Портрет: А.Я.Гуревич

ГУРЕВИЧ АРОН ЯКОВЛЕВИЧ (12.05.1924, Москва – 5.08.2006, Москва), историк, культуролог.
 
Окончил исторический факультет МГУ (1946). Ученик Е.А. Косминского, А.И. Неусыхина.
Кандидат исторических наук (1950, «Крестьянство юго-западной Англии в донормандский период: проблема образования класса феодальных крестьян в Уэссексе в VII – начале XI вв.)»). Доктор исторических наук (1962, «Очерки социальной истории Норвегии в IX–XII вв.». Профессор (1979).
 
Профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета (1990–2006). Заведующий отделом культуры и науки средневековой и современной Европы Института мировой культуры МГУ (1992–2006).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история и культура средневековой Западной Европы и Скандинавии, история культуры и культурология, история и методология школы «Анналов», методология исторической науки.
Основатель исторической антропологии в России.
«Историческая антропология – это не какой-то частный методический приём, которым историк может пользоваться от случая к случаю. Историческая антропология воплощает в себе новое виденье нашего предмета. В центре исторического исследования оказываются человек, изменяющийся с ходом времени, и человеческие группы, всякий раз на свой лад организованные присущей им культурой».
 
Разработка социально-экономических проблем отношений собственности в Англии привела учёного к необходимости исследования истории архаичных древнескандинавских социальных институтов. Результатом явилось кардинальное изменение существовавших взглядов на возникновение феодальных отношений как уникального западноевропейского культурно-исторического феномена и новая концепция происхождения феодализма, изложенная в работе «Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе» (1970). Применённый метод исторической антропологии обусловил «антропологический поворот» в исторической науке, оказав влияние на другие гуманитарные дисциплины. Опираясь на междисциплинарный подход французской антропологической школы «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ж. ЛеГофф), основным принципом которого является изучение исторических форм ментальности, обосновал необходимость использования данной методологической установки в историко-культурных исследованиях, так как, по его словам, «любой социальный феномен надлежит рассмотреть, как бы погружённым в тот повсюду разлитый эфир, который образует ментальность эпохи». Феномен средневековой культуры как предмет историко-антропологического познания был рассмотрен им в имевшей широкий научный резонанс книге «Категории средневековой культуры» (1972). Под концептом «категории культуры» А.Я. Гуревич понимал «универсальные, для всего общества обязательные понятия и представления, без которых невозможно построение никаких идей, теорий, философских, эстетических, политических или религиозных концепций и систем».
 
От воссоздания целостной картины мира средневекового общества перешёл к изучению его отдельных уровней, углубляясь, в частности, в изучение дохристианского европейского культурного пласта, что позволило заново открыть новые социокультурные измерения – мифологию, фольклор, магию, ритуалы в их антропологической значимости. На основе проникновения в историко-антропологические глубины научно поставил проблему «народной культуры» и воссоздал единство двух уровней культуры – «народного» и «официального». Работы «Проблемы средневековой народной культуры» (1981), «Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства» (1990), и ряд других, открыли в отечественной и мировой исторической науке новые направления и области исследований.
 
Поставил и предложил разрешение ряда важнейших проблем методологии исторической науки. Обосновал глубоко оригинальное понимание роли историка в науке и обществе. В частности, утверждал:
«Историк – единственный, кто осуществляет функцию посредника между настоящим и прошлым. Для выполнения этой роли он должен ощущать глубинные интеллектуальные потребности общества, к которому принадлежит. Он участвует в формировании исторического сознания своего общества. Это – колоссальная ответственность, и в высшей степени важно, чтобы историк ясно осознавал свою миссию медиатора между культурами».
 
Лауреат Государственной премии РФ за цикл исследований по истории западноевропейской средневековой культуры (1993).
Награждён премией имени Н.И. Кареева за монографию «Исторический синтез и школа “Анналов”» (РАН, 1997).
 
Основные труды: «Походы викингов» (1966), «Свободное крестьянство феодальной Норвегии» (1967), «История и сага. О произведении Снорри Стурлусона “Хеймскрингла”» (1972), «“Эдда” и сага» (1979), «Fragenbogen» (1993), «От истории ментальности – к историческому синтезу. Споры о главном: дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы “Анналов”» (1993), «Ментальность как пласт социальной целостности» (1993), «История историка» (2004), «Индивид и социум на средневековом Западе» (2005), «История – нескончаемый спор. Медиевистика и скандинавистика: статьи разных лет» (2005).
 
Литература: Баткин Л.М. О том, как А.Я.Гуревич возделывал свой аллод // Пристрастия. Избранные эссе и статьи о культуре. – М., 1994; А.Я.Гуревич. Институт всеобщей истории.