявить и эксплицировать наиболее существенные факторы, влияющие на изменение познавательных матриц и становление современных философско-антропологических моделей неклассического типа. Использовались сравнительно-исторический, историко-типологический, историко-генетический, структурно-функциональный, феноменологический и герменевтический подходы, давшие возможность объяснить глубинные сдвиги в понимании природы и сущности человека. Обосновано несколько новых теоретических концепций, объясняющих трансформацию познавательных и поведенческих сценариев индивида в ситуации постсовременности. Всесторонне проанализированы концептуальные модели, сформированные в современной философской антропологии благодаря широкому использованию допущений, обусловленных «смертью субъекта» и «смертью человека». Показано, каким образом и под влиянием каких причин в историко-философском европейском дискурсе складывался концептуальный сдвиг в сторону неклассических интерпретаций человека с последующим отказом от попыток его объективного понимания.
 
«Теоретическая и прикладная логика»
 
Тема 1. «Неклассические логики и их применение в философии и методологии науки». Построены системы натурального вывода для четырёхзначной логики FDE (релевантная логика первоуровневого следования) и её расширений. Определены и изучены все возможные четырёхзначные унарные и бинарные пропозициональные связки. Система FDE была расширена булевым отрицанием. Построены системы натурального вывода для семейства трёхзначных регулярных логик. Предложенные системы натурального вывода охватывают сильную и слабую логику Клини и промежуточные логики как с одним, так и с двумя выделенными значениями. Построены исчисления типа натурального вывода для различных систем неклассических логик, в т.ч. для четырёхзначных обобщений логики Клини, трёхзначных регулярных логик, трёхзначных логик Гейтинга, натурального исчисления для логики Юрьева. Изучена проблема табличности I-логик васильевского типа. Для всяких целых неотрицательных чисел x и y, первое из которых меньше второго, логика I‹m, n› таблична.
 
Тема 2. «Логическая семантика и логика научного познания». Сформулирована нестандартная семантика языка позитивной силлогистики, в которой значимость элементарных формул (форм категорических высказываний) определяется в терминах релевантного следования. Предложен подход к исследованию методологической проблемы расхождения в трактовке данных, получаемых познающим субъектом из своего опыта и из опыта других субъектов. Среди прочих подходов выделен так называемый феноменологический подход, зарекомендовавший себя в качестве адекватного инструмента, позволяющего в той или иной мере элиминировать указанное расхождение. Исследованы новые семейства обобщённых истинностных значений, содержащие онтологическую, эпистемическую компоненты и компоненту неопределённости. Построено семейство логических теорий, в которых эпистемическое состояние субъекта имеет истинностно-функциональное представление. Детально исследована четырёхзначная логика, названная логикой рационального субъекта, в которой факт знания наличия знания у субъекта формализован на уровне истинностных оценок, без привлечения специального эпистемического оператора знания. На базе такой семантики построена полная и непротиворечивая логическая система с двумя различными истинностно-функциональными операциями типа.
 
«Философия и методология науки»
 
Тема 1. «Философские проблемы гуманитарных и социальных наук». Проведён методологический анализ современных подходов к изучению мышления и сознания в нейронауках с опорой на конкретно-научный материал, связанный с описанием работы сознания на уровне нейронных сетей, психических реакций и переживаний и на уровне самосознания, материалов по изменённым состояниям сознания, «out-of-body experiences», по трактовке сознания как самого высокого уровня интеграции информации. Показано, что основная трудность заключается не в картировании мозга и понимании того, как формируются нейронные сети в ответ на внешние раздражители, а в перекодировании этой информации с языка естественнонаучного внешнего описания (от третьего лица), на язык феноменологии (от первого лица) и обратно. Выработка языка описания феноменов сознания, способного соединить подходы от первого и третьего лица, может рассматриваться как необходимая основа будущего синтеза. Показан кризисный характер положения гуманитарных наук в реализующемся в настоящее время образовательном проекте, зафиксированы связанные с этим риски. Рассмотрены различные представления современных западных христианских теологов по вопросам отношения христианства к науке в мировоззренческом и методологическом аспектах.
 
