Московский. Государственный

МОСКОВСКИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (Картина 1)
 
 
1755,   Январь  12
Императрица Елизавета Петровна подписала в день памяти св. Татианы именной указ и «Проект об учреждении Московского университета». Университет находился под покровительством императрицы и подчинялся ведению Сената. Для высшего управления университетом были назначены два куратора, для учебных и хозяйственных распоряжений – канцелярия во главе с директором. Совещательным органом для рассмотрения учебных дел являлась Конференция профессоров университета.
 
1755,   Январь  24
Указ «Об учреждении Московского университета и двух гимназий» обнародован Сенатом и вступил в силу.
 
1755,   Апрель  26
Торжественная церемония открытия (инаугурация) университета. День был выбран неслучайно и совпал с торжествами по случаю годовщины коронации Елизаветы Петровны.
 
1804,   Ноябрь  5
Александром I утверждён Устав Московского университетапервый в истории России университетский Устав, определивший учебно-организационную структуру и управление университетом.
 
 
1991,   Декабрь  18
Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина №294 «Об особо ценных объектах национального наследия России» Московский университет объявлен достоянием народов России.
 
1992,   Январь  24
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина №48 «О Московском государственном университете» Московскому университету предоставлен статус самоуправляемого государственного высшего учебного заведения России, действующего на основе законодательства РФ и собственного устава, утверждаемого Учёным советом университета.
 
1993,   Июнь  8
Осуществлён акт государственной регистрации Устава МГУ – первого устава университета постсоветского периода.


2009,  Октябрь  21
Государственная дума РФ приняла Федеральный закон №259 «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», определяющий особенности правового положения ведущих российских классических университетов как научно-образовательных комплексов, их структуру, порядок финансирования и особенности осуществления образовательной деятельности. Закон подписаны Президентом РФ Д.А. Медведевым 11 ноября 2009 г.


2010,  Сентябрь  27
 
2013,  Июль  3
 
«Установление онаго университета в МОСКВЕ тем способнее будет:
1. Великое число в ней живущих дворян и разночинцов;
2. Положение оной среди Российскаго государства, куда из округ лежащих мест способно приехать можно;
3. Содержание всякаго не стоит многаго иждивения;
4. Почти всякой у себя имеет родственников или знакомых, где себя квартирою и пищею содержать может;
5. Великое число в Москве у помещиков на дорогом содержании учителей, из которых большая часть не токмо учить науке не могут, но и сами к тому никакого начала не имеют. И желаемая польза надежно чрез скорое время плоды свои произведет, паче ж когда довольно будет национальных достойных людей в науках, которых требует пространная наша империя к разным изобретениям сокровенных в ней вещей, и ко исполнению начатых предприятиев и ко учреждению впредь по знатным российским городам российскими профессорами училищ, от которых и во отдаленном простом народе суеверие, расколы и тому подобныя от невежества ереси истреблятся».
(Именной указ об учреждении Московского университета)
 
 
«Императорский Московский университет есть вышнее учёное сословие, для преподавания наук учреждённое. В нем приуготовляется юношество для вступления в различные звания государственной службы».
(Устав Московского университета 1804 г.)
 
«НАУКА призывалась не только как ИЗОБРЕТАТЕЛЬНИЦА внешних БЛАГ, ПОДАТЕЛЬНИЦА СРЕДСТВ для достижения внешних целей, внешних выгод и удобств: она призывалась прежде всего как МУДРОСТЬ, ДОЛЖНОСТЕЙ РОДИТЕЛЬНИЦА. Приобретение полезных сведений известным разрядом граждан, которые, в свою очередь, сообщают познанное ими другим, более к тому способным соотечественникам, НЕОБХОДИМО ДЛЯ ГОСУДАРСТВА; но такое приобретение сведений далеко не исчерпывает всей пользы, от Науки происходящей, ещё не есть приобретение мудрости гражданской, необходимой для установления внутреннего наряда, для нравственного преуспеяния общества. Наука тогда только вполне достигает своей цели, когда распространяет познания о значении человека и гражданина, о его обязанностях; когда проливает свет, при помощи которого человек видит потребности своего отечества и, благодаря Науке, имеет средства удовлетворять этим потребностям; когда распространяет УМЕНЬЕ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ РАННИХ ЛЕТ так, чтобы он мог явиться понимающим своё значение, свои обязанности ГРАЖДАНИНОМ.
В царствование Елисаветы возникло учреждение <университет>, долженствовавшее удовлетворить потребности времени, а именно, дать науке возможность достигать своей высшей, нравственной цели, дать ей значение мудрости гражданской.»
(С.М.Соловьёв. Благодарное воспоминание о Иване Ивановиче Шувалове)
Александр I: «Императорский Московский университет пребудет сословием ученых мужей, которое под непосредственным Нашим покровительством управляемо будет на основании Устава, в сей день Нами утвержденного.
В нем преподаваемы будут науки во всем пространстве как общие, каждому человеку нужные, так и особенные, служащие к образованию гражданина для разных родов Государственной службы».
(Утвердительная грамота Московского университета 1804 г.)
 
Основание Московского университета во многом было подобно основанию Российской академии наук. Отправной точкой для развития обеих структур послужили монаршие указы. Вплоть до конца XX в. государство в лице своих первых лиц имело практически абсолютную власть над университетом: выделяло территории, дарило дома для университетских помещений, определяло объём финансирования, занималось подбором и утверждением профессорско-преподавательского состава, надзирало за студентами и вмешивалось в учебный процесс.
 
Несомненно, что являясь государственным учреждением университет «НЕ МОЖЕТ БЫТЬ В СТОРОНЕ ОТ ДЕЛ ГОСУДАРСТВА, “став в позу” и отказавшись от своего на них влияния», не может претендовать на жизнь «в башне из слоновой кости» (В.А. Садовничий). Однако, рождённый для пользы Отечества, университет не должен и полностью приспосабливаться к сиюминутным потребностям общества. Ему приходится существовать, соблюдая хрупкий баланс между необходимостью реагирования на общественные нужды и обеспечением своих потребностей, направленных на саморазвитие, реализацию самого себя как высшего учебно-научного заведения страны.
 
Только «ОТСТОЯВ ПРАВО БЫТЬ САМИМ СОБОЙ» университет может исполнить историческую миссию – взять на себя ответственность за образование, науку и культуру в стране, способствуя формированию действительного гражданского общества, «просветить человека, приобщить его к полноте культуры своей эпохи, открыть ему с ясностью и необходимостью огромный настоящий мир... тот, кого мы сегодня называем “человеком образованным”, не более чем век назад назывался “ЧЕЛОВЕКОМ ПРОСВЕЩЁННЫМ”, то есть тем, кто ВИДИТ ПУТИ ЖИЗНИ В ЯСНОМ СВЕТЕ» (Хосе Ортега-и-Гассет).
 

МОСКОВСКИЙ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (Картина 2)

 
Е.В. Ильченко, О.И. Григорьева
Опубликовано: 25 января 2017 г.