ЭС: А.Р.Лурия

ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ (3(16).07.1902, Казань Казанской губ., Российская империя – 14.08.1977, Москва), психолог.
 
Окончил Казанский государственный университет (1923), 1-й Московский медицинский институт (1937). Доктор педагогических наук (1936, «Природа человеческих конфликтов»). Доктор медицинских наук (1944, «О проблемах афазии»). Профессор (1944).
Академик АПН РСФСР (1947, член-корреспондент с 1945). Академик отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1968).
 
Профессор (1966), заведующий кафедрой психофизиологии и нейропсихологии/нейро- и патопсихологии (1967–1977) факультета психологии. Профессор кафедры психологии философского факультета (1945–1966).
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов теория и методология психологии, дефектология, психофизиология локальных поражений мозга, нейролингвистика.
С 1924 г. сотрудник Психологического института. Участвовал в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов совместно с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Его ранние работы по объективному изучению аффективных состояний с помощью «сопряжённой моторной методики» положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом, послужили базисом для создания современного детектора лжи/полиграфа.
«Я сразу попал в самую гущу событий. Предполагалось, что институт наш должен перестроить всю психологию, отойти от прежней, челпановской идеалистической науки и создать новую, материалистическую. Корнилов даже говорил марксистскую психологию. Этот период интересен своей наивностью и энтузиазмом. Меня пригласили для того, чтобы я занимался реакциями, а у меня был тогда сильный интерес к психоанализу. Вот тогда и созрела мысль: нельзя ли создать объективный психоанализ, то есть сделать так, чтобы аффективные переживания и аффективные комплексы выражались бы в некоторых вполне объективных показателях скажем, в реакциях?»
 
В лаборатории исследования аффективных реакций учёный провёл серию экспериментальных работ и создал методику, позволяющую зафиксировать возникновение эмоциональных состояний в динамике речевых и двигательных процессов человека даже в тех случаях, когда тот пытался скрыть испытываемое им эмоциональное напряжение. Испытуемым зачитывалась фабула преступления, а затем давалось задание скрыть информацию о совершённом преступлении. Обследуемым предъявлялось 70 слов, из которых 10 – непосредственно относились к делу. Во время процедуры испытуемый должен был отвечать любым словом, схожим по смыслу и при этом нажимать на кнопку. Выяснилось, что испытуемые, не знавшие фабулы преступления, на нейтральные и на контрольные стимулы затрачивали примерно одно и то же время, тогда как испытуемые, которым фабула была известна, на контрольные слова затрачивали значительно большее количество времени. Результаты оказались настолько успешными, что уже в 1927 г. А.Р. Лурия отмечал, что «экспериментально-психологический метод обнаружения причастности к преступлению следует в будущем рассматривать как одну из серьёзнейших возможностей применения объективных методов в криминалистике». В 1930-е гг. все работы по применению детектора лжи в СССР были прекращены.
 
А.Р. Лурия обратился к логопедии, дефектологии и получил медицинское образование. Он работал в научно-исследовательских институтах нейрохирургии и неврологии, где подробно разрабатывал проблемы афазиологии, проводил исследования, посвящённые анализу мозговых механизмов психических процессов на модели локальной патологии мозга.
Один из основоположников новых направлений – нейропсихологии и нейролингвистики. Внёс крупный вклад в изучение проблем мозговых основ высших психических функций, исследование возможностей восстановления психических процессов. А.Р. Лурия указывал, что поражение лобных долей мозга у человека, не сказываясь на элементарных формах психической деятельности, приводит к нарушению высших и наиболее сложных её видов. Он разработал новую теорию системно-динамической локализации высших психических функций (концепция о трёх блоках мозга), характеризующую наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и позволяющую объяснить его интегративную функцию, внёс важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создал новую классификацию афазий. Изучил формы нарушения памяти при разного рода локальных поражениях мозга, разработал методы нейропсихологической диагностики таких поражений и основные принципы восстановления нарушенных психических процессов, применяемых в настоящее время в ряде медицинских реабилитационных клиник и центров.
Лауреат премии имени М.В. Ломоносова за труды по нейропсихологии (1967).
 
Великая Отечественная война. Работал в экспериментальном нейрохирургическом госпитале под Свердловском (Кисегач Челябинской области). Под его руководством исследования нарушений психических процессов при различных органических поражениях мозга, прежде всего ранениях, проводили С.Г. Геллерштейн, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн.
 
Государственные награды: ордена – Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».
 
Основные труды: «Травматическая афазия. Клиника, семиотика и восстановительная терапия» (1947), «Восстановление функции мозга после военной травмы» (1948), «Очерки психофизиологии письма» (1950), «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка» (1956), «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1962), «Мозг человека и психические процессы. В 2-х т.» (1963, 1970), «Нейропсихологический анализ решения задач. Нарушение процесса решения задач при локальных поражениях мозга» (соавт., 1966), «Психология восприятия» (соавт., 1973), «Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование» (1974), «Основные проблемы нейролингвистики» (1975), «Нейропсихология памяти. В 2-х вып.» (1974, 1976), учебные пособия «Курс общей психологии. Лекции» (1970), «Основы нейропсихологии» (1973).
 
Память. На факультете психологии открыта аудитория имени А.Р. Лурии.
 
Литература: Лурия Е.А. Мой отец А.Р.Лурия. – М., 1994; Детектор лжи. Совершенно секретно.
***