Тема 2. «Философские проблемы естественных, математических и технических наук». Были изучены современные интерпретации исторического вклада и ограниченности позитивистских интерпретаций реалистичности естественнонаучных теорий, современные подходы к обоснованию и к критике антиметафизической направленности позитивистских и рационалистических программ. Исследованы вопросы о применении суперкомпьютеров в науках о человеке и обществе, для расшифровки нейронных кодов психических явлений; разработаны методы экспертизы суперкомпьютерных проектов в гуманитарной сфере. Изучены проблемы трансформации онтологической проблематики в современной философии науки. На основе материалов из истории математики, истории философии и философии науки показано, что онтологическая множественность символического представления проявляется в различии между локальными и глобальными интерпретациями результатов математической работы в сфере математического анализа.
 
«Социальная философия и философия истории»
 
Тема 1. «Модернизация как тип социального изменения в условиях глобализации». Проведены исследования по проблеме модернизационных процессов в условиях глобализации, разносторонне освещены проблемы социальной динамики и различных её факторов, революционных и эволюционных процессов. Отдельное внимание уделено рассмотрению политической ситуации в современной России, анализу изменения социальной роли государства в условиях глобализационных процессов, отдельное внимание уделено методологическим аспектам анализа модернизации (показана необходимость применения номотетических методов исследования, произведена классификация инвариантных человеческих потребностей), рассмотрены психологические аспекты данных процессов. В такой многонациональной и поликонфессиональной стране как Россия особую актуальность приобретает анализ политической роли религии. Показано, что религия выполняет целый ряд общих с идеологией социальных функций: интеграционно-сегрегационную, мотивационную, компенсаторную, познавательную, функцию социализации.
 
Тема 2. «Концептуализация общества в социальной мысли XXI в.». Исследована проблема свободной воли в контексте социально-философского анализа места и роли сознания в деятельности людей. Свобода воли связывается с субстанциальностью человеческого сознания, не сводимого ни к нейронным процессам, ни к факторам, внешним по отношению к сознанию. Предложена идея самодетерминации сознания, не противоречащая фундаментальным принципам правильно понятого детерминизма, который не смешивает причинность с необходимостью и предопределением. Исследована онтология информационной войны с учётом взаимосвязи кибервойн, информационно-психологических и экономических войн. Информационная война описана как особого рода взаимодействие сложных систем и поставлен вопрос об условиях жизнеспособности системы, существенно уступающей противоборствующей стороне по стандартным параметрам мощности.
 
«История русской философии»
 
Тема 1. «Русская философия: единство в многообразии». Проведены исследования русской философской мысли с учётом всех её интегральных форм, как рациональных, так и иррациональных. Дано определение понятий «разноликость» и «единство» в качестве предельно общих определений своеобразия предметной области русской философии в сложившейся научной концепции истории русской философской мысли. Проведено комплексное исследование зарубежного философского россиеведения в его истории и современном состоянии. Представлены и проанализированы основные концепции и интеллектуальные портреты наиболее известных зарубежных специалистов по русской мысли. Доказаны возможность и необходимость международного творческого диалога, опубликованы русские переводы текстов зарубежных авторов. За цикл работ «Разноликость и единство русской философии» проф. М.А. Маслину присуждена премия им. М.В.Ломоносова.
 
Тема 2. «Университетская и духовно-академическая философия в России». Опубликована монография проф. А.Т. Павлова «Философское образование в Российской империи», в которой рассмотрена история становления и развития философского образования в университетах России. Показаны сложности, с которыми сталкивалось преподавание философии в университетах в первой половине XIX в., отношение к философии властных структур и высшего слоя общества, завершившееся в середине века ликвидацией философского образования в университетах на десятилетие с лишним. Даётся картина расцвета философского образования в последней трети XIX в. с изложением преподавательской деятельности и философских взглядов наиболее ярких преподавателей университетской профессуры, рассказывается об организации профессиональной подготовки философов в начале XX в.
 
«История классической и современной философии»
 
Тема 1. «Античная и древневосточная философия». Продолжается исследование основных особенностей формирования западноевропейской рациональной мысли в Древней Греции и Риме. Учитывая исключительное значение философской мысли Афин V–IV вв., особое внимание было уделено проблемам интерпретации платоновских диалогов, прежде всего, их логическому и онтологическому аспектам. Проанализирована вторая часть платоновского диалога «Парменид». Отвергнуто предположение об изменении теории идей в результате её критики в первой части диалога, показано, что гипотезы второй части не содержат нового варианта платоновской онтологии, но косвенным образом свидетельствуют в пользу классической теории идей. Представлена реконструкция философии Фалеса, избегающая модернизации этого учения. Рассмотрен один из аспектов многогранного творчества Фалеса – философская космология.
 
