ЭС: В.Ф.Асмус

АСМУС ВАЛЕНТИН ФЕРДИНАНДОВИЧ (18(30).12.1894, Киев Киевской губ., Российская империя – 5.06.1975, Москва), логик, историк философии.
 
Окончил Киевский государственный университет (1919). Доктор философских наук (1940, «Эстетика классической Греции»).
 
Заведующий кафедрой логики (1957–1958); профессор кафедры истории философии/истории зарубежной философии (1941–1957, 1959–1975) философского факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов логика, эстетика, история философии. Учёный сам очертил необычайно широкий круг своих исследований:
«В области истории философии я занимался вопросами истории античной философии (досократики, атомистический материализм, Платон, Аристотель, римский эпикуреизм), вопросами истории материализма и идеализма XVII–XVIII вв. (Фр. Бэкон, Декарт, Спиноза, немецкий классический идеализм), вопросами истории русской философии (П.Я. Чаадаев, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, философы русского символизма), вопросами теории и истории эстетики зарубежной и русской (Платон, Аристотель, Винкельман, Лессинг, Дидро, Кант, Шиллер, А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, Л.Н. Толстой, символисты К.С. Станиславский, А.Н. Скрябин)».
 
Один из основателей советского марксистского кантоведения, занимавшегося исследованием диалектической проблематики философии Канта. Наибольшую известность получили работы В.Ф. Асмуса «Диалектический материализм и логика. Очерк развития диалектического метода в новейшей философии от Канта до Ленина» (1924), «Диалектика Канта» (1929), «Космогоническая гипотеза Канта и её место в истории естествознания» (1956) и фундаментальная монография «Иммануил Кант: к 250-летию со дня рождения» (1973), характеризующая все основные аспекты философии великого немецкого мыслителя.
 
В 1946 г. активно включился в работу по возрождению в СССР логики как области исследований и учебного предмета. И через год написал свой ставший классическим учебник «Логика». Совместно с профессорами механико-математического факультета П.С. Новиковым и С.А. Яновской участвовал в чтении популярных лекций по логике в Лектории МГУ. На основе этих чтений была издана небольшая работа «Учение логики о доказательстве и опровержении» (1954) и «Лекции по истории логики: Авиценна, Бэкон, Гоббс, Декарт, Паскаль» (посмертно).
«Я слушал лекции Асмуса. Они мне очень нравились. Я впервые у него увидел особый стиль чтения лекций. Он так читал лекции, будто с листа. Лекции академически выдержанные, точные, никакого словоблудия. Так очень трудно читать лекции. Например, я мысль тоже донесу, но не так, как Асмус. Асмус – с первого хода. Он умно кладёт фразу, его просто сразу можно печатать. По логике, по истории философии – он одинаково читал всё», – вспоминал А.А. Старченко, читавший курс логики на юридическом факультете.
 
В статье «Борьба философских течений в Московском университете в 70-х гг. XIX в.» (1946) исследовал ожесточённую полемику, развернувшуюся на кафедре философии историко-филологического факультета с участием учёных разных факультетов: от математика Н.В. Бугаева до филологов Н.С. Тихонравова и Н.И. Стороженко. Показал, что для этого периода характерна борьба двух идеалистических фракций – собственно идеализма с позитивизмом, в то время как десятилетие назад противником университетского идеализма выступал материализм. Ключевыми эпизодами этой борьбы стала защита докторской диссертации Г.Е. Струве (1870, «Самостоятельное начало душевных явлений»), открытое выступление против позитивизма профессора  физико-математического факультета В.Я. Цингера (1874), избрание на кафедру философии (1875) представителей противоположных течений – М.М. Троицкого (позитивист-агностик) и Вл.С. Соловьёва (идеалист-мистик).
 
Лауреат Государственной премии СССР за научный труд «История философии. Т. 1–2», вышедший под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина (1943, соавт.). Издание планировалось как 7-томное. В.Ф. Асмус написал разделы и главы для первого тома «Философия античного и феодального общества».
Заслуженный деятель науки РСФСР (1965).
 
Основные труды: «Очерки истории диалектики в новой философии» (1929), «Маркс и буржуазный историзм» (1933), «Фашистская фальсификация классической немецкой философии» (1942), «Декарт» (1956), «Демокрит» (1960), «Немецкая эстетика XVIII в.» (1963), «Проблема интуиции в философии и математике. Очерк истории XVII – начало XX в.» (1963), «Вопросы теории и истории эстетики» (1968), «Платон» (1969), «Избранные философские труды. В 2-х т.» (1969), учебное пособие «История античной философии» (1965).
 
Память. В 2018 г. на философском факультете проведена I международная научная конференция «Асмусовские чтения».
В Шуваловском корпусе МГУ на философском факультете открыта аудитория имени В.Ф. Асмуса.
 
Литература: Бирюков Б.В. В.Ф.Асмус как философ и историк логики; Косичев А.Д. Философия, время, люди. Воспоминания и размышления декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 2003; Философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова: страницы истории. – М., 2011.