ЭС: М.Ф.Овсянников

ОВСЯННИКОВ МИХАИЛ ФЕДОТОВИЧ (21.11.1915, с. Пузачи Мантуровского р-на Курской губ. – 11.08.1987), философ.
 
Окончил Московский государственный педагогический институт имени А.С. Бубнова (1939). Ученик Б.С. Чернышёва.
Кандидат философских наук (1943, «Судьба искусства в капиталистическом обществе у Гегеля и Бальзака»). Доктор философских наук (1961, «Философия Гегеля»). Профессор (1961).
 
Декан (1968–1974); заведующий кафедрой марксистско-ленинской эстетики (1968–1987); заведующий кафедрой марксистско-ленинской этики и эстетики (1960–1968) философского факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов история философии, история эстетики, эстетика.
Первая работа, посвящённая судьбе искусства у Гегеля и Бальзака, определила главное направление научного поиска – эстетические исследования, и метод исследования – синтез истории философии и теории эстетики («Философия Гегеля», 1961). Исследовал философию и эстетическую мысль Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, В.И. Ленина, К. Маркса, Г.В. Плеханова, Ф. Шеллинга, Ф. Энгельса, отечественные эстетические теории Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского. Конституируя эстетику как философскую науку, сыграл огромную роль не только в становлении и развитии этой дисциплины, но и в распространении и популяризации эстетических знаний в СССР, особенно важное значение придавая усилению пропаганды эстетики среди молодёжи. Инициатор, редактор, соавтор в крупных издательских проектах: «История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-и т.» (1962–1970), «История эстетической мысли. В 6-и т.» (1985–1990); серии «История эстетики в памятниках и документах» (1973–1983, выпущено более 30 книг).
«В период “оттепели”, после XX съезда КПСС эстетика явилась вдруг, как Афродита из пены морской. Это время настоящего эстетического бума. Обращение к занятиям эстетикой стало одной из форм обретения свободы. Искусство перестали рассматривать только в аспекте служения политическим целям. На первый план вышла эстетическая сущность искусства. Обнаружилась потребность в изучении эстетики и вопросов эстетического воспитания у широких слоёв населения. В вузах стали стихийно возникать кружки по эстетике, в которых читались доклады об искусстве, велись дискуссии о поэзии, музыке, живописи. Эстетику стали вводить как обязательный и факультативный курсы во многих вузах, в том числе и технических.
Но не было ещё никаких центров, которые бы готовили преподавателей эстетики. М.Ф. Овсянников стал тем человеком, который смог организовать и возглавить это мощное научно-педагогическое движение. Он стал руководить городским семинаром преподавателей, которые рискнули без специальной подготовки читать эстетику».
 
На философском факультете организовал кафедру марксистско-ленинской этики и эстетики (1960), выросшую со временем, в крупный научно-педагогический и методологический центр. Большое внимание уделял составлению курсов и программ, созданию вузовских учебников и словарей по эстетике. Курсы эстетики стали читаться во многих вузах страны в качестве обязательного предмета. Главный редактор журнала «Вестник Московского университета. Серия 7: Философия» (1969–1983).
 
Административная деятельность. В должности декана основное внимание уделял совершенствованию организационной структуры факультета, кадровой политике. В 1968 г. в результате разделения единой кафедры марксистско-ленинской этики и эстетики были созданы самостоятельные кафедры марксистско-ленинской эстетики и марксистско-ленинской этики. Расширилось поле социологических исследований – появились кафедры методики конкретных социальных исследований (1969) и истории социалистических учений (1971). Образовано отделение научного коммунизма (1969).
«Несмотря на огромную занятость, Михаил Федотович оставался доступным всем человеком. К нему свободно шли со своими проблемами и студенты, и профессора. И ко всем он относился с исключительным тактом, вниманием, добротой. Это снискало ему заслуженную любовь коллектива и, конечно, не смогло не сказаться положительно на жизни всего факультета».
 
Великая Отечественная война. В июле 1941 г. вступил в московское народное ополчение. В августе и сентябре 1941 г. это соединение было дислоцировано в районе Вязьмы, где его застало наступление немецко-фашистских войск на Москву. Вяземская операция 1941 г. развивалась неудачно для наших войск. Часть, в которой служил М.Ф. Овсянников, вышла из окружения. Был ранен. В 1942 г., в соответствии с постановлением правительства о демобилизации аспирантов третьего года обучения, демобилизован и восстановлен в аспирантуре философского факультета МГУ.
 
Государственные награды: ордена – «Дружбы народов (1980), Отечественной войны (II ст. – 1985), медаль «За трудовую доблесть».
 
Награды иностранных государств: орден «Кирилл и Мефодий/Кирил и Методий» (Народная Республика Болгария, I ст.).
 
Основные труды: «Очерки истории эстетических учений» (соавт., 1963), «Маркс, Энгельс, Ленин об искусстве» (1965), «Гегель» (1971), «Эстетическая теория К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина» (1974), «Что изучает эстетика» (1976), «Проблема искусства и нравственности в домарксистской эстетической мысли» (соавт., 1978), «Современная буржуазная эстетика. Критические очерки» (соавт., 1978), «Искусство и капитализм» (1979), «Классики марксизма-ленинизма об эстетике и современность» (1985), учебные пособия «Краткий словарь по эстетике» (1963), «История эстетической мысли» (1978).
 
Память. С 2005 г. философский факультет проводит «Овсянниковскую международную эстетическую конференцию».
 
Литература: Долгов К.М. Эстетика личности и эстетика жизни: к 100-летию со дня рождения М.Ф.Овсянникова. Вопросы философии. 2015. №11; М.Ф.Овсянников. Институт философии РАН.