Тема 2. «Современная западная философия». Исследования по современной философии шли по трём главным направлениям: истоки аналитической философии в немецкой мысли XIX в., история ранней аналитической философии и актуальные проблемы новейшей аналитической философии. По первому направлению был опубликован ряд статей по философии Б.Больцано, по второму – статья «Московские адреса Витгенштейна», в которой раскрываются ранее неизвестные детали визита Витгенштейна в Москву в 1935 г. Большинство публикаций было посвящено различным аспектам споров о свободе воли. Значимые результаты также были получены группой исследователей, изучавших новейшие тенденции аналитической метафизики, и прежде всего трактовки проблемы свободы воли и моральной ответственности. Представлен анализ одной из самых обсуждаемых версий так называемого «манипулятивного аргумента» против существования свободной воли и моральной ответственности и выдвинут ряд принципиальных возражений против аргументации такого рода.
 
«Эстетика и философия искусства»
 
Тема 1. «Эстетика и современное искусство». Изучена возможность реконцептуализации маргинального искусства в эстетике, продолжена работа по уточнению философско-эстетических категорий современного искусства. Проведены исследования по конкретным философским проблемам современного искусства, в частности, визуального. Представлен философский анализ диалога «ближнего» и «дальнего» в панорамном образе, изучено средовое переживание в урбанистической фотографии. Работа в сфере антропологии искусства нашла отражение в концептуализации категории народности как культурно-эстетической парадигме XIX–XX вв., а также в анализе экзистенциального положения человека в современном социуме в урбанистической фотографии.
 
Тема 2. «Проблемы языка современной эстетики». В связи с юбилеем великого русского художника В.В. Кандинского проведены исследования, посвящённые его творчеству. Исследована концепция искусства абстракционизма, изложенная художником в теоретических работах «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости». В соответствии с его целевой установкой основное внимание было уделено духовности в искусстве, методу, средствам реализации этой цели в творческой практике. Раскрыто содержание ряда понятий (форма, гармония, прекрасное, художественность, внутренняя целесообразность), принципы, подходы, характеризующие специфику нефигуративной живописи. Дано развёрнутое толкование художником психофизиологического воздействия цветовой палитры картины, а также ассоциативных представлений и чувственных эмоций, вызываемых различными выразительными средствами технологий живописного письма. Обстоятельно разработана прослеживаемая в текстах В.В.Кандинского связка форма–художественность–духовность.
 
«Философская этика и моральная культура общества»
 
Тема 1. «Проблема обоснования морали». Проблема обоснования морали рассматривалась, прежде всего, в плане вопросов взаимодействия морали и права и развития форм коммуникаций. Изучался вопрос о легитимности норм права, источниках морального требования. Показана бОльшая жёсткость правовых норм по сравнению с моральными и в то же время – бОльшее разнообразие функций морального требования, влияние морали на формирование личности, развитие её интересов и высших социальных потребностей. Рассмотрены вопросы понимания этики как науки, а также сложности обоснования морали, вызванные ситуацией в современной философии в целом, проблематика форм коммуникации в глобальном обществе.
 
Тема 2. «Прикладная этика». Исследованы целевые программы медицинской помощи, возможной и необходимой на современном этапе развития общества и их соотношение с принципами биоэтики и основными этическими теориями. Показано, что отдельные принципы биоэтики могут противоречить друг другу; для разрешения этих противоречий требуется обращение к условиям применения отдельных принципов, рефлексия с точки зрения фундаментальных этических подходов, прежде всего – утилитаризма и абсолютизма, а также отработка процедуры принятия решения. Проведён анализ проблем, связанных с появлением биобанков, выделены и классифицированы различные аспекты биобанкинга, объективно требующие участия специалистов в области этики и общественных наук, и доказана необходимость социально-гуманитарной экспертизы в области создания и функционирования биобанков. Проведены исследования по теме этики деловых отношений и подход к проблеме, связанный с этикой добродетелей. Обнаружены перспективы применения этого подхода и ограничения, в частности, в результате влияния христианской традиции.
 
«Религиоведение в системе философского и гуманитарного знания»
 
Тема 1. «Методологические проблемы современного религиоведения». Предметом исследования стало понятие постколониального дискурса. Показано, что выражение «постколониальный дискурс» в своей структуре содержит, наряду с явными, менее явные и скрытые психологические и мифологические компоненты. Термин в прямом значении слова предполагает колониальную травму, в смысле «ориентализма» Э.Саида развёртывает этот дискурс в пространстве. «Постколониальная травма» инициирует регрессию в прошлое. «Посттравматический дискурс» в литературе позволяет осуществить регрессию к травматическому переживанию в истории. Были исследованы графемы и мифологемы Януса и Близнецов, предложена двухступенчатая модель восприятия и переживания.
 
