Портрет: И.М.Пулькина

ПУЛЬКИНА ИЛЬЗА МАКСИМИЛИАНОВНА  (27.12.1895/9.01.1886, Нижний Новгород – 30.10.1984), филолог-методист.
Окончила факультет общественных наук МГУ (1922). Ученица А.М. Пешковского.
Доцент кафедры русского языка филологического факультета (1946–1951). Доцент общеуниверситетской кафедры русского языка (1951–1960?). Работала в МГУ с 1945 г.
 
В Московском университете. Училась в Санкт-Петербургском женском педагогическом институте на учителя женских средних учебных заведений (1914–1915). В числе первых женщин, допущенных к обучению в высшей школе, была принята в Московский университет на историко-филологический факультет (1916). Вела основную методическую работу на общеуниверситетской кафедре русского языка, обучая молодых преподавателей Л.Л. Бабалову, Н.А. Лобанову, Г.И. Рожкову. Организатор Общемосковского семинара преподавателей русского языка, идеи которого использовались на подготовительном факультете для иностранных граждан МГУ и в других вузах (1955).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов вопросы преподавания русского языка нерусским учащимся, обучение русской лексике, фразеологии, грамматике, теория и практика создания учебников, история преподавания русского языка как иностранного.
Стояла у истоков формирования новой специализации – русского как иностранного/РКИ, обосновав особую методику преподавания русского языка как иностранного, имевшую существенные отличия от правил преподавания русского (родного) и иностранных языков. Выдвинула идею о принципиальной важности развития речи учащихся и о служебной роли грамматики в обучении русскому языку: «Задачей изучения русского языка в первую очередь является развитие речи учащихся, практическое овладение языком, его средствами выражения». Рекомендовала любую грамматическую форму изучать в контексте предложения, осуществлять связь морфологии и синтаксиса, проводить концентрическое изучение грамматики, добиваться накопления учащимися достаточного словарного запаса для изучения во всей полноте таких важных грамматических тем, как виды глагола или способы словообразования.
Преподаватель русского языка иностранным студентам Коммунистического университета трудящихся Востока имени И.В. Сталина, Коммунистического университета национальных меньшинств Запада имени Ю.Ю. Мархлевского (1925–1937). Автор учебников морфологии и синтаксиса для 5–7 классов бурят-монгольской, каракалпакской, калмыцкой, чувашской, чеченской и ингушской школ.
 
Основные труды: «Краткая грамматика русского языка (в связи с орфоэпией, правописанием и стилистикой) для высшей школы с английским языком преподавания» (соавт., 1930); «Краткий справочник по русской грамматике» (1939), «Учебник русского языка для студентов-иностранцев: практическая грамматика с упражнениями» (соавт., 1958), «Основные вопросы методики преподавания русского языка студентам иностранцам, обучающимся в вузах СССР» (в «Русский язык для студентов-иностранцев», 1960).
 
Литература. Московскин Л.В. Ильза Максимилиановна Пулькина (Вульфиус): к 120-летию со дня рождения: Мир русского слова 2015. №4.