ЭС: А.П.Минаков

МИНАКОВ АНДРЕЙ ПЕТРОВИЧ (31.01.1893, Москва – 26.03.1954, Москва), математик, механик.
 
Окончил физико-математический факультет МГУ (1922). Доктор технических наук (1942, «Основы механики нити»). Профессор (1930).
 
Профессор кафедры теоретической механики механико-математического факультета (1942–1954).
 
В Московском университете. Среднее образование получил в 9-й Московской гимназии имени Г. Шелапутина (1911). Вопрос о поступлении Андрея в Московский университет не ставился по причине увольнения из него в этом же году его отца П.А. Минакова, несогласного с политикой министра народного просвещения Л.А. Кассо. Мальчик уехал учиться в Париж, где жили родственники его матери, и прослушал краткий университетский курс на медицинском факультете. В 1912 г. он вернулся и поступил на технологическое отделение Московского коммерческого института. Написал под руководством Н.Е. Успенского, А.В. Цингера и А.А. Эйхенвальда свою первую научную работу «О форме интерференционных максимумов рентгеновских лучей» (1915).
После Февральской революции 1917 г. П.А. Минаков был приглашён снова в университет, а через некоторое время на физико-математический факультет поступил Андрей, интересующийся физикой и механикой, с целью «получить более полную математическую подготовку для дальнейшей специализации по этим предметам». После окончания работал под руководством Н.Н. Бухгольца.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов теоретическая механика, кинематика и динамика гибкой нити.
Создал научную школу в изучении механики текстильных технологических процессов. Развил теорию стационарных движений идеальной гибкой нерастяжимой нити, установил классификацию таких движений (уравнение Минакова, функция Минакова).
С 1930 г. начал работать в Московском текстильном институте, Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Известен как один из выдающихся лекторов.
«Как правило, лекции А.П. Минакова посещают все студенты, “выкраивают” время для этого и те, кто учёбу совмещает с работой. В зале тишина. Студенты ещё задолго до звонка приготовились слушать лекцию так, чтобы не пропустить ни одного слова; заранее приготовлены тетради, ручки... Лекция началась. Краткий обзор прошлого, 1–2 ярких примера, и слушатель незаметно для самого себя “входит” в тему с головой. Время идёт незаметно. Всем доступный язык, отсутствие витиеватых слов; краткие, но ясные фразы, а потому легко воспринимаемые. И так до конца лекции. Скучная на первый взгляд и внешне отвлечённая наука, теоретическая механика, у А.П. Минакова превращается в живую, действующую силу. Этот лектор никогда не задаёт аудитории вопроса: “Вы поняли?” Он наперёд знает, где нужно задержать чтение, привести больше живых, остроумных примеров, рассеивающих напряжённость…».
 
Первая мировая и Великая Отечественная войны. Одновременно с занятиями в Коммерческом институте А.П. Минаков работал рентгенологом в различных госпиталях Москвы (1914–1916), заведовал в Киеве рентгеновским кабинетом в 1-м госпитале Красного Креста (1916–1917), где написал свою вторую научную работу «О ранней диагностике газовой гангрены при помощи рентгеновских лучей» (соавтор).
В годы Великой Отечественной войны выполнил ряд работ оборонного характера. Рассчитывал усилия, возникающие на гусеницах танка при повороте; совместно с X.А. Рахматулиным изучал процесс, происходящий при ударе самолёта по нити аэростата заграждения. До войны решил задачи о тяговой силе, о силах натяжения, возникающих в сцепках поездов, о допустимых ускорениях при движении тяжеловесных составов, которые сыграли важную роль при перебазировании промышленности на восток.
 
Государственные награды: орден Ленина (1951), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
 
Основные труды: учебное пособие «Сборник задач по теоретической механике» (соавт., 1925).
 
Литература: Космодемьянский А.А. А.П.Минаков. – М., 1963; Лишевский В.П. Педагогическое мастерство учёного: о преподавательской деятельности профессора А.П.Минакова. – М., 1975; Митрофанов Н.Н. Этюды о лекторах. – М., 1974; А.П.Минаков. Педагогические воззрения.
***