 «История и теория мировой культуры»
 
Тема 1. «Философия культуры, основные этапы развития культуры». Проанализированы различные аспекты западноевропейской интеллектуальной традиции, культуры Ренессанса, особенностей русской культуры, значимых феноменов культуры Нового и новейшего времени. Существенные результаты были получены при рассмотрении особенностей культуры западноевропейского Средневековья. Проанализировано отражение истории интеллектуальной культуры Средневековья в трудах философов, богословов, естествоиспытателей и энциклопедистов латинского запада V–XIV вв. Продолжено изучение такого феномена в истории и философии средневековой европейской культуры, как метафизика света. Особое внимание уделено рассмотрению отдельных аспектов философии музыки, в частности, проблеме конструирования музыкального пространства в музыкальных теориях Античности и Нового времени. Особую значимость представляет анализ проблемы французской интеллектуальной культуры от эпохи Просвещения до XX в.
 
«Философия политики и права как современное направление философской науки»
 
Тема 1. «Актуальные проблемы философии политики и права». Основное внимание уделялось философским проблемам политического познания, в частности, методологическим аспектам исследования. Проведён анализ применимости и степени эффективности актуальных теоретико-методологических подходов к исследованию политических феноменов с учётом исторического социально-культурного контекста и специфики ценностных ориентаций конкретных социальных образований. В сферу исследования были включены политические факты и процессы, варианты их осмысления в рамках современных политико-философских учений в отечественной и зарубежной мысли. Рассматривались проблемы взаимодействия и взаимовлияния политических и правовых факторов в онтологическом и гносеологическом аспектах. Среди теоретико-методологических установок центральное место занимают культурологический и цивилизационный подходы, выявляющие глубинную связь различных политических феноменов со спецификой конкретной национальной социальной и духовной традиции. Их сочетание с классическими методами компаративистики и системным подходом позволило углубить проработку темы и будет способствовать решению основных исследовательских задач.
 
«Философия языка и коммуникации»
 
Тема 1. «Современные концепции философии языка и коммуникации». Прояснена социально-историческая обусловленность и направленность тенденций изменения мировосприятия человека в эпоху тотальной информатизации с точки зрения возможностей и рисков формирования человека как субъекта общественных процессов в частности и исторического процесса в целом. Рассмотрена проблема осмысления возникающих возможностей развития новой субъектности. Предложены методы противодействия информационным атакам и манипулятивному воздействию, разрабатываются и внедряются новые профессиональные стандарты в сфере рекламы и связям с общественностью. Изучена проблема легитимности использования компьютерной метафоры в науках о человеке. Показано, что применение подобной метафоры приводит к концептуальному затруднению, возникающему в философии, как только последняя пытается осмыслить подобные аналогии.
 
Тема 2. «Философия и методология принятия решений». Предложена методология экспертного анализа текста (МЭАТ) как инструмент принятия решений. Преподавание различных дисциплин с использованием МЭАТ позволяет студентам и аспирантам обрести и совершенствовать навыки принятия решений, необходимые для оптимального выполнения исследовательских, организационных и этических задач, неизбежно возникающих при подготовке индивидуальных творческих заданий и проведении занятий в соответствии с установками, основанными на такой методологии. Происходит овладение аргументационными приёмами, вопросно-ответными процедурами, способами коммуникации, способствующими принятию конструктивных и этически выверенных экспертных решений. В исследовательской работе приняли участие студенты, представившие свои разработки по аналитике текстов и принявшие участие в игре, направленной на анализ особенностей развития современного социума.
 
«Философия образования»
 
Тема 1. «Философия образования как область философского знания». Выявлены основные проблемы, актуальные для развития философии образования как самостоятельной исследовательской области в России: проблемы соотношения глобального и национального в понимании целей развития, практике и результатах образования; проблемы трансформации отношений между ключевыми субъектами образования; проблемы, порождённые изменением процесса образования под влиянием новых актуальных социальных задач и технологий коммуникации. Проанализированы ключевые тенденции функционирования института образования в сетевом обществе. Выявлены особенности динамических изменений в развитии образования в связи с развитием науки и техники, трансформацией сферы труда. Показана важность адаптации существующей системы образования к новым требованиям рынка труда при сохранении и воспроизведении классических ценностей высшего образования. Рассмотрена проблема формирования и функционирования российской системы онлайн-обучения в образовательных и социокультурных аспектах. Полученные результаты носят промежуточный характер, поскольку исследование всех перечисленных проблем выявило существенную динамику в развитии мировой и отечественной систем образования в социокультурном контексте.
 
