ЭС: Г.Г.Майоров

МАЙОРОВ ГЕННАДИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (р. 3.03.1941, Москва), философ.
 
 
Кандидат философских наук (1969, «Гносеология Готфрида В.Лейбница»). Доктор философских наук (1981, «Становление западноевропейской средневековой философии: Тертуллиан–Августин–Боэций»). Профессор (1988).
 
Профессор кафедры истории зарубежной философии философского факультета (1996–н.вр.). Работает в МГУ с 1968 г.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история философии, история духовной культуры, софиология, этика.
Исследовал творчество античных и средневековых мыслителей (Платон, Аристотель, Цицерон, Плотин, Августин, Боэций, Дунс Скот); философов Нового времени (Дж. Беркли, Г.В. Лейбниц). Переводчик, автор комментариев и вступительных статей к сочинениям многих из этих мыслителей.
Лауреат премии имени М.В.Ломоносова за цикл монографий по истории западной философии (2005). Основу цикла составили три монографии. Первая работа – «Теоретическая философия Готфрида В.Лейбница» (1973) освещает философию Лейбница во всех её теоретических аспектах с точки зрения связей с открытиями Лейбница в области конкретных наук: математики, механики, физики, психологии, логики и основана на авторских переводах с латинского ранее не переводившихся сочинений Лейбница.
В монографии «Формирование средневековой философии: латинская патристика» (1979) воссоздал на основе анализа латинских и отчасти греческих первоисточников историю развития христианской философской мысли в продолжение первых шести веков существования христианства (в эпоху патристики и начала Средневековья). Выделил парадигматические особенности средневекового сознания и стиля мышления и на этой основе доказал, что именно в эпоху патристики (в особенности у Августина и Боэция) сложился тот образец философствования, на который ориентировалась позднее латинская средневековая схоластика, хотя этот образец в восприятии схоластики был сильно деформирован.
Дальнейшее развитие им принципа критического анализа рационализма и сциентизма привело к развёрнутой постановке проблемы природы философии. В исследовании «Философия как искание Абсолюта: опыты теоретические и исторические» (2004) предложил новое понимание существа философии.
«Я доказываю, что философия – это не наука, это другой род духовной деятельности, как искусство, например. У философии свои законы, они не совпадают с законами математики, физики и всей науки в целом. Развитие науки происходит по определённым законам. Философия же не имеет окончательных результатов, это вечное движение. Она занимается проблемами, которые нельзя разрешить окончательно».
Выделил три «идеальных типа» истолкования философии: «софийный», «эпистемический» и «технематический», разновидности их смешения. Большое внимание уделил происхождению базисных философских идей и терминов, настаивая на возвращении к древнегреческим истокам, в тесной связи с историей культуры, религии и морали.
Заслуженный профессор Московского университета (2003).
 
Основные труды: «Этика в Средние века» (1986), «В поисках нравственного абсолюта – античность и Боэций» (1990), учебник «История философии: от философии Древнего Востока до философии XXI в.» (соавт., 2014), учебное пособие «Теоретические основания философии Г.В.Лейбница» (2007).