ЭС: Л.С.Цветкова
Окончила философский факультет МГУ (1953). Ученица А.В. Запоржца, А.Р. Лурии.
Кандидат педагогических наук (1962, «Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга»). Доктор психологических наук (1969 «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга»). Профессор (1974).
Профессор кафедры нейро- и патопсихологии (1974–2016), заведующий проблемной лабораторией экспериментальной и прикладной психологии (1970–1991) факультета психологии. Работала в МГУ с 1955 г.
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов смысловая концепция реабилитации, предметный образ-представления, нейропсихология речи, формирующее обучение детей.
На большом экспериментальном материале показала, что при локальных поражениях мозга нарушаются все виды мышления, разработала и описала новые факторы (механизмы) нарушения речи при акустико-мнестической и амнестической афазиях. В частности, изучая акустико-мнестическую афазию, выявила, что память относительно независима от речи, а вот объём восприятия (или ультракратковременная память) интегрирован и с речью, и с предметными образами. Показала, что при всех формах афазии нарушаются образы-представления и образы-восприятия, сформулировала новое определение афазии и описала её психологическое содержание.
Создала ряд принципиально новых концепций (в том числе нейропсихологического фактора и синдрома, «смысловая» концепция восстановления психических функций) и прикладных технологий, позволивших разработать ряд методов восстановительного обучения для пациентов с сосудистыми заболеваниями, доминирующими среди неврологической патологии. Рассмотрела проблемы детской нейропсихологии, её роль и место в общеобразовательной школе в работе с детьми с проблемами развития психики функционального генеза, а в специальной школе – в целях диагностики и коррекционно-развивающего обучения детей с аномальным развитием.
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за цикл работ по проблемам нейропсихологии и реабилитации больных с локальным поражением мозга (1998).
Заслуженный профессор Московского университета (1999).
Государственные награды: медаль «За трудовое отличие» (1986).
Основные труды: «Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности при локальных поражениях мозга» (соавт., 1966) «Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга» (1972), «Аграмматизм при афазии» (соавт., 1978), «Социально-психологический аспект реабилитации больных с афазией» (соавт., 1980), «Нейропсихология и восстановление высших психических функций» (1990), «Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности» (1995), «Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе» (соавт., 1997), «Методика диагностического нейропсихологического обследования детей» (1997), «Афазия и восприятие» (соавт., 1997), «Афазиология: современные проблемы и пути их решения» (2002), учебники и учебные пособия «Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность» (1985), «Афазия и восстановительное обучение» (1988), «Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление» (1997), «Нейропсихология и афазия: новый подход» (2001), «Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение» (2005), «Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования» (соавт., 2008).
Литература: Шипкова К.М., Цветков А.В., Семенович А.В. и др. Нейропсихология: эпоха Л.С.Цветковой.