Тема 2. «Оценка рисков интеграции зарубежных образовательных платформ в систему российского образования». Выявлены основные тенденции развития отечественной системы образования в контексте глобальных образовательных трендов, отражающих эволюцию образования в его ценностном, процессуальном и результативном измерениях. Выделены социальные риски, которые возникают в условиях развёртываемой научно-технологической революции; как их подвид описаны образовательные риски, связанные с тенденциями трансформации мирового и национального образовательного пространства в ходе внедрения IT-технологий. В настоящее время значительный сегмент образовательного пространства формируется за счёт он-лайн образования, поэтому особую важность представляет развернутая экспликация угроз, выражающих образовательные риски для национальных систем образования при допуске в них зарубежных образовательных платформ.
 
Ряд научных проектов поддерживалась грантами РНФ и РФФИ.
1. Антропологические трансформации в условиях сетевых медиа: новые режимы власти, знания, идентичности и коммуникации (РНФ). Проект посвящён анализу новых идентичностей, способов коммуникации и отношений власти и знания в условиях ускоренного развития цифровых медиа: мобильных средств информации и коммуникации, и прежде всего возможностей сети Интернет, мобильных приложений и социальных сетей.
2. Дискуссии о свободе воли в Московском психологическом обществе (МПО, 1887–1889) (РФФИ). В ходе работы проведено обзорное исследование, посвящённое проблеме свободы воли в русской философии последней трети XIX в. и распределению мнений по этой проблеме в МПО. Были детально исследованы взгляды Н.Я. Грота на проблему свободы воли. Исследована специфика рецепции участниками МПО учения Шопенгауэра о свободе воли. Был исследован эпизод, связанный с участием Л.Н.Толстого в деятельности МПО и его вкладом в дискуссии о свободе воли в 1880-е гг.
3. Методы построения и сравнительного анализа матричных и квазиматричных модальных логик (РФФИ). Уточнено понятие предмета логики, понятия эмпирического и теоретического знаний в логике. Сформулированы логические критерии научности знания. Осуществлено обобщение метода Кальмара. Выявлено, что правило Гёделя, имеющее место в системах с логическими модальностями, не применимо в системах квазиматричной логики, кроме системы Sг. Выделены основные области приложения квазиматричной логики в области логики и вне логики. Этими областями в области логики являются: алетическая модальная логика, деонтическая логика, логика пропозициональных установок, паранепротиворечивая логика, логика квантовой механики, логика аргументации. Показана применимость принципа квазифункциональности в этих областях логики. Приложения квазиматричной логики вне логики: абстрактные и реальные квазиавтоматы; социальное прогнозирование, нейросети, теория убеждения, генетика. Обоснована применимость квазиматричной логики в этих областях.
4. Научный реализм и онтологическая проблематика в современной науке (РФФИ). Выявлены основные аспекты использования историко-научной аргументации в дискуссиях между реалистами и критиками реализма, среди которых необходимо отметить: 1) отсутствие специфического для историко-научных исследований контекста(-ов) – социокультурного, социально-экономического, философского и пр.; 2) акцент на case-studies, стремление избежать следования той или иной традиции историко-научного исследования; 3) теоретическая нагруженность историко-научных аргументов понятийным аппаратом, специфичным для научных реалистов и их критиков; 4) отсутствие методологической нейтральности у участников дискуссий по отношению к таким важным принципам, как принцип соответствия, принцип несоизмеримости и пр.
5. Онтология и эпистемология в компьютерной культуре (РФФИ). Выявлены искажения бытия человека в современной цифровой культуре, в т.ч. в аспекте межличностной коммуникации; показано, как дигитализация и виртуализация жизненного мира трансформирует человеческое бытие; продемонстрировано, какие изменения претерпевает концепт субъекта в контексте цифровой культуры, в т.ч. в его отношении к другим субъектам; показано влияние дигитальных методов в науках на эпистемологические характеристики знания; связаны в единый комплекс разрозненные исследования цифровой культуры; показано, какие изменения претерпевает постановка онтологических и эпистемологических проблем в процессе дигитализации и виртуализации культуры.
6. Теоретико-методологические основания когнитивного подхода в социогуманитарных науках (РФФИ). Проанализирован статус когнитивных направлений в комплексе социогуманитарных дисциплин на примере философии сознания, психологии, экономической теории, когнитивного религиоведения. Выявлены взаимосвязи нейрофизиологических и социальных систем в работе психофизиологической системы человека. Исследована роль когнитивных наук в философии сознания. Сделан общий вывод – анализ когнитивного подхода в таких разных гуманитарных науках, как психология, экономика и религиоведение, показывает, что методы когнитивных наук пока что находят ограниченное применение в данных областях и не могут служить их универсальными инструментами. Попытка абсолютизации когнитивного подхода приводит к «когнитивизации» гуманитарного знания, которая неизбежно влечёт за собой отказ от комплексного, всестороннего изучения предмета. В то же время когнитивный подход может быть успешно применён при исследовании механизмов, связанных, например, с экономическим или – в ограниченной степени – религиозным поведением отдельных людей. Из этого можно сделать вывод, что когнитивный метод на сегодняшний день может играть вспомогательную роль в гуманитарных науках.
7. Четвёртая книга «Метафизики» Аристотеля («Гамма»): её истоки, содержание, истолкование в греческой и латинской философской традиции (РФФИ). В ходе исследования истории принципа противоречия было установлено, что он присутствует уже у Платона, но не в форме общего закона бытия и познания, как у Аристотеля, а лишь в виде правила, применяемого для решения конкретной проблемы, например, деления частей души. В результате исследования, посвящённого проблеме связи доказательства принципа противоречия с вопросом о значении, сделан вывод, что, несмотря на интерес Аристотеля к проблеме значения и важное место, которое рассуждения о значение занимают в самых разных его трактатах, говорить о единой семантической теории Аристотеля (что нередко делается в современном аристотелеведении и даже в современной аналитической философии) не представляется возможным. Подготовлены переводы всех античных комментариев на «Гамму» «Метафизики» (Александра Афродисийского, Сириана Афинского, Асклепия Александрийского). Hа рукописном материале изучен ряд неопубликованных «Вопросов» к «Метафизике» IV, XIII–XIV вв.
 
