ЭС: Л.С.Выготский

ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ (5(17).11.1896, Орша Оршанского уезда Могилёвской губ., Российская империя – 11.06.1934, Москва), психолог.
 
Окончил юридический факультет Московского университета, Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского (1917).
 
Сотрудник Клиники нервных болезней медицинского факультета (1929–1931). Научный сотрудник Психологического института при факультете общественных наук (1924–1925).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов проблема сознания, психология как объективная наука о сознании; отношения, процессы, связывающие субъекта с окружающим его миром.
Л.С. Выготский внёс важный вклад в психологию как междисциплинарную науку, предложил неклассический подход к решению основных психологических проблем. До его работ классическая психология противопоставляла внешний, объективный мир (предметы и процессы) – внутреннему, субъективному (явления и процессы сознания). Учёный определил психику как активную и пристрастную форму отражения субъектом мира. В соответствии с этим свойства сознания должны быть объяснены сквозь призму образа жизни человека. Высказал гипотезу о том, что психические процессы преобразуются у человека так же, как процессы его практической деятельности (экспериментально была подтверждена А.Н. Леонтьевым). Процесс опосредования осуществляется при помощи психологических орудий – различных знаковых систем (язык, математические символы, мнемотехнические приёмы). Выделил формы знака и проследил их взаимные переходы. Идеи Л.С. Выготского оказали важное влияние на психологию и педагогику воспитания и обучения не только в нашей стране, они получили широкое признание и в мировом сообществе. Теория Л.С. Выготского акцентирует внимание на активном характере учебно-воспитательного процесса со стороны как ученика, так и учителя.
Л.С. Выготский изучил, как в процессе развития ребёнка происходит изменение его натуральных, обусловленных биологическими и природными факторами, психических функций. Под воздействием культурного развития, в процессе овладения системами знаков, натуральные психические функции превращаются в новые – высшие психические функции, кроме того, возникают новые системы высших психических функций, различные для различных стадий онтогенеза. Таким образом, методом исследования высших психических функций является метод их формирования. Для характеристики связи между обучением и психическим развитием ребёнка ввёл теоретический конструкт – «зона ближайшего развития», определяющий функции, «не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас находятся ещё в зачаточном состоянии». На этом основании В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин разработали концепцию «развивающего обучения». Свои взгляды на онтогенез детского мышления он противопоставлял эволюционной концепции Ж. Пиаже, изложенной швейцарским психологом в книге «Речь и мышление ребёнка» (русский перевод 1932 г.). В свою очередь, Ж. Пиаже ознакомился с трудом «Мышление и речь» уже после смерти Л.С. Выготского и сожалел, что не имел возможности ответить на критику.
 
Основные труды: «Методика рефлексологического и психологического исследования» (1924), «Сознание как проблема психологии поведения» (1925), «Педагогическая психология. Краткий курс» (1926), «Педология подростка» (1930), «Основные течения современной психологии. Сборник статей» (1930), «Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребёнок» (соавт., 1930), «Воображение и творчество в детском возрасте» (1930), «Мышление и речь» (1934).
 
Литература: Соколова Е.Е. Введение в психологию. Общая психология. Т. 1. – М., 2008. С. 156–163.
***
 
Л.С. Выготский – студент Московского университета