«Что НАУКА есть МОГУЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, это – прописная истина, которую признают и у нас; НО её исповедуют лишь устами, её ещё не чувствуют осязательно, ОНА ЕЩЁ НЕ СОСТАВЛЯЕТ ЖИЗНЕННОГО УБЕЖДЕНИЯ, проникшего в плоть и кровь нашего общества. Что УНИВЕРСИТЕТ ЕСТЬ РАССАДНИК ВЫСШЕГО НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, это опять-таки признаётся на словах и у нас, хотя МАЛО КТО СОЗНАЁТ, как много это значит, СО ВСЕХ СТОРОН ХОТЯТ НАВЯЗАТЬ УНИВЕРСИТЕТУ ВНЕШНИЕ ЧУЖДЫЕ ЕМУ ЦЕЛИ, не отдавая себе отчёта в том, что этим унижается университет и умаляется его значение. УНИВЕРСИТЕТ может быть только университетом и, оставаясь верным себе, он ДЕЛАЕТ ВЕЛИКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ КУЛЬТУРНОЕ ДЕЛО, которого кроме него некому делать. Он не может, не должен служить двум господам. Он имеет свою самостоятельную цель и там, где он свободно и беспрепятственно преследует только её, – там просветительное действие его растет в ширь и глубь, и общественное значение его становится могущественным.
ЦЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА довлеет себе, она в полном смысле этого слова САМОСТОЯТЕЛЬНА, АВТОНОМНА, и вот почему АВТОНОМИЯ СОСТАВЛЯЕТ как бы ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО УНИВЕРСИТЕТА, при нарушении которого он процветать не может и по необходимости колеблется между противоположными и одинаково чуждыми ему внешними стремлениями».
(Трубецкой С.Н. Татьянин день. 1904)
|
|
1933 г. – восстановление кафедрально-факультетской структуры университета при ректоре В.Н. Касаткине. Целью университетской подготовки становятся научные исследователи, участвующие в работе научно-исследовательских лабораторий предприятий и институтов, а также преподаватели вузов и втузов по различным специальностям.
«Два года назад после выделения гуманитарных факультетов университет представлял собою в организационном отношении в значительной мере аморфное тело, лишённое чёткой структуры и периферийного руководства. Отсутствовало чёткое разграничение специальностей, не было кафедр. Наладить сверху руководство этим организмом, лишенным устойчивости и чёткости внизу, было невозможно без раздробления его на более мелкие подразделения и приближения руководства к этим мелким подразделениям. За два истекшие года эта задача в основном выполнена… ФАКУЛЬТЕТСКАЯ СИСТЕМА, ОХВАТЫВАЮЩАЯ ВСЮ РАБОТУ НАУЧНОГО РАБОТНИКА ИЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ, ПОЗВОЛЯЕТ и БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕГО И ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ И ПО ОБЩЕСТВЕННОЙ ЛИНИИ. Более квалифицированным станет административно-учебное и хозяйственное руководство. Научно-исследовательские институты сохраняют всю полноту своих научных функций. СМЫСЛ ВСЕЙ РЕФОРМЫ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В РЕЗКОМ ПОВЫШЕНИИ НАУЧНОГО ЗНАЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА».
(Касаткин В.Н. О факультетах. 1933)
|