ЭС: М.Ф.Овсянников

ОВСЯННИКОВ МИХАИЛ ФЕДОТОВИЧ (21.11.1915, с. Пузачи Мантуровского р-на Курской губ. – 11.08.1987), философ.
 
Окончил Московский государственный педагогический институт имени А.С. Бубнова (1939). Ученик Б.С. Чернышёва.
Кандидат философских наук (1943, «Судьба искусства в капиталистическом обществе у Гегеля и Бальзака»). Доктор философских наук (1961, «Философия Гегеля»). Профессор (1961).
 
Декан (1968–1974); заведующий кафедрой марксистско-ленинской эстетики (1968–1987); заведующий кафедрой марксистско-ленинской этики и эстетики (1960–1968) философского факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история философии, история эстетики, эстетика.
Исследовал философию и эстетическую мысль Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Ф. Шеллинга, К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, Г.В. Плеханова, отечественные эстетические теории Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского.
Первая работа, посвящённая судьбе искусства у Гегеля и Бальзака, определила главное направление научного поиска – эстетические исследования, и метод исследования – синтез истории философии и теории эстетики. В работе «Философия Гегеля» (1961) впервые в советской общественно-политической науке в системном ключе и в единстве составных частей проанализировал гегелевскую философию.
«В период “оттепели”, после XX съезда КПСС эстетика явилась вдруг, как Афродита из пены морской. Это время настоящего эстетического бума. Обращение к занятиям эстетикой стало одной из форм обретения свободы. Искусство перестали рассматривать только в аспекте служения политическим целям. На первый план вышла эстетическая сущность искусства. Обнаружилась потребность в изучении эстетики и вопросов эстетического воспитания у широких слоёв населения. В вузах стали стихийно возникать кружки по эстетике, в которых читались доклады об искусстве, велись дискуссии о поэзии, музыке, живописи. Эстетику стали вводить как обязательный и факультативный курсы во многих вузах, в том числе и технических.
Но не было ещё никаких центров, которые бы готовили преподавателей эстетики. М.Ф. Овсянников стал тем человеком, который смог организовать и возглавить это мощное научно-педагогическое движение. Он стал руководить городским семинаром преподавателей, которые рискнули без специальной подготовки читать эстетику».
 
Конституируя эстетику как философскую науку, сыграл огромную роль не только в становлении и развитии этой дисциплины, но и в распространении и популяризации эстетических знаний в СССР, особенно важное значение придавая усилению пропаганды эстетики среди молодёжи.
На философском факультете организовал кафедру марксистско-ленинской этики и эстетики (1960), выросшую со временем, в крупный научно-педагогический и методологический центр. Большое внимание уделял составлению курсов и программ, созданию вузовских учебников и словарей по эстетике. Курсы эстетики стали читаться во многих вузах страны в качестве обязательного предмета.
Инициатор, редактор, соавтор в крупных издательских проектах: «История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т.» (1962–1970), «История эстетической мысли. В 6-ти т.» (1985–1990); серии «История эстетики в памятниках и документах» (1973–1983, выпущено более 30 книг).
Главный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 7: Философия» (1969–1983).
 
Административная деятельность. Основное внимание уделял совершенствованию организационной структуры факультета, кадровой политике. В 1968 г. в результате разделения единой кафедры марксистско-ленинской этики и эстетики были созданы самостоятельные кафедры марксистско-ленинской эстетики и марксистско-ленинской этики. Расширилось поле социологических исследований – появились кафедры методики конкретных социальных исследований (1969) и истории социалистических учений (1971). Образовано отделение научного коммунизма (1969).
«Несмотря на огромную занятость, Михаил Федотович оставался доступным всем человеком. К нему свободно шли со своими проблемами и студенты, и профессора. И ко всем он относился с исключительным тактом, вниманием, добротой. Это снискало ему заслуженную любовь коллектива и, конечно, не смогло не сказаться положительно на жизни всего факультета».
 
Великая Отечественная война. В июле 1941 г. вступил в московское народное ополчение. В августе и сентябре 1941 г. это соединение было дислоцировано в районе Вязьмы, где его застало наступление немецко-фашистских войск на Москву. Вяземская операция 1941 г. развивалась неудачно для наших войск. Часть, в которой служил М.Ф. Овсянников, вышла из окружения. Был ранен. В 1942 г., в соответствии с постановлением правительства о демобилизации аспирантов третьего года обучения, демобилизован и восстановлен в аспирантуре философского факультета.
 
Государственные награды: ордена – «Дружбы народов (1980), Отечественной войны (II ст. – 1985), медаль «За трудовую доблесть».
 
Награды иностранных государств: орден «Кирилл и Мефодий/Кирил и Методий» (Народная Республика Болгария, I ст.).
 
Основные труды: «Очерки истории эстетических учений» (соавт., 1963), «Маркс, Энгельс, Ленин об искусстве» (1965), «Гегель» (1971), «Эстетическая теория К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина» (1974), «Что изучает эстетика» (1976), «Проблема искусства и нравственности в домарксистской эстетической мысли» (соавт., 1978), «Современная буржуазная эстетика. Критические очерки» (соавт., 1978), «Искусство и капитализм» (1979), «Классики марксизма-ленинизма об эстетике и современность» (1985), учебные пособия «Краткий словарь по эстетике» (1963), «История эстетической мысли» (1978).
 
Память. С 2005 г. философский факультет проводит «Овсянниковскую международную эстетическую конференцию».
 
Литература: Долгов К.М. Эстетика личности и эстетика жизни: к 100-летию со дня рождения М.Ф.Овсянникова. Вопросы философии. 2015. №11; М.Ф.Овсянников. Институт философии РАН.