Учебная работа. Факультет проводил обучение по программам подготовки бакалавров и магистров на основе образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых МГУ для реализуемых образовательных программ высшего профессионального образования.
Факультет ведёт набор и обучение по 5 направлениям подготовки бакалавров и магистров: «Философия», «Религиоведение», «Реклама и связи с общественностью», «Культурология (прагматика и менеджмент культуры)», «Политология (стратегическое управление и экономическая политика)».
При организации учебного процесса большое внимание уделяется обеспечению возможности построения индивидуальных образовательных траекторий за счёт развития вариативных компонент учебных планов и наличия факультативных курсов по выбору учащихся.
 
Межфакультетские учебные курсы. Подготовлены и прочитаны лекционные курсы:
– Античная историография (доц. Т.Ю. Бородай);
– Вечное в русской философии (доц. А.И. Болдырев);
– Диалектика: от Гераклита до Маркса (проф. В.И. Метлов);
– История искусства Античности и Средневековья (ст. препод. В.В. Куртов);
– История русской интеллигенции XIX–XX вв. (ст. препод. А.А. Попов);
– Категориальный аппарат эстетики и его обновление (проф. В.П. Крутоус);
– Концепция сознания в древней индийской философии (доц. Е.В. Фалёв);
– Миф, ритуал и фольклор (доц. О.М. Седых);
– Развитие личности в философии психоанализа (доц. Т.П. Покровская);
– Современная философия математики (проф. В.Я. Перминов, доц. В.А. Шапошников);
– Современная французская философия истории (проф. И.А. Гобозов);
– Трагедия свободы на Западе и русские прозрения о свободе (проф. Г.Я. Стрельцова);
– Успешные коммуникативные стратегии: профессия и повседневность» (проф. Г.В. Сорина, доценты А.А. Костикова, Е.К. Прокудина, Е.А. Автандилян, Д.И. Шаронов, н.с. А.П. Сегал);
– Устойчивое и текучее: философское значение вселенной Metal Gear (мл.н.с. А.С. Ветушинский);
– Философия психиатрии и психической болезни (доц. Е.В. Косилова);
– Философия фантастики (доц. В.Ю. Кузнецов);
– Футурология и прогностика: какое общество строим? (проф. В.Н. Расторгуев);
– Эстетические и психологические проблемы рекламы (доц. С.А. Дзикевич);
– Этика бизнеса (доц. Т.И. Пороховская);
– Этика Б.Спинозы: мистика и дух геометрии (доц. А.Г. Гаджикурбанов).
 
