ЭС: Р.Ю.Виппер

ВИППЕР РОБЕРТ ЮРЬЕВИЧ (2(14).07.1859, Москва – 30.12.1954, Москва), историк, религиовед.
 
Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1880). Ученик В.И. Герье.
Доктор всеобщей истории (1894, «Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма»). Профессор (1950).
Академик отделения истории и философии (история) АН СССР (1943).
 
Профессор кафедры истории Средних веков исторического факультета (1945–1950). Профессор исторического/общественно-педагогического отделения (1919), профессор литературно-художественного отделения (1921), профессор кафедры истории античного мира (1921–1922), профессор кафедры теории и истории искусств (1921–1922) факультета общественных наук. Экстраординарный профессор (1899), ординарный профессор кафедры истории всеобщей (1901–1919) историко-филологического факультета. Директор Института социологии при факультете общественных наук (1921–1922).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов всеобщая история от античности до современности: история первобытной культуры, история Древнего Востока, история Греции, Римской республики и Римской империи, социальные идеи, методологические проблемы исторического познания. Стажировался в европейских университетах и архивах (1885–1887).
Замечательная «любознательность к древним языкам, математике и истории» была отмечена у выпускника классической гимназии при Лазаревском институте восточных языков прямо в аттестате (1876). За диссертацию, написанную на основе двухлетней работы в женевских архивах и библиотеках, по настоянию В.И. Герье получил сразу две степени – магистерскую и докторскую, а также стипендию имени С.М.Соловьёва.
Р.Ю. Виппер уделял серьёзное внимание изучению экономических и социальных отношений, пытался вскрыть закономерности исторического процесса, разрабатывал представление о взаимосвязи, взаимообусловленности и единстве всех сторон общественной жизни, рассматривая эволюционизм как способ объяснения исторического развития.
Учёный построил оригинальную философию истории, состоящую из таких основных компонентов, как «новый идеализм», теория неизбежности войн, теория исторической цикличности и своеобразного взгляда на состояние культуры. Вместе с прогрессом в истории он отвергает целесообразность и причинность истории и говорит лишь об адаптации общества к окружающей среде. Исходя из этого, практическая задача историка сводится им не к написанию истории, которая произошла «на самом деле», а к субъективному исследованию исторических свидетельств. Основные положения теории были изложены им в работах «Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. в связи с общественным движением на Западе» (1900), «Очерки теории исторического познания» (1911), «Кризис исторической науки» (1921), «Круговорот истории» (1923), «Социализм и социальная реформа» (1917), «Война и демократия» (1917), «Очерк истории социализма в новейшее время» (1917), «Гибель европейской культуры» (1918).
В работах, посвящённых истории раннего христианства – «Возникновение христианства» (1918), «Возникновение христианской литературы» (1946) и «Рим и раннее христианство» (1954), нашли отражение просветительские и атеистические взгляды Р.Ю. Виппера. Он поставил историю раннего христианства в тесную связь с идеологическим развитием греко-римского мира, рассматривая раннехристианские произведения как составную часть современной им литературы.
Р.Ю. Виппер интересен также как научный руководитель ряда крупных учёных и политических деятелей Советской России. В годы его руководства кафедрой всеобщей истории для подготовки к профессорскому званию были оставлены историки Древнего мира – В.Н. Дьяков, К.К. Зельин, С.А. Лясковский, В.Н. Перцев, будущие профессора гуманитарных факультетов МГУ: Г.М. Пригоровский, П.Ф. Преображенский, специалисты по Новому времени В.П. Волгин, Н.М. Лукин.
 
1922 год. Позиция историка в отношении религии, выраженная им в книге «Возникновение христианства» (1918), подверглась резкой критике В.И. Ленина, коснувшегося этой работы в статье «О значении воинствующего материализма» (1922).
«Пересказывая главные результаты современной науки, автор не только не воюет с предрассудками и с обманом, которые составляют оружие церкви как политической организации, не только обходит эти вопросы, но заявляет прямо смешную и реакционнейшую претензию подняться выше обеих “крайностей”: и идеалистической и материалистической. Это – прислужничество господствующей буржуазии», – писал вождь.
 
Эта критика побудила Роберта Юрьевича в 1922 г. отправить письмо в Ригу, в недавно созданный университет, где он написал, что желал бы вступить в число преподавателей по кафедре всеобщей истории и предложил семь лекционных курсов. С 1924 по 1941 гг. он являлся внештатным профессором на факультете филологии и философии Латвийского университета. В период работы в Латвии учёный сумел найти в рижских архивах интереснейшие материалы по эпохе Просвещения в Лифляндии. Он изучал в том числе и такие источники, которые прежде считались малоценными и незначительными, что позволило ему тщательно исследовать историю крестьянского вопроса. Здесь он работал и над созданием школьных учебников, в частности, «Русская история в основной школе» (1929).
 
Государственные награды: ордена – Ленина (1945), Трудового Красного Знамени (1944).
 
Основные труды: «Социальная подготовка преподавателя средней школы или поднятие его положения» (1898), «Школьное преподавание древней истории и новая историческая наука» (1898), «Очерки истории Римской империи» (1908), «”Две интеллигенции” и другие очерки» (1912), «История Греции в классическую эпоху IX–IV вв. до Р.Х.» (1916), «Возникновение христианства» (1918), «Иван Грозный» (1922), учебники и учебные пособия «Древняя история» (1900), «История Средних веков» (1903), «Лекции по истории Греции» (1905), «Новая история» (1906),  «Краткий учебник истории Средних веков» (1911), «Древний Восток и эгейская культура» (1913), «История Средних веков» (1947); «Общественно-исторические взгляды Грановского».
 
Литература: Наумов П.Ю. Ученики Р.Ю.Виппера. Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской православной церкви. 2018. Вып. 80. С. 77–92; Виппер Р.Ю. Архивы РАН.