ЭС: Г.И.Петров

ПЕТРОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (18(31).05.1912, Пинега Архангельской губ. – 13.05.1987, Москва), математик, механик.
 
Окончил механико-математический факультет МГУ (1935). Кандидат наук (1941, «Применение метода Галёркина к задаче об устойчивости течения вязкой жидкости»). Доктор технических наук (1950). Профессор (1953).
Академик отделения технических наук (механика) АН СССР (1958, член-корреспондент с 1953).
 
Профессор (1953–1987), заведующий кафедрой аэромеханики и газовой динамики (1955–1987) механико-математического факультета.
 
Научная и педагогическая деятельность. В сфере научных интересов гидродинамическая теория устойчивости, сверхзвуковая аэродинамика, космическая газовая динамика.
Один из основоположников космической газовой динамики, физики и механики невесомости. Его первая научная работа была выполнена в ЦАГИ – «Применение теневого метода для исследования спектров воздушного потока» (1936).
Внёс фундаментальный вклад в решение проблем сверхзвукового обтекания тел, тепловой защиты материалов, находящихся в потоках раскалённого воздуха. Под его руководством были решены многие вопросы теплозащиты первых пилотируемых спускаемых космических аппаратов, созданы методы расчёта гиперзвуковых течений многокомпонентных сред с учётом сложных физико-химических превращений и излучения. Участвовал в создании и испытаниях ракеты Р-7 (1957, двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета с отделяющейся головной частью), подготовке к запуску космического корабля «Восток» с человеком на борту (12 апреля 1961 г.).
«Поскольку первыми спускаемыми аппаратами, для которых проблема тепловой защиты при входе в атмосферу стала иметь принципиальное значение, были головные части баллистических ракет дальнего действия, впервые создаваемые в нашей стране в начале 1950-х гг. для доставки ядерных зарядов на межконтинентальные расстояния, то деятельность Георгия Ивановича в этом направлении по понятным соображениям не получила в своё время освещения в научной литературе».
 
В Институте механики организовал и руководил зимней школой-семинаром по нелинейным задачам теории гидродинамической устойчивости «НеЗаТеГиУс» (1976–1987).
 
Лауреат Государственной премии СССР (1978, соавт.).
Лауреат Государственной премии СССР за научные исследования в области газовой динамики (1949).
 
Организатор и директор Института космических исследований АН СССР (1965–1973). Внёс выдающийся вклад в астрономические исследования. Под его руководством выполнены уникальные программы на космических аппаратах серий «Протон», «Луна», «Венера», «Салют», «Интеркосмос», «Прогноз».
Первым проектом стал запуск самой тяжёлой в то время научной космической лаборатории «Протон» для комплексного изучения космических лучей и взаимодействия с веществом частиц сверхвысоких энергий (1965). Началось исследование ближайшего к Земле небесного тела – Луны: «Луна-9» впервые в мире совершила мягкую посадку на поверхность Луны и передала из района Океана Бурь панораму окружающего ландшафта (1966); «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны (1966); «Луна-12» передала крупномасштабные изображения участков лунной поверхности (1966), «Луна-16» доставила на Землю первые 105 г лунного грунта (1970). 17 ноября 1970 г. на Луну был десантирован первый самоходный автоматический аппарат «Луноход-1», с помощью которого детально была обследована лунная поверхность в Море Дождей, а в 1973 г. – Море Ясности («Луноход-2»).
12 июня 1967 г. к Венере была запущена межпланетная станция «Венера-4» – первый космический аппарат, выполнивший прямые измерения в атмосфере другой планеты, а 15 декабря 1970 г. «Венера-7» впервые совершила мягкую посадку на её поверхность. Через год станция «Марс-3» опустилась на Марс.
В 1966 г. СССР подписал первое межправительственное соглашение о сотрудничестве в изучении и освоении космического пространства с капиталистической страной, которой стала Франция. Совместные исследования были проведены в рамках проекта «Аркад» на космическом аппарате «Ореол» по определению взаимовлияния магнитосферы и ионосферы (1971). В мае 1972 г. по Соглашению между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях была утверждена программа «Союз–Аполлон».
 
Великая Отечественная война. В ноябре 1941 г. эвакуирован с ЦАГИ в Новосибирск. Выполнил ряд важных исследований, связанных с совершенствованием аэродинамики боевых самолётов конструкторских бюро С.В. Ильюшина, О.К. Антонова, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина. Исследовал возможности увеличения максимальной скорости самолётов и разработал выхлопные патрубки, открывшие дополнительные возможности использования энергии выхлопных газов поршневого мотора. Улучшенные патрубки были применены на самолетах Як-3 и Ла-5 и позволили увеличить скорость этих истребителей, сыгравших важную роль в ходе войны. В 1942 г. вернулся в Москву. Руководил определением аэродинамических характеристик новой техники, в том числе «летающего танка» (А-40), истребителей с подвешиваемыми под крылом «крылатыми бомбами».
 
Государственные награды: Герой Социалистического Труда (1961). Ордена – Ленина (1956, 1962, 1982), Трудового Красного Знамени (1957, 1971, 1975), медали – «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945), «За доблестный труд» (1970).
 
Память. Российский Национальный комитет по теоретической и прикладной механике учредил премию имени академика Г.И. Петрова за выдающиеся достижения в области теории гидродинамической устойчивости и турбулентности (1997).
 
Литература: Астафьева Н.М., Краснобаев К.В. (сост.) Г.И.Петров: к 100-летию со дня рождения. – М, 2012; ИКИ РАН.
***
1961 г. Научный семинар Г.И. Петрова в Вычислительном центре МГУ