Практика. Практика является обязательной частью основной образовательной программы подготовки студентов. Факультет продолжил совершенствовать проведение производственных практик студентов. Расширена база возможных мест прохождения практики студентами, обучающимися по направлениям подготовки «Культурология», «Политология», «Реклама и связи общественностью».
Основными видами практик студентов являются преддипломная и производственная – в образовательных учреждениях г. Москвы и Московской области и на факультетах МГУ; «музейная» – на базе учреждений музейно-выставочной деятельности и арт-бизнеса; в пресс-службах и отделах по связям с общественностью министерств и ведомств, местных администраций, в аппаратах политических партий и неправительственных объединений, фондах, консалтинговых центрах, крупных коммерческих структурах и рекламных агентствах, в средствах массовой информации и т.д.
Кроме того, студенты всех направлений подготовки в случае хорошей успеваемости имеют возможность пройти факультативно практику в рекомендованных учреждениях при наличии договора или соглашения, подтверждающего готовность организации принять студентов для прохождения практики.
 
Дополнительное образование. На факультете организованы лекции и мастер-классы по популярным философским темам от ведущих специалистов: «Современная философия сознания» (совместно с Центром исследования сознания), «Философия видеоигр», «Концепты современного искусства», «Университетский философский лекторий (для поступающих в аспирантуру)».
Факультет ведёт набор на программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, которые реализуются совместно с ведущими российскими и иностранными научными центрами и государственными учреждениями.
Среди программ дополнительного образования факультета – курсы повышения квалификации:
для преподавателей вузов – «История и философия науки»;
для врачей и лиц, чья деятельность связана с медициной – «Коммуникативные практики в современной медицине»;
для широкой аудитории – «Принятие решений: методология и практика»; «Теория моды», «Модный бизнес», «Арт-рынок», «Современные теории власти», «Стратегия и практика управления в сфере культуры»;
программы профессиональной переподготовки – «Связи с общественностью» и «Эстетика: арт-бизнес»;
программы MBA – «Арт-менеджмент», «Индустрия моды», «Корпоративное управление».
Преподавателям вузов факультет предоставляет возможность пройти повышение квалификации в форме стажировки с выдачей свидетельства о повышении квалификации установленного образца.
 
МГУ–школе. Факультет реализует комплексную программу мероприятий, ориентированную на создание всестороннего диалога между специалистами в сфере образования. Продолжают работать довузовские образовательные программы, которые включают обучение на очных восьми- и четырёхмесячных подготовительных курсах по обществознанию, истории России и русскому языку, а также программы дистанционного обучения по этим дисциплинам.
Будущие абитуриенты, школьники 9–11 классов, могут ещё до поступления познакомиться с выбранной профессией и системой вузовской подготовки на занятиях в профориентационных школах.
«Школа юного философа» знакомит учеников с основными предметами философского цикла – историей философии, онтологией и гносеологией, этикой, эстетикой, социальной философией, философией культуры и религии.
«Школа юного религиоведа» представляет спектр проблем философии религии и религиоведения.
«Школа будущего специалиста по связям с общественностью и рекламе» даёт возможность познакомиться с азами профессии специалиста по связям с общественностью.
Клуб «Культурные среды» приглашает школьников, интересующихся проблемами современной культурологии.
Работает кружок «В поисках мудрости» для детей младшего (8–12 лет) и среднего (12–16 лет) школьного возраста. Программа нацелена на развитие у детей навыков критического мышления, логичного рассуждения, умения рационально подходить к разрешению проблемных ситуаций, расширяет кругозор на основе философского знания.
Хорошей ежегодной традицией стало проведение Летних школ для учителей обществознания, в программу которых включаются как лекции, так и мастер-классы ведущих преподавателей факультета.
Среди программ дополнительного образования факультета – курсы повышения квалификации для учителей и управленцев системы среднего образования «Теория и методика преподавания обществоведческих дисциплин в школе»; для учителей истории и обществознания, учителей начальных классов – «Содержание и методика преподавания курса “Основы мировых религиозных культур” на уровне начального общего образования».
 
