ЭС: Г.В.Логвинович

ЛОГВИНОВИЧ ГЕОРГИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (10.02.1913, имение Леонтьево близ Вязьмы, Смоленская обл. – 10.02.2002, Москва), математик, механик, изобретатель.
 
Окончил физический факультет МГУ (1935). Кандидат технических наук (1948). Доктор технических наук (1954). Профессор (1957).
Академик АН Украинской ССР (1967).
 
В Московском университете. Окончил школу с конструкторским уклоном (1930) и был принят конструктором в отдел твёрдых сплавов Московского завода редких элементов. Среди экспериментального оборудования наиболее трудоёмкой и малопроизводительной была высокотемпературная электрическая печь для спекания победитовых резцов. Г.В. Логвинович почти сразу предложил новую конструкцию этой печи, получив авторское свидетельство. По заводской путёвке поступил на физический факультет МГУ, где учился без отрыва от производства. Среди профессоров ему запомнились С.С. Бюшгенс и О.Ю. Шмидт. Выполнил одну из первых своих теоретических работ – расчёт распределения напряжений и токов в ванне с электролитом при промышленном электролизе бериллия. По окончании университета был призван на действительную военную службу как курсант-одногодичник и направлен в химическую роту.
 
Научная и изобретательская деятельность. В сфере научных интересов гидродинамика больших скоростей, теория устойчивости планера с гироскопом, водяные рикошеты, самоустанавливающаяся гидродинамическая решётка, устойчивость материалов за пределами пропорциональности, конструкторские разработки.
С 1938 г. начал работать в конструкторских организациях Военно-Морского флота. Участвовал в создании рикошетирующей торпеды, скоростной глиссирующей торпеды, охранной системы кораблей от мин. Заводские испытания охранителя проходили на Северном флоте – их прервала война.
Выдвинул концепцию нового сверхскоростного подводного оружия – ракеты-торпеды «Шквал», способной двигаться под водой со скоростью до 200 узлов/370 км/ч (1959). Г.В. Логвинович показал, что при движении в режиме развитой кавитации гидродинамическое сопротивление объекта в основном определяется формой и размерами кавернообразующей носовой части – кавитатора. Создание за кавитатором полости, занятой только газами и парами воды, даёт возможность в десятки раз снизить гидродинамическое сопротивление. Большое участие в её разработке приняли министр машиностроения В.В. Бахирев, президент АН СССР А.П. Александров, Л.И. Седов. Благодаря их помощи и поддержке удалось решить такие принципиально важные проблемы, как производство специального топлива, разработка соответствующих материалов, систем управления. Программа «Шквал» была реализована в исключительно короткие сроки – в 1977 г. первые серийные ракеты-торпеды поступили на вооружение.
 
Лауреат Ленинской премии за создание системы «Шквал» (1978, соавт.).
Лауреат Государственной премии Украины за цикл работ по исследованию суперкавитационных течений (2002).
 
Великая Отечественная война. В 1941 г. призван в штат Минно-торпедного управления Военно-морского флота. Служил старшим техником-лейтенантом, разрабатывая и испытывая новое оружие на всех флотах войны – Северном и Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском, на Каспийском море и Волге, в Турку и Хельсинки. Выдвинул проект авиационной плавающей мины, применявшейся в авиачастях под Сталинградом (1942). Участник операций «Северный конвой» по проводке англо-американских караванов морских судов в Архангельск. Войну закончил в Севастополе. Демобилизован в 1968 г. Инженер-полковник.
 
Государственные награды: ордена – «Знак Почёта» (1944), «Красной звезды» (1956), «Отечественной войны» (II ст. – 1985), медали – «За оборону Советского Заполярья» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945), «За оборону Кавказа» (1945), «За боевые заслуги» (1951).
 
Основные труды: «Гидродинамика течений со свободными границами» (1965).
 
Литература: Савченко Ю.Н. К 100-летию со дня рождения Г.В.Логвиновича. Журнал «Прикладна гiдромеханiка». 2013. Т. 15, №1. С. 6–9.