Конференции. Организованы и проведены:
– научная конференция «Социально-философские и психологические аспекты изучения современного общества» (5 дек.);
– научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы межкультурного взаимодействия в современном образовании» (26 окт.);
– конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Философия в XXI в.: новые стратегии философского поиска» (4–8 дек.);
– научная междисциплинарная конференция «Революции в современном мире: наука–культура–общество», посвящённая 100-летию Октябрьской революции и 55-летию с момента издания книги Т.Куна «Структура научных революций» (7–8 нояб.);
– научная конференция с международным участием «”Капитал” – ХХI: философия, методология, теория», посвящённая 150-летию со дня публикации I тома «Капитала» К.Маркса (20 мая);
– всероссийская конференция «Философия и общество», посвящённая 20-летию журнала «Философия и общество» (4–5 апр.);
– научная конференция «Выбор национальной стратегии в условиях глобальной нестабильности и цивилизационное наследие России. XV Панаринские чтения» (9 нояб.);
– «X Смирновские чтения по логике», посвящённые памяти исследователя в области логики, методологии и философии науки В.А.Смирнова (15 июня);
– международная научная конференция «Философия и социология техники в XXI в.», посвящённая памяти В.Г. Горохова, выпускника факультета 1971 г. (24–26 мая);
– научная конференция «От “Философии наивности” к “Странному художнику”. Грани и границы искусства», посвящённая памяти А.С. Мигунова (20 июля);
– международная научная конференция «Философия женским голосом. К 180-летию А.П.Философовой» (22 сент. 2017 г.);
– проведена VIII Овсянниковская международная эстетическая конференция «Эстетика человеческой среды» (20–21 нояб.);
– проведена научная конференция V «Аверинцевские чтения» (22 дек.).
 
Доктора и кандидаты наук 2017 г. Доцент кафедры этики Гаджикурбанов Аслан Гусаевич защитил докторскую диссертацию «Этика Спинозы как метафизика морали». Целью исследования является формирование целостного представления о месте морального учения Спинозы в его метафизической доктрине. Доказано, что этика Спинозы заимствует из метафизики ценностную топологию морального универсума и целевые установки нравственного субъекта, что позволяет говорить об этике Спинозы как метафизике морали.
Кандидатскую диссертацию защитил асс. кафедры философии естественных факультетов Салин Алексей Сергеевич («Обоснование интерсубъективности смысла в постметафизическом мышлении»).
 
Публикации.
Монографии
 
Барашков В.В., Бурнашева А.А., Винокуров В.В. и др. Magnum Ignotum. Т. 4: Психология религии и психоанализ;
Васильев В.В. В защиту классического компатибилизма: Эссе о свободе воли;
Винокуров В.В., Давыдов И.П., Дмитриев С.В. и др. Magnum Ignotum. Т. 5: Алхимия. Магия. Оккультизм;
Кувакин В.А. Голый изнутри. Неразгаданный Фёдор Достоевский;
Кузнецова Т.В. Эстетика универсального и эстетика своеобразия;
Маслин М.А. Разноликость и единство русской философии;
Момджян К.Х., Антоновский А.Ю., Брызгалина Е.В. и др. Концептуализации общества в социально-философской и философско-исторической рефлексии;
Павлов А.Т. Философское образование в Российской империи;
Ростова Н.Н. Изгнание Бога. Проблема сакрального в философии человека;
Руднев В.П. Против Истины;
Трубникова Н.Н. «Собрание песка и камней» в истории японской философской мысли. Т. 2. Исследование. Указатели. Приложение;
Сорина Г.В. Экспертный анализ текста: методология и практика;
Шишков А.М. На плечах гигантов. Очерки интеллектуальной культуры западноевропейского Средневековья: XIII–XIV вв.;
Markin V., Zaitsev D., Bazhanov V. и др. The Logical Legacy of Nikolai Vasiliev and Modern Logic.
 
Учебники, учебные пособия
 
Гоноцкая Н.В., Кириленко Г.Г. Философия;
Ивлев Ю.В. Логика. Краткий курс;
Казарян В.П. Наука как философская проблема;
Полякова С.В., Мойса Н.И. Философская библиотека. Термины. Проблемы. Тексты;
Пономарёва Г.М. Основы эстетики;
Пороховская Т.И. Этика деловых отношений;
Ретюнских Л.Т. Философия;
Родзинский Д.Л. Философия;
Сорина Г.В. Методология экспертного анализа текста (МЭАТ) в образовательном процессе;
Хмелевская С.А. Философия. В 3-х ч.